Типы документов

Реклама

Партнеры

Апелляционное определение Мособлсуда от 27.11.2013 по делу N 33-25622/2013 <О признании недействующим пункта 2.5 Положения о порядке первоочередного предоставления земельных участков инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, на территории Озерского муниципального района, утв. решением Совета депутатов Озерского муниципального района МО от 20.02.2013 N 601/98, со дня его принятия>



МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 27 ноября 2013 г. по делу № 33-25622/2013

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Бакулина А.А.,
судей Чиченевой Н.А., Вороновой М.Н.,
при секретаре М.А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 27 ноября 2013 года апелляционную жалобу И.В.Н., Г.П.В. на решение Озерского городского суда Московской области от 26 сентября 2013 года по делу по заявлению И.В.Н., Г.П.В. об оспаривании нормативного правового акта Совета депутатов Озерского муниципального района Московской области,
заслушав доклад судьи Чиченевой Н.А., объяснения представителя Г.П.В., И.В.Н. - П.Р.Б.,

установила:

Г.П.В., И.В.Н. обратились в суд с заявлением о признании недействующим решения Совета депутатов Озерского муниципального района от 20.02.2013 № 601/98 "Об утверждении "Положения о порядке первоочередного предоставления земельных участков инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, на территории Озерского муниципального района". Требования мотивированы тем, что оспариваемый нормативный правовой акт принят неуполномоченным органом, поскольку в соответствии со ст.ст. 72, 76 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: вопросы владения, пользования и распоряжения землей. По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие. В случае противоречия акта, изданного в Российской Федерации, федеральному закону применяется федеральный закон.
Кроме того, заявители считают, что пункты 2.5, 3.1, 3.2, 3.5 указанного выше Положения противоречат Конституции РФ, ст. 28 ЗК РФ, ч. 3, 4 ст. 3 Федерального закона от 07.07.2003 № 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве", ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", постановлению Правительства РФ от 27.07.1996 № 901 "О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг". пункты 2.5, 3.1, 3.5 Положения ограничивают право заявителей на получение земельного участка по месту проживания, а также на получение земельного участка в Озерском муниципальном районе из свободных земель. Пункт 3.2 нарушает право, предусмотренное ст. 33 ЗК РФ, в части площади предоставляемого земельного участка.
В судебном заседании представители заявителей К.А.А., П.Р.Б. поддержали заявленные требования, настаивали на их удовлетворении.
Представитель Совета депутатов Озерского муниципального района Московской области Д.Е.В. с заявлением не согласился, представил письменный отзыв (л.д. 39).
Решением Озерского городского суда Московской области от 26 сентября 2013 года заявление Г.П.В., И.В.Н. удовлетворено частично. Суд признал недействующим п. 3.2 "Положения о порядке первоочередного предоставления земельных участков инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, на территории Озерского муниципального района", утвержденного решением Совета депутатов Озерского муниципального района от 20.02.2013 № 601/98, со дня его принятия. В удовлетворении требований о признании недействующим полностью решения Совета депутатов Озерского муниципального района от 20.02.2013 № 601/98 "Об утверждении "Положения о порядке первоочередного предоставления земельных участков инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, на территории Озерского муниципального района" и признании недействующими пунктов 2.5, 3.1, 3.5 Положения отказано.
В апелляционной жалобе И.В.Н., Г.П.В. просят решение суда изменить, признать решение Совета депутатов Озерского муниципального района от 20.02.2013 № 601/98 "Об утверждении "Положения о порядке первоочередного предоставления земельных участков инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов на территории Озерского муниципального района" недействительным полностью (л.д. 91-98).
В судебное заседание суда апелляционной инстанции заявители Г.П.В., И.В.Н., представитель Совета депутатов Озерского муниципального района Московской области не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены в установленном законом порядке. В соответствии с положениями части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав объяснения представителя заявителей П.Р.Б., проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему.
В соответствии со ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Согласно ст. 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Пунктами "ж" и "к" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ установлено, что социальная защита, включая социальное обеспечение, а также земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу ч.ч. 2 и 5 ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам.
Статьей 10 Земельного кодекса РФ к полномочиям субъектов Российской Федерации отнесены разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов Российской Федерации; иные полномочия, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации или к полномочиям органов местного самоуправления. Субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.
Государственная политика в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации определена Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в соответствии со ст. 17 которого инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Согласно п. 17 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.07.1996 № 901, инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, обеспечиваются в первоочередном порядке земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
В соответствии с ч.ч. 3, 4 ст. 3 Федерального закона от 07.07.2003 № 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в сельских поселениях. Гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в городских поселениях, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются при наличии свободных земельных участков.
Частью 4 ст. 28 ЗК РФ установлено, что не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
Из материалов дела следует, что решением Совета депутатов Озерского муниципального района от 20.02.2013 № 601/98, опубликованным в газете "Озерская панорама" № 10 от 15.03.2013, утверждено "Положение о порядке первоочередного предоставления земельных участков инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, на территории Озерского муниципального района".
Заявители Г.П.В. и И.В.И. являются инвалидами второй группы бессрочно, нуждающимися в улучшении жилищных условий в установленном порядке не признаны.
В июле 2013 года Г.П.В. обратился в администрацию Озерского муниципального района с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка, в чем ему было отказано.
Отказывая в удовлетворении требований Г.П.В. и И.В.И. о признании недействующим решения Совета депутатов Озерского муниципального района от 20.02.2013 № 601/98 "Об утверждении "Положения о порядке первоочередного предоставления земельных участков инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, на территории Озерского муниципального района" по мотиву принятия его неуполномоченным органом, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что названный нормативный правовой акт принят органом местного самоуправления в рамках реализации указаний, содержащихся в п. 3 постановления Правительства РФ от 27.07.1996 № 901 "О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг", с соблюдением своей компетенции, предусмотренной ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также ст.ст. 11, 30, 38 Земельного кодекса РФ и п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ".
Также правильным является вывод суда об отказе в удовлетворении требований заявителей о признании недействующим п. 3.1 "Положения о порядке первоочередного предоставления земельных участков инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, на территории Озерского муниципального района", предусматривающего, что перечни земельных участков для формирования в целях последующего первоочередного предоставления в собственность или аренду инвалидам ежегодно в срок до 01 апреля текущего года готовятся Комитетом по управлению имуществом Озерского муниципального района и направляются главе Озерского муниципального района для утверждения.
Доводы заявителей о дискриминационном характере данной нормы суд обоснованно признал несостоятельными, поскольку Положение регулирует достаточно узкую сферу правоотношений, предусматривающую, в том числе и обеспечение гарантий защиты прав инвалидов, и постоянная обновляемость, видоизменяемость и пополняемость Реестра является одной из таких гарантий.
Норма, содержащаяся в п. 3.5 Положения, регулирует организационные вопросы деятельности Комитета по управлению имуществом по ведению Реестра земельных участков, формированию земельных участков и информационному обеспечению и не затрагивает права и законные интересы заявителей.
Вместе с тем, пункт 3.2 Положения, которым установлен предельный максимальный размер предоставляемого земельного участка в размере 0,10 га, правомерно признан судом недействующим, как противоречащий нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
В соответствии с п. 1.1 "Положения о порядке первоочередного предоставления земельных участков инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, на территории Озерского муниципального района" настоящее Положение регулирует порядок первоочередного предоставления инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования Озерский муниципальный район и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, дачного строительства, ведения садоводства.
Согласно ст. 33 ЗК РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии со ст. 2 Закона Московской области от 17.06.2003 № 63/2003-ОЗ "О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность на территории Московской области" максимальный размер предоставляемого гражданам в собственность земельного участка для садоводства составляет 0,15 га, для дачного строительства - 0,25 га.
Таким образом, п. 3.2 Положения противоречит Закону Московской области от 17.06.2003 № 63/2003-ОЗ.
В то же время, судебная коллегия не может согласиться с выводами суда об отказе в удовлетворении требований заявителей о признании недействующим п. 2.5 Положения, согласно которому инвалидам в первоочередном порядке предоставляются только земельные участки, включенные в Реестр земельных участков в соответствии с п. 3 данного Положения, поскольку указанный пункт противоречит Конституции РФ, ст. 28 ЗК РФ, ч. 3, 4 ст. 3 Федерального закона от 07.07.2003 № 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве", ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", постановлению Правительства РФ от 27.07.1996 № 901 "О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг"; нарушает права и законные интересы заявителей, в связи с чем, должен быть признан недействующим со дня его принятия.
При изложенных обстоятельствах постановленное по делу решение подлежит отмене в указанной части с вынесением нового решения об удовлетворении требований заявителей.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Озерского городского суда Московской области от 26 сентября 2013 года отменить в части отказа в удовлетворении требований И.В.Н., Г.П.В. о признании недействующим п. 2.5 "Положения о порядке первоочередного предоставления земельных участков инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, на территории Озерского муниципального района", утвержденного решением Совета депутатов Озерского муниципального района от 20.02.2013 № 601/98.
Постановить в отмененной части новое решение, которым признать недействующим п. 2.5 "Положения о порядке первоочередного предоставления земельных участков инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, на территории Озерского муниципального района", утвержденного решением Совета депутатов Озерского муниципального района от 20.02.2013 № 601/98, со дня его принятия.
В остальной части решение суда оставить без изменения.

Председательствующий:

Судьи:


------------------------------------------------------------------