Типы документов

Реклама

Партнеры

Решение Московского областного суда от 05.12.2013 N 3-130/13 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими подпункта 1 пункта 5 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства - приложения Подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" долгосрочной целевой программы Московской области "Жилище" на 2013-2015 годы", утв. постановлением Правительства МО от 29.08.2012 N 1064/32>



МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 5 декабря 2013 г. № 3-130/13

Московский областной суд в составе:
председательствующего судьи Власовой М.Г.,
при секретаре П.В.А.,
с участием прокурора Козловой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 3-130/13 по заявлению П.С.А. о признании недействующим подпункта 1 пункта 5 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства - приложения Подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" долгосрочной целевой программы Московской области "Жилище на 2013-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Московской области от 29 августа 2012 года № 1064/32

установил:

29 августа 2012 года Правительством Московской области принято постановление № 1064/32 "Об утверждении долгосрочной целевой программы Московской области "Жилище" на 2013-2015 годы", официально опубликованное 30 декабря 2012 года в Информационном вестнике Правительства Московской области № 11-12 (л.д. 7, 24-28, 29-65).
Утвержденная указанным постановлением Правительства Московской области целевая программа включает в себя подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей" долгосрочной целевой программы Московской области "Жилище" на 2013-2015 годы" (далее - Подпрограмма) (приложение № 2 к целевой программе) (л.д. 7, 33 об., 34-35).
В свою очередь, названная Подпрограмма включает в себя Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства (далее - Правила), пункты 5-11 которых регламентируют порядок признания молодых семей нуждающимися в жилых помещениях (раздел II приложения Подпрограммы) (л.д. 7, 35 об., 36).
Пункт 5 Правил предусматривает перечень документов, которые необходимо прилагать к заявлению, подаваемому молодой семьей в орган местного самоуправления в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях для участия в Подпрограмме, в том числе в указанный перечень входит акт проверки жилищных условия заявителя (п.п. 1 п. 5 Правил) (л.д. 7, 36).
П.С.А., уточнив требования, обратился в Московский областной суд заявлением о признании недействующим указанного п.п. 1 п. 5 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства - приложения Подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" долгосрочной целевой программы Московской области "Жилище на 2013-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Московской области от 29 августа № 1064/32 (л.д. 4-6, 113).
В обоснование своих требований П.С.А. указывает, что требование оспариваемой нормы предоставлять при принятии на учет молодой семьи в качестве нуждающейся в жилых помещениях для участия в Подпрограмме, акт обследования жилищных условий, противоречит федеральному законодательству и создает препятствия для реализации права на получение субсидии на приобретение (строительство жилья), поскольку он - заявитель не в состоянии обеспечить согласие всех совместно проживающих с ним лиц, не участвующих в Подпрограмме, на проверку жилищных условий в целях составления соответствующего акта.
По мнению заявителя, оспариваемая норма Правил необоснованно ограничивает конституционное право на неприкосновенность жилища и противоречит ч. 2, 3 ст. 3 Жилищного кодекса РФ, предусматривающих проникновение в жилище без согласия проживающих в нем только в определенных целях, не связанных с составлением акта обследования жилищных условий.
Кроме того, утверждает П.С.А., при принятии п.п. 1 п. 5 Правил, обязывающего молодую семью для участия в Подпрограмме предоставлять акт проверки жилищных условий, Правительство Московской области вышло за пределы своей компетенции и фактически ввело дополнительное условие для признания семьи нуждающейся в жилых помещениях. Вместе с тем федеральные нормативные правовые акты, в том числе Федеральная целевая подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей", утвержденная постановлением Правительства России от 17 декабря 2010 года № 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011-2015 годы", не предусматривают полномочия органа государственной власти субъекта Российской Федерации по установлению порядка и условий признания молодой семьи нуждающейся в жилом помещении.
В судебном заседании заявитель поддержал свои требования.
Представитель Правительства Московской области - Д.О.Е. и представитель Министерства строительного комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Московской области - К.Ю.В. требования заявителя не признали и пояснили, что постановление Правительства Московской области от 29 августа 2012 года № 1064/32 в оспариваемой части принято Правительством Московской области в пределах его компетенции не противоречит федеральному законодательству и не нарушает права заявителя.
Представители указанных заинтересованных лиц представили также письменные возражения на заявление (л.д. 93-101, 102-103).
Суд, выслушав объяснения заявителя, представителей заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего заявление подлежащим удовлетворению, приходит к следующему.
В силу п. "к" ч. 1 ст. 72, ч. 2, 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаются в соответствии с ними законы и иные нормативные акт субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить положениям федерального законодательства.
Согласно п. 2 ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище посредством предоставления субсидий для приобретения или строительства жилых помещений в установленном порядке.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050 утверждена федеральная целевая программа "Жилище на 2011-2015 годы", в состав которой входит подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей", предусматривающая государственную поддержку в виде финансовой помощи при решении жилищной проблемы молодой семьи, признанных в установленном порядке, нуждающимися в улучшении жилищных условий. Реализация подпрограммы осуществляется на условиях софинансирования - за счет средств федерального бюджета, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. При этом использование средств федерального бюджета возможно лишь посредством участия в утвержденной субъектом РФ региональной программе по обеспечению жильем молодых семей.
Федеральной подпрограммой предусмотрен Перечень основных мероприятий по ее реализации (приложение № 1), согласно которому организация учета молодых семей, участвующих в подпрограмме осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.
Приложением № 3 к указанной федеральной подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" являются Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.
В целях названных Правил под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены ст. 51 Жилищного кодекса РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (п. 7).
Аналогичное положение содержит и оспариваемое заявителем постановление Правительства Московской области от 29 августа 2012 года № 1064/32 "Об утверждении долгосрочной целевой программы Московской области "Жилище" на 2011-2015 годы", принятое в целях реализации постановления Правительства РФ от 17 декабря 2010 года № 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011-2015 годы" (п. 5 Правил - приложения целевой программы, утвержденной постановлением Правительства Московской области).
Статья 51 ЖК РФ предусматривает основания признания граждан нуждающимися в жилых помещения, предоставляемых по договорам социального найма, в том числе основания, подтверждение наличия которых невозможно без проверки жилищных условий и составления соответствующего акта. Так, к подобным основаниям относится проживание граждан в помещении, не отвечающим установленным для жилых помещений требованиям (п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ).
Согласно п. 7 ст. 13 ЖК РФ к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ в области жилищных отношений относится, в том числе, определение порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Данное полномочие в Московской области было реализовано принятием 12 декабря 2005 года Закона № 260/2005-ОЗ "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма". В статье 2 данного Закона для учета гражданина, в качестве нуждающегося в жилом помещении, предусмотрено представление тех же документов, что и в оспариваемом постановлении Московской области, в том числе и акта обследования жилищных условий.
Из анализа вышеназванных федеральных и областных нормативных правовых актов следует, что установленная федеральными Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования для данных целей обязанность органов местного самоуправления признавать молодые семьи нуждающимися в жилых помещениях по тем же основаниям, что и для целей предоставления жилых помещений по договорам социального найма, предполагает один и тот же порядок подтверждения этих оснований.
При таких обстоятельствах, воспроизведение в оспариваемой норме постановления Правительства Московской области для целей данного постановления перечня документов, предусмотренного в Законе Московской области от 12 декабря 2005 года № 260/2005-ОЗ для учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в том числе акта обследования жилищных условий, является правомерным.
Довод заявителя о том, требование оспариваемой нормы о предоставлении акта обследования жилищных условий фактически вводит дополнительное условие для признания молодой семьи нуждающейся в жилых помещениях, является несостоятельным, поскольку указанный документ, наряду с другими документами, является лишь подтверждением наличия оснований для такого признания.
Доводы заявителя об ограничении оспариваемой нормой его конституционного права на неприкосновенность жилища и ее противоречии ч. 2, 3 ст. 3 Жилищного кодекса РФ, предусматривающих проникновение в жилище без согласия проживающих в нем только в определенных целях, также являются несостоятельными, так как оспариваемый п.п. 1 п. 5 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства, утвержденных постановлением Правительства Московской области от 29 августа 2012 года № 1064/32 не предусматривает составление акта обследования жилищных условий молодой семьи посредством проникновения в жилище без согласия законно проживающих в нем лиц.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что постановление Правительства Московской области от 29 августа 2012 года № 1064/32 в оспариваемой части принято в пределах его полномочий, не противоречит федеральному законодательству и не нарушает права заявителя, в связи с чем заявление П.С.А. удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 199-194, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

заявление П.С.А. о признании недействующим подпункта 1 пункта 5 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства - приложения Подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" долгосрочной целевой программы Московской области "Жилище на 2013-2015 годы", утвержденной постановлением Правительства Московской области от 29 августа 2012 года № 1064/32 оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба и принесено апелляционное представление прокурором в Верховный Суд Российской Федерации через Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья
М.Г. Власова


------------------------------------------------------------------