Типы документов

Реклама

Партнеры

Постановление Мособлдумы от 12.12.2013 N 30/71-П "Об итогах мониторинга правоприменительной практики Закона Московской области N 87/2006-ОЗ "О ветеринарии в Московской области"



МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 декабря 2013 г. № 30/71-П

ОБ ИТОГАХ МОНИТОРИНГА ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ ЗАКОНА
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ № 87/2006-ОЗ "О ВЕТЕРИНАРИИ
В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ"

Рассмотрев Отчет о проведенном мониторинге правоприменительной практики Закона Московской области № 87/2006-ОЗ "О ветеринарии в Московской области", в соответствии с частью 2 статьи 8 Закона Московской области № 46/2012-ОЗ "О правовом мониторинге в Московской области", пунктом 15 Положения о порядке проведения правового мониторинга в Московской областной Думе, утвержденного постановлением Московской областной Думы от 13.12.2012 № 25/37-П, Московская областная Дума постановила:
1. Принять к сведению Отчет о проведенном мониторинге правоприменительной практики Закона Московской области № 87/2006-ОЗ "О ветеринарии в Московской области" за период с 1 января 2012 года по 31 декабря 2012 года. (Приложение.)
2. Предложить Комитету по вопросам аграрной политики и потребительского рынка рассмотреть вопрос о подготовке законодательной инициативы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, направленной на регулирование численности сельскохозяйственных животных и птиц в личных подсобных хозяйствах.
3. Предложить Правительству Московской области:
1) обратиться в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации с предложением рассмотреть вопрос о разработке:
Положения о лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы на торговых объектах, осуществляющих реализацию сельскохозяйственной продукции (продукции животного происхождения и продукции растительного происхождения непромышленного изготовления);
Правил проведения ветеринарно-санитарной экспертизы продукции животного происхождения и продукции растительного происхождения непромышленного изготовления;
2) рассмотреть вопрос о возможности увеличения штатной численности государственных ветеринарных инспекторов Московской области.
4. Опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации и на официальном сайте Московской областной Думы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Московской областной Думы Чаплина Н.Ю.

Председатель
Московской областной Думы
И.Ю. Брынцалов





Приложение
к постановлению
Московской областной Думы
от 12 декабря 2013 г. № 30/71-П

ОТЧЕТ
О ПРОВЕДЕННОМ МОНИТОРИНГЕ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ
ЗАКОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ № 87/2006-ОЗ "О ВЕТЕРИНАРИИ
В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ"

I. Общие положения

Объект мониторинга правоприменительной практики (далее - мониторинг) - Закон Московской области № 87/2006-ОЗ "О ветеринарии в Московской области" (далее также - Закон Московской области № 87/2006-ОЗ).
Целью мониторинга является проведение комплексного изучения правового регулирования отношений в сфере ветеринарии.
Реализация данной цели предполагает решение следующих задач:
сбор, обработку и систематизацию информации о практике применения Закона Московской области № 87/2006-ОЗ;
сбор, обработку и систематизацию информации о федеральном законодательстве и законодательстве Московской области в сфере ветеринарии;
подготовку по результатам мониторинга предложений по совершенствованию федерального законодательства и законодательства Московской области в сфере ветеринарии.
Период проведения мониторинга - с 1 января 2012 года по 31 декабря 2012 года.

II. Информация о деятельности Комиссии
по проведению мониторинга

В целях проведения мониторинга постановлением Московской областной Думы от 15.11.2012 № 22/32-П "О проведении мониторинга практики применения Закона Московской области № 87/2006-ОЗ "О ветеринарии в Московской области" была создана Комиссия по проведению мониторинга (далее - Комиссия) в следующем составе:
1) Шаров А.Н. - депутат Московской областной Думы, член фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ", председатель Комиссии;
2) Пекарев В.Я. - депутат Московской областной Думы, член фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ";
3) Керселян С.А. - депутат Московской областной Думы, член фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ";
4) Ляпохов Г.В. - заместитель руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по городу Москва, Московской и Тульской областям;
5) Левкович Н.Г. - первый заместитель начальника Главного управления ветеринарии Московской области - заместитель начальника главного государственного ветеринарного инспектора Московской области;
6) Гуторов Т.Е. - начальник управления делами Главного управления ветеринарии Московской области;
7) Балакина Л.В. - консультант аппарата Комитета по вопросам аграрной политики и потребительского рынка Московской областной Думы;
8) Бабкина С.В. - консультант отдела правовой экспертизы Государственно-правового управления Московской областной Думы.
Комиссией разработан и утвержден план проведения мониторинга, в соответствии с которым осуществлены следующие мероприятия:
1) проведен анализ федерального законодательства и законодательства Московской области в сфере ветеринарии;
2) собрана информация о работе государственной ветеринарной службы Московской области по обеспечению эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия на территории Московской области;
3) разработаны и утверждены анкеты мониторинга правоприменительной практики Закона Московской области № 87/2006-ОЗ "О ветеринарии в Московской области" для:
государственной ветеринарной службы Московской области;
муниципальных образований Московской области (муниципальные районы, городские округа);
4) проведена работа по обобщению предложений по результатам анкетирования;
5) проведено выездное заседание Комиссии в г. Наро-Фоминске, на котором были обсуждены предварительные результаты мониторинга и изучена работа государственных учреждений ветеринарии Московской области на примере государственного учреждения ветеринарии Московской области "Наро-Фоминская станция по борьбе с болезнями животных";
6) приняты предложения по совершенствованию законодательства по теме мониторинга и федерального законодательства.

III. Проведение мониторинга

1. Законодательство Российской Федерации
в сфере ветеринарии

Основными нормативными правовыми актами в сфере ветеринарии на федеральном уровне являются:
Закон Российской Федерации от 14 мая 1993 года № 4979-1 "О ветеринарии";
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (статьи 10.6-10.8);
Федеральный закон от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения";
Федеральный закон от 30 декабря 2006 года № 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации";
Федеральный закон от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации";
Федеральный закон от 2 января 2000 года № 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов";
Федеральный закон от 12 июня 2008 года № 88-ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию";
постановление Правительства Российской Федерации от 05.06.2013 № 476 "О вопросах государственного контроля (надзора) и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации";
постановление Правительства Российской Федерации от 11.11.2005 № 679 "О Порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг)".

2. Законодательство Московской области в сфере ветеринарии

В Московской области с 8 июня 2006 года действует Закон Московской области № 87/2006-ОЗ "О ветеринарии в Московской области".
Закон Московской области № 87/2006-ОЗ устанавливает полномочия исполнительных органов государственной власти Московской области в сфере ветеринарии и регулирует вопросы организации государственной ветеринарной службы Московской области в целях обеспечения ветеринарно-санитарного благополучия на территории Московской области, защиты населения Московской области от болезней, общих для человека и животных, предупреждения и ликвидации болезней животных и их лечения.
Правительством Московской области приняты следующие постановления:
постановление Правительства Московской области от 02.03.2005 № 143/8 "Об обеспечении положительного эпизоотического состояния на территории Московской области";
постановление Правительства Московской области от 19.11.2007 № 874/41 "О регистрации специалистов в области ветеринарии, занимающихся предпринимательской деятельностью на территории Московской области";
постановление Правительства Московской области от 15.10.2009 № 848/43 "Об утверждении Положения о предоставлении ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам государственных учреждений ветеринарии Московской области с ненормированным рабочим днем";
постановление Правительства Московской области от 20.10.2009 № 869/45 "Об утверждении перечня ветеринарных услуг, оказываемых государственными учреждениями ветеринарии Московской области за счет средств бюджета Московской области";
постановление Правительства Московской области от 16.06.2010 № 450/24 "Об утверждении Порядка возмещения гражданам и юридическим лицам стоимости изъятых животных и (или) продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных на территории Московской области";
постановление Правительства Московской области от 18.07.2012 № 932/25 "О Порядке предоставления средств из бюджета Московской области на проведение противоэпизоотических мероприятий в 2012 году".
Центральным исполнительным органом государственной власти Московской области в сфере ветеринарии - Главным управлением ветеринарии Московской области (образовано постановлением Правительства Московской области от 25.10.2011 № 1266/44) приняты следующие распоряжения:
распоряжение Главного управления ветеринарии Московской области от 02.02.2012 № 90 "Об утверждении перечня государственных учреждений ветеринарии Московской области, подведомственных центральному исполнительному органу государственной власти Московской области - Главному управлению ветеринарии Московской области, уполномоченных на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Московской области";
распоряжение Главного управления ветеринарии Московской области от 29.02.2012 № 218 "Об утверждении Порядка определения платы за оказание бюджетными учреждениями, подведомственными Главному управлению ветеринарии Московской области, услуг (выполнение работ), относящихся к основным видам деятельности бюджетного учреждения, для граждан и юридических лиц";
распоряжение Главного управления ветеринарии Московской области от 20.04.2012 № 356 "Об утверждении Административного регламента Главного управления ветеринарии Московской области по исполнению государственной функции по осуществлению регионального государственного ветеринарного надзора";
распоряжение Главного управления ветеринарии Московской области от 10.05.2012 № 418 "Об утверждении перечня показателей качества государственных услуг (работ), оказываемых государственными учреждениями ветеринарии Московской области, подведомственными Главному управлению ветеринарии Московской области";
распоряжение Главного управления ветеринарии Московской области от 23.07.2012 № 622 "Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по регистрации специалистов в области ветеринарии, занимающихся предпринимательской деятельностью на территории Московской области";
распоряжение Главного управления ветеринарии Московской области от 23.07.2012 № 640 "Об утверждении Паспортов качества государственных услуг (работ), оказываемых государственными учреждениями ветеринарии Московской области, подведомственными Главному управлению ветеринарии Московской области";
распоряжение Главного управления ветеринарии Московской области от 21.11.2012 № 920 "Об утверждении порядка расчета нормативных затрат на оказание соответствующих государственных услуг (выполнение работ) и нормативных затрат на содержание имущества государственных учреждений ветеринарии, подведомственных Главному управлению ветеринарии Московской области";
распоряжение Главного управления ветеринарии Московской области от 05.12.2012 № 967 "Об утверждении Административного регламента Главного управления ветеринарии Московской области по исполнению государственной функции по проведению на территории Московской области ветеринарно-санитарного обследования объектов, связанных с содержанием животных, переработкой, хранением и реализацией продукции животного происхождения и растительного происхождения непромышленного изготовления".
Главным управлением ветеринарии Московской области подготовлено также 333 распоряжения об установлении и отмене ограничительных мероприятий (карантина) с целью недопущения распространения заразных болезней животных, за исключением особо опасных.

3. Анализ правоприменительной практики законодательства
в сфере ветеринарии на территории Московской области

3.1. Обеспечение эпизоотического и ветеринарно-санитарного
благополучия на территории Московской области

В соответствии со статьей 1 Закона Московской области № 87/2006-ОЗ эпизоотическое благополучие - это отсутствие на определенной территории заразных и массовых незаразных болезней животных; ветеринарно-санитарное благополучие - это состояние безопасности обращения технического, продовольственного сырья и продукции животного происхождения, кормов и кормовых добавок, лекарственных средств для животных, обеспеченное проведением комплекса ветеринарно-санитарных мероприятий и выполнением требований ветеринарно-санитарных правил юридическими, физическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
В целях эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия Главным управлением ветеринарии Московской области и подведомственным ему 51 учреждением проводились следующие мероприятия:
ветеринарно-санитарная экспертиза продукции животного происхождения и продукции растительного происхождения непромышленного изготовления, реализуемой на продовольственных рынках;
диагностические исследования на наличие заразных, в том числе особо опасных, болезней животных;
вакцинация животных против заразных болезней;
лечебно-профилактические обработки животных и птицы;
дезинсекция, дератизация животноводческих помещений, мест для выгула и выпаса животных;
контроль за выполнением требований ветеринарно-санитарных правил юридическими, физическими лицами и индивидуальными предпринимателями;
ведение Реестра объектов, связанных с содержанием животных, переработкой, хранением и реализацией продукции животного происхождения и продукции растительного происхождения непромышленного изготовления на территории Московской области;
установление и отмена ограничительных мероприятий (карантина);
регистрация специалистов в сфере ветеринарии, занимающихся предпринимательской деятельностью на территории Московской области, контроль их деятельности в пределах своей компетенции и взаимодействие при осуществлении мероприятий по нераспространению особо опасных болезней животных.
В течение 2012 года на объектах, поднадзорных государственной ветеринарной службе Московской области, выполнен следующий объем работ:
проведено ветеринарно-санитарных экспертиз (далее также - ВСЭ) - свыше 65 млн. единиц. При этом выявлено случаев болезней - 864100, в том числе:
инфекционных - 5900;
инвазионных - 5900;
незаразной этиологии - 852300;
проведено 1,5 млн. диагностических исследований крупного рогатого скота (КРС) на наличие особо опасных болезней животных, в том числе:
на наличие туберкулеза - 359844 (147% от плана);
на наличие бруцеллеза - 374400 (153% от плана);
на наличие лейкоза - 345327 (133% от плана);
проведена профилактическая вакцинация против многих заразных болезней, включая особо опасные болезни животных, в том числе:
против лептоспироза КРС - 370999 (130% от плана);
против сибирской язвы КРС - 277252 (105% от плана);
против ящура КРС - 445891 (174% от плана);
против классической чумы свиней - 1190624 (122% от плана);
проведена лечебно-профилактическая обработка более 350,0 млн. голов животных и птицы;
проведена дезинфекция, дезинсекция, дератизация на площади 60,2 млн. кв. метров животноводческих помещений, мест для выгула и выпаса животных.
В настоящее время территория Московской области в ветеринарно-санитарном отношении характеризуется как благополучная.
Постановлением Правительства Московской области от 28.08.2012 № 1059/32 "Об утверждении долгосрочной целевой программы Московской области "Обеспечение эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия территории Московской области на 2013-2015 годы" была утверждена долгосрочная целевая программа Московской области "Обеспечение эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия Московской области на 2013-2015 годы".
Цель долгосрочной целевой программы - предупреждение заноса, возникновения, распространения и ликвидации болезней животных, снижение заболеваемости животных заразными, в том числе особо опасными, болезнями животных, защита населения от болезней, общих для человека и животных, выпуск полноценной и безопасной в ветеринарном отношении продукции животноводства.

3.2. Результаты проведения ветеринарно-санитарной
экспертизы продукции животного происхождения и продукции
растительного происхождения непромышленного изготовления
и проблемы, возникающие при ее проведении

Ветеринарно-санитарная экспертиза является одной из главных составляющих обеспечения ветеринарно-санитарного благополучия. В соответствии со статьей 1 Закона Московской области № 87/2006-ОЗ ВСЭ - это комплекс обязательных исследований продукции животного происхождения на всех этапах ее производства и обращения, а также реализуемой на продовольственных рынках и в других местах организованной торговли продукции животного происхождения и продукции растительного происхождения непромышленного изготовления по показателям безопасности, проводимых государственной ветеринарной службой Московской области в соответствии с техническими регламентами, ветеринарными правилами и иными нормативными правовыми актами.
ВСЭ является необходимой и действенной мерой в недопущении и пресечении реализации недоброкачественной продукции, а также возможного заноса и распространения особо опасных болезней животных и общих для человека и животных болезней, таких как африканская чума свиней, сибирская язва, туберкулез, бешенство и многие другие.
ВСЭ проводится прежде всего на продовольственных рынках, осуществляющих реализацию сельскохозяйственной продукции. На территории Московской области в 2012 году зарегистрировано 204 таких рынка.
ВСЭ на территории Московской области осуществляют 26 ветеринарных лабораторий (лабораторно-диагностических отделов), являющихся структурными подразделениями государственных учреждений ветеринарии Московской области, из которых 12 аккредитованы на исследование пищевой продукции. На рынках работают также 196 лабораторий ветеринарно-санитарной экспертизы (далее - ЛВСЭ), задачей которых является только проведение мероприятий, направленных на реализацию безопасной в ветеринарно-санитарном отношении продукции.
По отчетным данным Главного управления ветеринарии Московской области за 2012 год, при проведении ВСЭ на рынках было выявлено 26 случаев инфекционных заболеваний, 7120 случаев незаразных болезней, 1477 случаев заболеваний паразитарного происхождения, в том числе эхинококкозом, финнозом и трихинеллезом.
Не было допущено к реализации продукции животного происхождения 7,16 тыс. тонн, продукции растительного происхождения непромышленной выработки - 90,5 тонны. На промышленную переработку было направлено 0,82 тыс. тонн, на корм животным - 2,46 тыс. тонн, утилизировано 2,34 тыс. тонн, уничтожено 0,45 тыс. тонн, возвращено владельцам 1,09 тыс. тонн поднадзорной продукции (таблица).
Кроме того, в полном объеме выполнены планы государственного ветеринарного мониторинга остатков запрещенных и вредных веществ в продукции животного происхождения на территории Московской области по федеральной и областной программам.

Таблица

РЕЗУЛЬТАТЫ ВЕТЕРИНАРНО-САНИТАРНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ МЯСА И МЯСНЫХ
ПРОДУКТОВ В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ В 2012 ГОДУ
(В СРАВНЕНИИ С 2011 ГОДОМ)

Наименование показателей
Итого за 2011 год
Итого за 2012 год
Осмотрено (проведено ВСЭ) всего, единиц
63161601
65417289
Количество продукции животного происхождения, подвергнутой ВСЭ (тонн)
1103166,0
1433454,7
Количество продукции животного происхождения, снятой с реализации в связи с выявленными нарушениями (тонн), из них:
12688,4
7169,3
отправлено на обезвреживание (тонн)
785,0
824,7
отправлено на корм животным (тонн)
2082,2
2456,5
отправлено на техническую утилизацию (тонн)
936,9
2343,8
уничтожено (тонн)
503,8
449,2
возвращено поставщику (тонн)
8431,0
1097,5
Количество продукции растительного происхождения непромышленного изготовления, подвергнутой ВСЭ (тонн)
85664,5
50152,3
Количество продукции растительного происхождения непромышленного изготовления, снятой с реализации в связи с выявленными нарушениями (тонн)
73,04
90,50

Отмечая в целом хорошую организацию работ по проведению ветеринарно-санитарной экспертизы продукции животного происхождения и продукции растительного происхождения непромышленного изготовления, следует отметить, что в ее осуществлении имеются некоторые проблемы.
В 2012 году работниками Главного управления ветеринарии Московской области проверена работа 31 лабораторно-диагностического отдела в городском округе Химки и 12 муниципальных районах Московской области: Зарайском, Раменском, Орехово-Зуевском, Луховицком, Щелковском, Подольском, Серпуховском, Лотошинском, Дмитровском, Волоколамском, Шаховском, Сергиево-Посадском.
В процессе проведения проверок установлено, что только 7 ЛВСЭ расположены с соблюдением поточности и правил проведения ВСЭ, имеют необходимые помещения для проведения лабораторного анализа, полностью оснащены лабораторным оборудованием, расходными материалами, нормативной базой. Специалисты этих лабораторий своевременно проходят курсы повышения квалификации. Эти ЛВСЭ расположены в городском округе Химки, в городском поселении Раменское, в Сергиево-Посадском и Щелковском муниципальных районах.
Наиболее часто встречаемые недостатки в работе ЛВСЭ:
1) недостаток площадей помещений ЛВСЭ, необходимых для проведения лабораторного анализа продукции;
2) несоответствие размещения ЛВСЭ на территории рынков поточности проведения ветеринарно-санитарной экспертизы. Есть рынки, на которых ЛВСЭ размещены на удалении от мест непосредственного контроля продукции, что увеличивает срок проведения ВСЭ;
3) отсутствие на многих рынках претензионных санитарных холодильных камер для временного хранения задержанных продуктов или ветеринарных конфискатов.
При решении проблем материального характера в бюджете Московской области на 2012 год для приобретения нового лабораторного оборудования и другого имущества государственными учреждениями ветеринарии Московской области было предусмотрено целевое выделение денежных средств в сумме 129,8 млн. рублей, из которых освоено 15,3 млн. рублей. Дальнейшая работа по приобретению современного лабораторного оборудования и имущества продолжается.
Кроме того, в связи с неблагополучной эпизоотической и ветеринарно-санитарной обстановкой по африканской чуме свиней и бешенству в ряде соседних стран, отдельных регионах Российской Федерации и прилегающих к Московской области субъектах Российской Федерации (Тверская, Тульская области) для Государственной ветеринарной службы Московской области за счет средств бюджета Московской области были закуплены 3 передвижных ветеринарно-санитарных поста с надлежащим лабораторным оборудованием.
Устройство передвижного ветеринарно-санитарного поста предусматривает возможность работы ветеринарных специалистов с документами, временного хранения отобранных проб продовольствия в холодильной камере, проведение ветеринарно-санитарной экспертизы продовольствия, хранение дезинфекционного оборудования и проведение дезинфекционных работ, пользование санузлом, спальным местом и поддержание благоприятного микроклимата.
Передвижной ветеринарно-санитарный пост на базе шасси автомобиля позволяет осуществлять круглосуточное несение дежурства ветеринарными специалистами в местах пропуска автотранспорта на границе Московской области с другими субъектами Российской Федерации. Он также может использоваться для проведения исследований продукции животного происхождения и продукции растительного происхождения непромышленного изготовления в местах размещения ярмарок выходного дня, выставок и в иных местах оборота такой продукции в целях оперативного подтверждения ее безопасности в ветеринарном отношении, где отсутствуют стационарные государственные лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы.
Помимо проблем материального характера проведение ВСЭ сопряжено также со следующими проблемами.
Так, в соответствии с частью 4 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2006 года № 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" в случае осуществления деятельности по продаже пищевых продуктов животного и (или) растительного происхождения на рынке должна быть размещена и оборудована лаборатория ветеринарно-санитарной экспертизы.
В соответствии с частью 3 статьи 24 Федерального закона от 30 декабря 2006 года № 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" с 1 января 2013 года управляющие рынками компании для организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) вправе использовать исключительно капитальные здания, строения, сооружения.
Перевод рынков в капитальные здания, строения, сооружения послужил поводом управляющим рынками компаниям заменять наименование "рынок" наименованием "торговый центр" или "торговый комплекс" и осуществлять продажу сельскохозяйственной продукции без ветеринарно-санитарной экспертизы. Управляющие рынками компании отказываются от проведения ветеринарно-санитарной экспертизы реализуемой поднадзорной продукции и заключения договоров с государственными учреждениями ветеринарии Московской области, мотивируя тем, что ее проведение установлено законодательством только на рынках. Такие прецеденты отмечены в городском округе Жуковский, Рузском и Раменском муниципальных районах Московской области.
Дополнительным поводом к отказу управляющих рынками компаний от организации в торговых комплексах, торговых центрах ЛВСЭ послужила отмена постановлением Правительства Московской области от 11.09.2012 № 1117/34 Правил работы рынков в Московской области, утвержденных постановлением Правительства Московской области от 06.10.2000 № 117/25. Данные Правила распространялись не только на такие торговые объекты, как рынок, но и на такие как торговый комплекс, торговый центр. И это не вызывало возражений, так как торговый комплекс, торговый центр, исходя из определения понятия "рынок", данного в Федеральном законе от 30 декабря 2006 года № 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации", являются разновидностями рынков.
Следует также отметить, что ветеринарные специалисты при проведении ВСЭ руководствуются типовым Положением о лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы на колхозных рынках, утвержденным Министерством сельского хозяйства СССР в 1985 году. Ветеринарно-санитарная экспертиза растительных пищевых продуктов в таких лабораториях проводится по Правилам, утвержденным Главным управлением ветеринарии Министерства сельского хозяйства СССР (по согласованию с Министерством здравоохранения СССР) в 1980 году, и Санитарным правилам для колхозных рынков, утвержденным в 1979 году. Во всех этих документах речь идет только о колхозных рынках, что не отвечает современным запросам розничной торговли и является дополнительным поводом для отказа управляющих рынками компаний от организации ЛВСЭ.

3.3. Осуществление государственного ветеринарного
надзора на территории Московской области

На территории Московской области осуществляется федеральный государственный ветеринарный надзор уполномоченным федеральным органом исполнительной власти - Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по городу Москва, Московской и Тульской областям (далее - Россельхознадзор по г. Москва, Московской и Тульской областям) и региональный государственный ветеринарный надзор центральным исполнительным органом государственной власти Московской области в области ветеринарии - Главным управлением ветеринарии Московской области согласно их компетенции в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации и Правительством Московской области.
Региональный государственный ветеринарный надзор на территории Московской области осуществляют государственные ветеринарные инспекторы Главного управления ветеринарии Московской области в количестве 51 человека. Начальник Главного управления ветеринарии Московской области одновременно по должности является главным государственным ветеринарным инспектором Московской области.
За 2012 год инспекторами территориальных отделов регионального государственного ветеринарного надзора Главного управления ветеринарии Московской области с целью осуществления регионального государственного ветеринарного надзора проведена 521 проверка хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на территории Московской области. Возбуждено 246 дел об административных правонарушениях, выдано 162 предписания об устранении нарушений ветеринарного законодательства Российской Федерации. К административной ответственности привлечено 250 лиц, общая сумма наложенных административных штрафов составила 1,2 млн. рублей.
В ходе совместного дежурства с сотрудниками полиции на постах ГИБДД, работниками государственной ветеринарной службы Московской области выявлен 131 случай нарушения ветеринарного законодательства Российской Федерации при перевозке сырья животного происхождения, при этом было возвращено (не допущено в реализацию на территории Московской области) 127 тонн животноводческой продукции и возбуждено 6 дел об административных правонарушениях.
Также специалистами государственной ветеринарной службы Московской области совместно с представителями правоохранительных органов и администраций муниципальных образований Московской области были проведены 172 рейда по пресечению несанкционированной торговли продукцией животноводства на территории Московской области. По итогам рейдов:
пресечено фактов несанкционированной торговли в неустановленных местах - 33;
составлено протоколов об административных правонарушениях - 33;
наложено административных штрафов на общую сумму 29,1 тыс. рублей.
В связи с угрозой распространения африканской чумы свиней Россельхознадзором по г. Москва, Московской и Тульской областям были осуществлены внеплановые проверки некоторых подведомственных учреждений ветеринарии Московской области, подведомственных Главному управлению ветеринарии Московской области, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В частности, было установлено, что специалисты государственного учреждения ветеринарии Московской области "Талдомская районная станция по борьбе с болезнями животных", несмотря на введение ограничений по африканской чуме свиней и отнесение Талдомского района ко второй угрожаемой зоне, в период с 26 июля 2012 года по 9 августа 2012 года оформляли ветеринарные сопроводительные документы на живых свиней при вывозе их с ООО "Неофам-Талдом" (Московская область, Талдомский район, д. Губцево) за пределы района для откорма и убоя.
В результате выявленных нарушений в отношении ветеринарных врачей было возбуждено 3 дела об административном правонарушении по статье 10.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Общая сумма штрафов составила 17,5 тыс. рублей.
Нередко государственные ветеринарные инспекторы Главного управления ветеринарии Московской области сталкиваются с трудностями осуществления ветеринарного надзора в личных подсобных хозяйствах (далее - ЛПХ) по причине отказа в допуске на частную территорию владельцами хозяйств. И даже обращение за помощью в правоохранительные органы не всегда обеспечивает положительный результат.
Вместе с тем ЛПХ являются наиболее вероятным источником распространения особо опасных болезней животных, особенно когда количество выращиваемых животных достаточно велико. В этом случае невозможно обеспечить соблюдение санитарных норм, своевременное выявление заболевших животных. В этом отношении ЛПХ невыгодно отличаются от крупных животноводческих предприятий, где действует усиленный пропускной режим и осуществляется ряд других мероприятий, направленных на нераспространение особо опасных болезней животных, вплоть до полного уничтожения всего поголовья.
Поскольку на территории Московской области осуществляют деятельность 8667 хозяйствующих субъектов, поднадзорных Главному управлению ветеринарии Московской области, поэтому существующая штатная численность инспекторов в количестве 53 человек явно недостаточна для осуществления полноценного регионального государственного ветеринарного надзора.
Ситуация осложняется тем, что на территории Московской области сохраняется напряженная обстановка по африканской чуме свиней. В соответствии с Планом основных мероприятий по предупреждению заноса, ликвидации и недопущению распространения заболеваний свиней африканской чумой на территории Московской области на 2011-2012 годы, утвержденным постановлением Правительства Московской области от 02.08.2011 № 791/29 "О мерах по предупреждению заноса, ликвидации и недопущению распространения заболевания свиней африканской чумой на территории Московской области на 2011-2012 годы", организованы охранно-карантинные полицейские посты и круглосуточное дежурство на них с участием государственных ветеринарных инспекторов Главного управления ветеринарии Московской области.
До вступления в силу Федерального закона от 18 июля 2011 года № 242-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в штате Государственной ветеринарной службы Московской области находился 261 государственный ветеринарный инспектор. Из общего числа только 12 человек были в составе центрального исполнительного органа государственной власти Московской области в сфере ветеринарии (Управление государственной ветеринарной службы Московской области Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области). Остальные государственные ветеринарные инспекторы являлись руководителями государственных учреждений ветеринарии Московской области - станций по борьбе с болезнями животных, лабораторий, ветеринарных пунктов. В связи с вступлением в силу вышеуказанного Федерального закона руководители государственных учреждений ветеринарии Московской области не могут быть одновременно государственными ветеринарными инспекторами.
Таким образом, в целях улучшения государственного ветеринарного надзора необходимо:
рассмотреть вопрос о возможности регулирования численности сельскохозяйственных животных и птиц в ЛПХ;
увеличить штатную численность государственных ветеринарных инспекторов Московской области.

3.4. Осуществление ограничительных мероприятий (карантина)

В соответствии со статьей 3.1 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 года № 4979-1 "О ветеринарии" органам государственной власти субъектов Российской Федерации переданы полномочия по установлению и отмене ограничительных мероприятий (карантина) на территории субъекта Российской Федерации.
Переданные полномочия Российской Федерации в области ветеринарии в Московской области возложены на Главное управление ветеринарии Московской области.
В 2012 году в рамках исполнения данных полномочий Главным управлением ветеринарии Московской области подготовлено:
представлений Губернатору Московской области об установлении и отмене ограничительных мероприятий (карантина) по заразным болезням животных, в том числе особо опасным (бешенство, африканская чума свиней), - 418;
распоряжений Главного управления ветеринарии Московской области об установлении и отмене ограничительных мероприятий (карантина) - 135;
распоряжений Главного управления ветеринарии Московской области об утверждении планов мероприятий по ликвидации очагов заразных болезней - 157;
информационных писем в Департамент ветеринарии Министерства сельского хозяйства Российской Федерации и Россельхознадзор по г. Москва, Московской и Тульской областям с копиями представлений об установлении и отмене ограничительных мероприятий (карантина) - 628.
Губернатором Московской области на основании представлений Главного управления ветеринарии Московской области издано 150 постановлений об установлении и отмене ограничительных мероприятий (карантина).
Постановлением Правительства Московской области от 02.08.2011 № 791/29 "О мерах по предупреждению заноса, ликвидации и недопущению распространения заболеваний свиней африканской чумой на территории Московской области на 2011-2012 годы" в качестве одной из мер было предусмотрено в случае необходимости изъятие животных и продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных с возмещением гражданам и юридическим лицам стоимости изъятых животных и (или) продуктов животноводства. В период с 1 января 2012 года по 31 декабря 2012 года потребность в такой мере не возникла.
Россельхознадзором по г. Москва, Московской и Тульской областям ежеквартально осуществлялся контроль и надзор за полнотой и качеством осуществления Главным управлением ветеринарии Московской области переданных полномочий Российской Федерации в сфере ветеринарии.
По итогам четырех проверок нарушения ветеринарного законодательства Российской Федерации при исполнении переданных полномочий не выявлены, отмеченные недостатки устранялись в ходе проверок.

3.5. Деятельность государственных учреждений ветеринарии
Московской области

В соответствии со статьей 6 Закона Московской области № 87/2006-ОЗ государственные учреждения ветеринарии Московской области создаются для выполнения следующих задач:
защита населения от болезней, общих для человека и животных;
охрана территории Московской области от заноса заразных болезней животных из других субъектов Российской Федерации;
обеспечение безопасности в ветеринарном отношении продукции животного происхождения и продукции растительного происхождения непромышленного изготовления;
предупреждение и ликвидация заразных и массовых незаразных болезней животных.
Организация работы государственных учреждений ветеринарии Московской области, проблемы их финансового и правового обеспечения были обсуждены на выездном заседании Комиссии 31 мая 2012 года в государственном учреждении ветеринарии Московской области "Наро-Фоминская станция по борьбе с болезнями животных".
Общий объем бюджетного финансирования государственных учреждений ветеринарии Московской области составил в 2012 году 428,5 млн. рублей. Из указанной суммы 255 млн. рублей выделены на выполнение государственных задач, 130 млн. рублей - на приобретение лабораторного оборудования и 43,5 млн. рублей - на капитальный ремонт зданий и иные хозяйственные нужды. Кроме того, более 1,1 млрд. рублей получены государственными учреждениями ветеринарии Московской области при оказании платных ветеринарных услуг.
Участники заседания в своих выступлениях отмечали, что в последние годы улучшилось оснащение станций лабораторно-диагностическим оборудованием. Помещения многих станций построены заново или капитально отремонтированы. Вместе с тем значительное количество станций, преимущественно в отдаленных районах, расположены в ветхих строениях и плохо оснащены.
Основным источником доходов станций является оказание платных услуг. Доля государственного заказа в виде задания на проведение бесплатной вакцинации животных в общем объеме доходов весьма незначительна (не более 20%). Поэтому заработная плата работников станций напрямую зависит от количества оказанных платных услуг, зависящего, в свою очередь, от оснащенности станций современным лабораторным оборудованием и квалификации персонала.
Руководители станций по борьбе с болезнями животных единодушно указывали на проблемы организации и оснащения лабораторий ветеринарно-санитарной экспертизы в торговых центрах и торговых комплексах.
Также в связи с постоянно сохраняющейся проблемой распространения бешенства в Московской области руководителями станций высказаны предложения о материальном стимулировании отстрела диких плотоядных животных (лисиц, енотовидных собак).

IV. Выводы Комиссии

1. Закон Московской области № 87/2006-ОЗ "О ветеринарии в Московской области" и Закон Российской Федерации от 14 мая 1993 года № 4979-1 "О ветеринарии" действует на территории Московской области в полном объеме.
2. Правительством Московской области и центральным исполнительным органом государственной власти Московской области в сфере ветеринарии - Главным управлением ветеринарии Московской области приняты все необходимые нормативные правовые акты, предусмотренные Законом Московской области № 87/2006-ОЗ "О ветеринарии в Московской области".
3. Предложить Комитету по вопросам аграрной политики и потребительского рынка рассмотреть вопрос о подготовке законодательной инициативы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, направленной на регулирование численности сельскохозяйственных животных и птиц в личных подсобных хозяйствах.
4. Предложить Правительству Московской области:
1) обратиться в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации с предложением рассмотреть вопрос о разработке:
Положения о лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы на торговых объектах, осуществляющих реализацию сельскохозяйственной продукции (продукции животного происхождения и продукции растительного происхождения непромышленного изготовления);
Правил проведения ветеринарно-санитарной экспертизы продукции животного происхождения и продукции растительного происхождения непромышленного изготовления;
3) рассмотреть вопрос о возможности увеличения штатной численности государственных ветеринарных инспекторов Московской области.


------------------------------------------------------------------