Апелляционное определение Мособлсуда от 16.12.2013 по делу N 33-27201/2013 <Об оставлении без изменения решения Одинцовского городского суда МО от 17.10.2013, которым были признаны недействующими пункт 2 и пункт 3 решения Совета депутатов Одинцовского муниципального района МО от 13.09.2013 N 15/28 "О совершенствовании кадровой работы в Одинцовском муниципальном районе Московской области">
МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 декабря 2013 г. по делу № 33-27201/2013
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда
в составе: председательствующего Бакулина А.А.,
судей Варламовой Е.А., Нарыжной Е.В.,
при секретаре Т.Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 16 декабря 2013 года апелляционную жалобу Совета депутатов Одинцовского муниципального района Московской области на решение Одинцовского городского суда Московской области от 17 октября 2013 года по делу по заявлению администрации Одинцовского муниципального района Московской области о признании недействующими пункта 2 (пп. 2.1, 2.2, 2.3) и пункта 3 решения Совета депутатов Одинцовского муниципального района Московской области № 15/28 от 13.09.2013 "О совершенствовании кадровой работы в Одинцовском муниципальном районе Московской области".
Заслушав доклад судьи Варламовой Е.А.,
объяснения представителя Совета депутатов Одинцовского муниципального района Московской области - Е.В.Ю.,
заключение прокурора Тришиной В.В.,
установила:
администрация Одинцовского муниципального района Московской области обратилась в суд с заявлением об оспаривании нормативного правового акта. С учетом уточнения заявленных требований, просила признать недействующими пункт 2 (пп. 2.1, 2.2, 2.3) и пункт 3 решения Совета депутатов Одинцовского муниципального района Московской области № 15/28 от 13.09.2013 г. "О совершенствовании кадровой работы в Одинцовском муниципальном районе Московской области".
Свои требования мотивировала тем, что 13.09.2013 г. Совет депутатов Одинцовского муниципального района Московской области принял решение № 15/28 от 13.09.2013 г. "О совершенствовании кадровой работы в Одинцовском муниципальном районе Московской области", в соответствии с которым внесены изменения в Положение о муниципальной службе в Одинцовском муниципальном районе Московской области, утвержденное решением Совета депутатов Одинцовского муниципального района Московской области от 13.11.2009 г. № 7/39.
Заявитель утверждала, что принятое решение не соответствует действующему законодательству, нарушает компетенцию администрации Одинцовского муниципального района Московской области и подлежит признанию его недействующим.
Представитель администрации Одинцовского муниципального района Московской области в судебное заседание явился, настаивал на удовлетворении уточненных требований в полном объеме.
Представитель Совета депутатов Одинцовского муниципального района Московской области в судебное заседание явилась, с заявленными требованиями не согласилась.
Прокурор полагала требования администрации Одинцовского муниципального района Московской области основанными на законе и подлежащими удовлетворению.
Решением Одинцовского городского суда Московской области от 17 октября 2013 года требования администрации Одинцовского муниципального района Московской области удовлетворены.
Не согласившись с вышеуказанным решением, Совет депутатов Одинцовского муниципального района Московской области обжалует его в апелляционном порядке, просит отменить, принять по делу новое решение.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав заключение прокурора Тришиной В.В., полагавшей, что решение суда первой инстанции законно и обоснованно, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного по делу решения.
Из материалов дела следует, что Советом депутатов Одинцовского муниципального района Московской области 13 сентября 2013 года принято решение № 15/28 "О совершенствовании кадровой работы в Одинцовском муниципальном районе Московской области", на основании которого в Положение о муниципальной службе в Одинцовском муниципальном районе Московской области, утвержденное решением Совета депутатов Одинцовского муниципального района Московской области от 13.11.2009 г. № 7/39, внесены следующие изменения:
- статья 11 дополнена частью 5.1. следующего содержания: "5.1. Поступлению гражданина на муниципальную службу предшествует согласование его кандидатуры Главой Одинцовского муниципального района и постоянной комиссией Совета депутатов Одинцовского муниципального района по кадровой работе в органах местного самоуправления Одинцовского муниципального района. В случае отказа в согласовании кандидатуры Глава Одинцовского муниципального района или постоянная комиссия Совета депутатов Одинцовского муниципального района информирует гражданина в письменной форме о причинах отказа в поступлении на муниципальную службу" (п. 2.1);
- часть 6 статьи 11 изложена в следующей редакции: "6. Поступление гражданина на муниципальную службу осуществляется после согласования его кандидатуры Главой Одинцовского муниципального района и постоянной комиссией Совета депутатов Одинцовского муниципального района в результате назначения на должность муниципальной службы на условиях трудового договора в соответствии с трудовым законодательством с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Положением" (п. 2.2);
- статья 23 дополнена частью 3 следующего содержания: "3. Расторжение трудового договора с муниципальным служащим согласовывается с Главой Одинцовского муниципального района и постоянной комиссией Совета депутатов Одинцовского муниципального района по кадровой работе в органах местного самоуправления, с работником которого планируется расторжение трудового договора. Инициатор расторжения трудового договора направляет Главе Одинцовского муниципального района и в постоянную комиссию Совета депутатов Одинцовского муниципального района соответствующее заявление за две недели до планируемой даты расторжения трудового договора" (п. 2.3)
Пункт 3 оспариваемого решения содержит следующую формулировку: "Отделу управления кадрами и муниципальной службой Администрации Одинцовского муниципального района (В.Г. Лозяной) обеспечить организацию процедуры согласования кандидатур граждан, поступающих на муниципальную службу, и расторжения трудовых договоров с муниципальными служащими с Главой Одинцовского муниципального района Московской области и постоянными комиссиями Совета депутатов Одинцовского муниципального района.
Разрешая заявленные требования, суд принял во внимание положения Устава Одинцовского муниципального района Московской области, согласно ст. 1 которого Устав устанавливает структуру органов местного самоуправления Одинцовского муниципального района, компетенцию, полномочия и порядок формирования органов местного самоуправления, полномочия выборных должностных лиц местного самоуправления Одинцовского муниципального района, порядок принятия решений органами и должностными лицами местного самоуправления, формы и порядок участия населения в решении вопросов местного значения, а также иные положения, отнесенные к ведению органов местного самоуправления.
Согласно ст. 13 Устава структуру органов местного самоуправления Одинцовского муниципального района составляют: Совет депутатов Одинцовского муниципального района; администрация Одинцовского муниципального района - исполнительно-распорядительный орган Одинцовского муниципального района; глава Одинцовского муниципального района - высшее должностное лицо Одинцовского муниципального района; Вице-глава Одинцовского муниципального района - выборное должностное лицо Одинцовского муниципального района; Контрольно-ревизионная комиссия Одинцовского муниципального района - контрольно-счетный орган Одинцовского муниципального района.
Статьей 17 Устава определены полномочия Совета депутатов Одинцовского муниципального района.
В силу ст. 27 Устава администрация Одинцовского муниципального района является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления Одинцовского муниципального района. Администрация Одинцовского муниципального района непосредственно решает вопросы местного значения по предметам ведения Одинцовского муниципального района в пределах своей компетенции, установленной настоящим Уставом, Положением об администрации Одинцовского муниципального района, и исполняет решения Совета депутатов. Администрация Одинцовского муниципального района подотчетна Совету депутатов Одинцовского муниципального района по вопросам компетенции местного самоуправления и государственным органам Российской Федерации и Московской области по вопросам реализации государственных полномочий, переданных Одинцовскому муниципальному району. Администрация Одинцовского муниципального района формируется Руководителем администрации на основе утвержденной Советом депутатов Одинцовского муниципального района структуры администрации с целью обеспечения исполнения полномочий главы Одинцовского муниципального района, Совета депутатов, администрации района и действует в соответствии с Положением об администрации. Администрация Одинцовского муниципального района обладает правами юридического лица. Администрацию Одинцовского муниципального района возглавляет Руководитель администрации Одинцовского муниципального района.
Как верно отмечено судом, п. 1 ч. 6 ст. 28 Устава устанавливает исключительное полномочие Руководителя администрации по формированию администрации и руководству ее деятельностью.
При этом Устав (ст. 25) не наделяет такими же полномочиями Главу Одинцовского муниципального района, исполняющего обязанности председателя Совета депутатов.
В соответствии с ч. 6 ст. 16 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" от 02.03.2007 г. № 25-ФЗ поступление гражданина на муниципальную службу осуществляется в результате назначения на должность муниципальной службы на условиях трудового договора в соответствии с трудовым законодательством с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В силу ч. 1 ст. 17 названного Федерального закона от 02.03.2007 г. № 25-ФЗ при замещении должности муниципальной службы в муниципальном образовании заключению трудового договора может предшествовать конкурс, в ходе которого осуществляется оценка профессионального уровня претендентов на замещение должности муниципальной службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности муниципальной службы.
Судом отмечено, что положениями оспариваемого пункта 2 (пп. 2.1, 2.2, 2.3) решения от 13.09.2013 г. № 15/28 предусмотрено согласование кандидатуры гражданина при поступлении на муниципальную службу Главой Одинцовского муниципального района и постоянной комиссией Совета депутатов, в то время как в силу требований действующего законодательства назначение на должности муниципальной службы осуществляется непосредственно работодателем (части 6 и 8 статьи 16 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации"), а согласование такого назначения требуется только для главы местной администрации (часть 6 статьи 37 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Оценив указанные обстоятельства и представленные доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемые пункты 2 (пп. 2.1, 2.2, 2.3) и 3 решения Совета депутатов Одинцовского муниципального района Московской области от 13.09.2013 г. № 15/28 "О совершенствовании кадровой работы в Одинцовском муниципальном районе Московской области", предоставляющие Главе Одинцовского муниципального района и постоянной комиссии Совета депутатов Одинцовского муниципального района Московской области полномочия по согласованию приема граждан на муниципальную службу и увольнения с нее муниципальных служащих администрации Одинцовского муниципального района Московской области, прямо противоречат положениям ч. 1 ст. 34 и 4.1 ст. 37 Федерального закона РФ № 131-ФЗ, а именно принципу наделения органов местного самоуправления собственной компетенцией, а также принципу единоначалия в руководстве местной администрацией, установленного ст. 27, 28 Устава, посредством вмешательства Главы муниципального района, исполняющего полномочия председателя Совета депутатов, в деятельность местной администрации - исполнительно-распорядительного органа муниципального образования.
Судебная коллегия, соглашаясь с указанными выводами суда первой инстанции, не находит оснований к отмене постановленного по делу решения об удовлетворении требований администрации Одинцовского муниципального района Московской области.
Доводы апелляционной жалобы Совета депутатов Одинцовского муниципального района Московской области не опровергают правомерность обжалуемого судебного акта, поскольку направлены на иную, нежели у суда, оценку фактических обстоятельств дела и подлежащих применению к возникшим правоотношениям норм материального права.
руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Одинцовского городского суда Московской области от 17 октября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
------------------------------------------------------------------