Типы документов

Реклама

Партнеры

Постановление Правительства МО от 25.03.2013 N 207/10 "Об утверждении плана мероприятий "Изменения, направленные на повышение эффективности в сфере здравоохранения Московской области"



ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 марта 2013 г. № 207/10

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЛАНА МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНАЯ КАРТА")
"ИЗМЕНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ
В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ"

В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" и распоряжения Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 № 2599-р Правительство Московской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемый план мероприятий ("дорожную карту") "Изменения, направленные на повышение эффективности в сфере здравоохранения Московской области" (далее - "дорожная карта").
2. Министерству здравоохранения Московской области обеспечить проведение ежеквартального мониторинга реализации "дорожной карты" начиная с 1 апреля 2013 года.
3. Обеспечить официальное опубликование настоящего постановления.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Председателя Правительства Московской области Л.Н. Антонову.

Временно исполняющий обязанности
Губернатора Московской области
А.Ю. Воробьев





Утвержден
постановлением Правительства
Московской области
от 25 марта 2013 г. № 207/10

ПЛАН
МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНАЯ КАРТА") "ИЗМЕНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ
НА ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2013-2018 ГОДЫ"

I. Общее описание дорожной карты

План мероприятий ("дорожная карта") "Изменения, направленные на повышение эффективности в сфере здравоохранения Московской области на 2013-2018 годы" (далее - Дорожная карта) разработан Министерством здравоохранения Московской области в соответствии с указами Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597, 598, поручениями Президента Российской Федерации от 22.12.2012 № Пр-3411, Программой поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.11.2012 № 2190-р, государственной программой Российской Федерации "Развитие здравоохранения", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.12.2012 № 2511-р, планом мероприятий ("дорожной картой") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения", утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 № 2599-р, методическими рекомендациями по разработке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации региональных планов мероприятий ("дорожных карт"), утвержденными приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29.12.2012 № 1706 "Утверждение методических рекомендаций по разработке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации планов мероприятий ("дорожная карта") "Изменения в отрасли социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения в субъекте Российской Федерации", Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1074 "О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов", Московской областной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год, утвержденной постановлением Правительства Московской области от 14.11.2012 № 1464/35 "О Московской областной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год", а также в соответствии с нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и Правительства Московской области в сфере повышения качества и эффективности системы здравоохранения.
Целью изменений, направленных на повышение эффективности здравоохранения в Московской области, является повышение качества медицинской помощи на основе повышения эффективности деятельности медицинских организаций и их работников, стимулирование заинтересованности работников в результатах своего труда через повышение заработной платы.
Возрастной состав населения Московской области характеризуется преобладанием лиц старших возрастных групп. Количество лиц моложе трудоспособного возраста - 953,1 тыс. человек, в трудоспособном возрасте - 4566,0 тыс. человек, старше трудоспособного возраста - 1531,4 тыс. человек. Рождаемость в 2012 г. составляла 12,0 на 1000 населения, смертность - 14,4 на 1000 населения.
Как и в предыдущие годы, наиболее распространенными причинами смерти в 2012 году остались болезни системы кровообращения (61,4 процента в общем числе умерших), новообразования (16,25 процента) и внешние причины (8,5 процента).
Медицинская помощь населению Московской области оказывается государственными, муниципальными учреждениями здравоохранения Московской области, а также медицинскими учреждениями иных форм собственности.
По состоянию на 01.01.2013 в Московской области функционировало 388 государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, в том числе 2 научно-исследовательских клинических института, 158 больничных учреждений, 90 амбулаторно-поликлинических учреждений, 62 диспансера, 26 станций скорой медицинской помощи, 6 станций переливания крови, а также другие медицинские службы. Значительная часть учреждений здравоохранения находится в ведении муниципальных образований Московской области (254 учреждения здравоохранения). В собственности Московской области находятся 92 государственных учреждения здравоохранения, оказывающих специализированную медицинскую помощь, общей мощностью 12758 коек. Всего коечный фонд (без учета коек для новорожденных) на начало 2013 года составил 50192 койки. Из них на муниципальный уровень приходится 75 процентов коечного фонда области (53,4 койки на 10000 населения).
С учетом коек учреждений федерального подчинения коечный фонд стационарных учреждений составляет 58,8 тыс. коек.
В Московской области на протяжении ряда лет проводилась реструктуризация системы оказания медицинской помощи населению, направленная на повышение эффективности использования ресурсов здравоохранения.
Следствием реструктуризации сети организаций здравоохранения явилось:
уменьшение количества юридических лиц, не повлекшее ликвидацию или закрытие лечебных учреждений;
перепрофилирование маломощных участковых больниц в амбулатории с койками дневного стационара либо перевод их в больницы (отделения) сестринского ухода;
переориентация оказания медицинской помощи на амбулаторно-поликлиническое звено с сокращением случаев необоснованных госпитализаций в стационар.
В результате оптимизации структуры отрасли продолжено уменьшение количества больничных учреждений, которое достигло в 2012 году 158 единиц (в 2010 году - 184). В результате проведенной в течение 5 лет реорганизации круглосуточный коечный фонд сократился на 15,75 процента (2007 г. - 69,8 тыс. коек), в то же время увеличилась мощность дневных стационаров и составила 11,5 тыс. коек, из них в поликлиниках - 50 процентов).
Модель организации медицинской помощи в Московской области представляет трехуровневую систему, включающую медицинские организации регионального, межмуниципального и муниципального уровней.
В ходе модернизации здравоохранения в 2011-2012 годах сформирована трехуровневая система оказания медицинской помощи населению Московской области. По уровням оказания медицинской помощи населению учреждения здравоохранения Московской области подразделяются следующим образом:
1 уровень, обеспечивающий население первичной медико-санитарной помощью, в том числе первичной специализированной медико-санитарной помощью (203 учреждения);
2 уровень - межмуниципальный, для оказания специализированной медицинской помощи, преимущественно в экстренной и неотложной форме (108 учреждений);
3 уровень - региональный, для оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи (20 учреждений).
Однако сформированная трехуровневая система не может функционировать эффективно в связи с отсутствием по ряду профилей медицинской помощи четких маршрутов движения пациентов, недооснащением небольших больничных учреждений необходимым оборудованием для выполнения стандартов оказания медицинской помощи, недостаточным количеством санитарного автотранспорта, который бы позволил обеспечить транспортировку пациентов в межмуниципальные и региональные центры.

1. Амбулаторно-поликлиническая помощь взрослому населению

Амбулаторно-поликлиническая помощь взрослому населению оказывается в 122 самостоятельных амбулаторно-поликлинических учреждениях и структурными подразделениями, входящими в Центральные районные и городские больницы, 29 стоматологическими поликлиниками.
Плановая мощность амбулаторно-поликлинических учреждений в смену составила в 2012 г. 208,0 на 10 тыс. населения. Число посещений на одного жителя поликлиники (включая посещения врачей на дому) составило 8,4. Число посещений на 1 жителя поликлиники, включая посещения стоматологов и врачей скорой помощи, составило 9,8. Число посещений на дому в расчете на одного жителя составило 0,5.
В области проводится работа по реформированию первичной медицинской помощи по принципу врача общей практики. Обеспеченность врачами общей практики составила в 2012 г. 0,4 на 10 тыс. населения. В результате проводимых мероприятий в системе первичной медико-санитарной помощи в настоящее время работают в первичном звене 284 врача общей практики в 29 муниципальных образованиях. В 2010 году всего работали 143 врача общей практики. К концу 2012 года работали 162 врача общей практики.
Службы, оказывающие первичную медико-санитарную помощь на амбулаторном этапе, в связи с дефицитом врачебных кадров (участковых врачей, узких специалистов) и изношенной материально-технической базой остаются функционально перегруженными и недостаточно эффективными. Это связано с высокими темпами строительства в Московской области без развития инфраструктуры социальной сферы, что приводит к расширению объемов работы специалистов поликлиник.
В рамках реализации подпрограммы "Модернизация здравоохранения Московской области на 2011-2012 годы" долгосрочной целевой программы Московской области "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера в Московской области на 2009-2012", утвержденной постановлением Правительства Московской области от 11.12.2008 № 1106/48 (далее - Программа модернизации), в целях улучшения доступности медицинской помощи населению и снижения количества непрофильных вызовов службы скорой медицинской помощи организовано 88 кабинетов (отделений) неотложной медицинской помощи в 31 муниципальном образовании.
В целях повышения доступности медицинской помощи жителям сельской местности активно используются выездные формы оказания медицинской помощи, которые осуществляются силами и средствами учреждений здравоохранения муниципальных образований и специалистами областных учреждений здравоохранения. Специалистами муниципальных образований ежегодно осматривается свыше 60 тыс. человек. Сотрудниками выездной офтальмологической бригады Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Московской области "Московский областной научно-исследовательский клинический институт им. М.Ф. Владимирского" (далее - ГБУЗ МО МОНИКИ) в 2012 году сделаны 118 выездов, проконсультированы 1846 пациентов, прооперированы 850 пациентов. В последующие годы планируется увеличение объема работы выездных бригад муниципальных и государственных учреждений здравоохранения.
Доврачебная медицинская помощь осуществляется в 533 фельдшерско-акушерских пунктах (далее - ФАП).
В течение 2011-2012 годов в рамках Программы модернизации проведены капитальные ремонты 27 ФАП, в 2013 году будут приобретены 12 передвижных ФАП, 4 мобильные амбулатории.
В целях профилактики и формирования здорового образа жизни в Московской области создано и функционирует 25 центров здоровья для взрослого населения, в составе которых работают кабинеты гигиенической стоматологии и офтальмологические кабинеты, и 8 центров здоровья для детей.
В течение 2013-2015 годов планируется приобретение 8 мобильных центров здоровья для организации выездной формы работы, оптимизация графика работы центров здоровья, укомплектование центров здоровья дополнительными комплектами оборудования для увеличения мощности центров, увеличение количества школ здорового образа жизни, открытие кабинетов лечебной физкультуры.
Усиление профилактической направленности здравоохранения предполагает формирование у населения культуры здоровья, повышение мотивации к здоровому образу жизни, проведение диспансеризации населения различных возрастных групп. Московская область стала единственной территорией в Российской Федерации, в которой проходит апробация пилотного проекта Министерства здравоохранения Российской Федерации по проведению диспансеризации взрослого населения.
Усиление профилактических мер в первичном звене системы предполагает диспансеризацию, профилактические медицинские осмотры, диспансерное наблюдение лиц, страдающих хроническими заболеваниями, как фактор снижения рецидивов, осложнений и инвалидизации, оказание медицинской помощи по коррекции факторов риска неинфекционных заболеваний (в отделениях и кабинетах медицинской профилактики), оказание медицинской помощи по оценке функционального состояния организма, диагностике и коррекции факторов риска неинфекционных заболеваний при посещении центров здоровья.
В 2012 году количество мест в дневных стационарах при амбулаторно-поликлинических учреждениях увеличилось по сравнению с 2007 годом в 2 раза и составило 4759 пациенто-мест (2010 г. - 2712 пациенто-мест).
Число мест в стационарах дневного пребывания при больницах возросло на 8,2 процента и составило в 2012 году 4350 койко-мест (в 2010 г. - 3997 койко-мест). Занятость мест в дневных стационарах при больницах составила 285,1 дня, при амбулаторно-поликлинических учреждениях - 333,5 дня. Обеспеченность местами в дневных стационарах при больницах составила 6,1 пациенто-места на 10 тыс. населения, при амбулаторно-поликлинических учреждениях - 6,6 пациенто-места на 10 тыс. населения.
В последующие годы будет продолжена работа по оптимизации коечной сети учреждений здравоохранения с увеличением коечной мощности дневных стационаров всех типов, интенсификацией работы коек дневных стационаров, открытием центров амбулаторной хирургии.
В настоящее время в Московской области отсутствует стройная система восстановительного лечения и медицинской реабилитации, особенно на амбулаторном уровне. В муниципальных учреждениях здравоохранения в Московской области организовано 27 амбулаторно-поликлинических отделений восстановительной медицины и реабилитации, в составе которых открыты дневные стационары. Существующие кабинеты восстановительного лечения и реабилитации имеют недостаточную материально-техническую базу, оснащены устаревшим медицинским оборудованием. Отмечается острая нехватка специализированных кадров реабилитационной службы (врачей и инструкторов лечебно-физкультурных кабинетов, физиотерапевтов, медицинских психологов, социальных работников и других).
Реабилитация больных проводится и в Государственном автономном учреждении здравоохранения Московской области "Московский областной клинический Центр восстановительной медицины и реабилитации", имеющем в составе консультативное и стационарное отделения на 150 коек, что не обеспечивает потребность населения Московской области в реабилитационной помощи.
В целях обеспечения потребности в реабилитации и восстановительном лечении жители Московской области направляются в рамках программы оказания специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи в Федеральное государственное учреждение "Центральная клиническая больница восстановительного лечения Федерального медико-биологического агентства "Голубое", Федеральное государственное учреждение "Лечебно-реабилитационный центр", другие федеральные учреждения здравоохранения и лечебно-профилактические учреждения г. Москвы по профилю заболевания.
Система оказания экстренной медицинской помощи населению Московской области включает в себя 26 станций скорой медицинской помощи и 45 отделений скорой медицинской помощи, являющихся структурными подразделениями учреждений здравоохранения, общее количество круглосуточных бригад скорой медицинской помощи в 2012 году уменьшилось и составляет 661 (в 2010 году - 671).
Укомплектованность кадрами службы скорой медицинской помощи по врачебному персоналу составляет 88,8 процента, по среднему медицинскому персоналу 95,3 процента. Занятость должностей физическими лицами по врачебному персоналу составляет 50,5 процента, средним медицинским работникам - 70,1 процента. Обращаемость населения за скорой медицинской помощью ежегодно увеличивается и превышает уровень 2 млн. вызовов в год.
Общее количество вызовов за 2011 год составило 2 млн. 106,1 тыс., из них обоснованных 2 млн. 102,4 тыс. вызовов - 99,8 процента, в 2012 году - 2 млн. 131,5 тыс. и 2 млн. 22,7 тыс. соответственно - 95 процентов.
В рамках Программы модернизации проведены мероприятия по совершенствованию и реорганизации службы скорой медицинской помощи (далее - СМП) Московской области с централизацией ее управления (дальнейшее оснащение машин СМП навигационными системами ГЛОНАСС), укрепление материально-технической базы станций и отделений скорой медицинской помощи - замена автотранспорта.
С целью более оперативного реагирования и оказания экстренной медицинской помощи пострадавшим в кратчайшие сроки и в полном объеме на базе Территориального центра медицины катастроф Московской области созданы и функционируют 14 бригад экстренной медицинской помощи, 12 из которых расположены в медицинских округах и максимально приближены к федеральным автомобильным дорогам.
Для повышения эффективности работы службы СМП планируется:
организация единой диспетчерской службы;
развитие подсистемы навигационно-информационной автоматизированной системы обмена информацией, обработки вызовов и управления с использованием аппаратуры спутниковой навигации ГЛОНАСС транспортными средствами территориального центра медицины катастроф, скорой и неотложной медицинской помощи на территории Московской области.
Ожидаемым результатом развития скорой медицинской помощи до 2020 года является увеличение доли выездов бригад скорой медицинской помощи со временем доезда до больного менее 20 минут с 77 процентов в 2013 году до 89 процентов в 2018 году.
Структурные преобразования системы оказания первичной медико-санитарной помощи в Московской области в 2013-2018 годах будут включать следующие мероприятия:
создание межмуниципальных консультативно-диагностических центров первичной специализированной медицинской помощи;
формирование потоков пациентов по единым принципам маршрутизации;
совершенствование системы диспансеризации населения и развитие патронажной службы;
развитие стационарозамещающих форм и выездных методов работы;
дальнейшее развитие службы общей врачебной практики;
совершенствование системы оказания медицинской помощи жителям сельской местности (развитие фельдшерско-акушерских пунктов, приобретение передвижных ФАП, мобильных поликлиник, мобильных Центров здоровья);
увеличение объема медицинской помощи в условиях дневных стационаров, паллиативной помощи, а также медицинской помощи, оказываемой в амбулаторных условиях в неотложной форме;
развитие системы медицинской реабилитации;
создание единой диспетчерской службы скорой медицинской помощи, оснащение станций (отделений) скорой медицинской помощи автоматизированной системой управления, приема и обработки вызовов и использование системы ГЛОНАСС.

2. Развитие специализированной,
в том числе высокотехнологичной медицинской помощи

Стационарная медицинская помощь жителям Подмосковья оказывается 158 больничными учреждениями (в 2010 году - 184) и 38 диспансерами (в 2010 году - 40).
В Московской области имеется два научно-исследовательских института: ГБУЗ МО МОНИКИ и Государственное бюджетное учреждение Московской области "Московский областной научно-исследовательский институт акушерства и гинекологии". Ветеранам войны медицинская помощь оказывается в Государственном бюджетном учреждении здравоохранения Московской области "Московский областной госпиталь для ветеранов войн".
В целом по области наблюдался рост числа коек круглосуточного пребывания. Их количество (без учета коек для новорожденных) в 2012 году составило 50192 койки. Обеспеченность круглосуточными койками (без учета коек для новорожденных) составила 71,2 койки на 10000 населения (2010 год - 74,9). Из них на муниципальный уровень приходится 75 процентов коечного фонда области (52,9 койки на 10000 населения), на областной уровень 25 процентов коечного фонда (18,3 койки на 10000 населения). Уровень госпитализации на 1000 человек населения снизился с 194,8 в 2010 году до 177,6, что связано с увеличением количества мест в дневном стационаре.
Средняя занятость койки достигла 336,7 дня при рекомендуемом показателе 330,0 дня (2010 год - 347,6 дня), средняя длительность пребывания больных - 13,3 дня (2010 год - 13,2 дня), оборот койки - 25,7 раз (26,4 раза - в 2010 году), среднее время простоя - 0,9 дня (2010 год - 0,7 дня).
С 2001 года в Московской области функционируют медицинские округа. Основной задачей деятельности медицинских округов является обеспечение эффективного функционирования системы здравоохранения в период реформирования системы оказания медицинской помощи населению с целью обеспечения конституционных гарантий граждан по охране их здоровья и равных возможностей в получении бесплатной медицинской помощи. Население медицинского округа имеет равные возможности на получение специализированной медицинской помощи в учреждениях здравоохранения, входящих в состав медицинского округа.
Дефицит специализированных коек для взрослого населения в сравнении с нормативом составляет 34,8 процента, дефицит специализированных коек для детей в сравнении с нормативом составляет 66 процентов, который восполняется учреждениями здравоохранения, подведомственными Департаменту здравоохранения г. Москвы, и федеральными клиниками. Имеется недостаток специализированных коек по профилям: онкология, пульмонология, эндокринология, ревматология, нефрология, гематология, онкогематология, торакальная хирургия, абдоминальная хирургия, нет ожоговых, токсикологических, аллергологических, ревматологических коек.
Для повышения доступности и качества оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи жителям Московской области часть плановых объемов медицинской помощи передается ведомственным и федеральным медицинским учреждениям, организациям с иной формой собственности. Такая диверсификация поставщиков медицинских услуг возможна как за счет включения указанных медицинских организаций в перечень учреждений, участвующих в реализации Московской областной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Московской области, так и за счет формирования медицинских организаций, основанных на государственно-частном партнерстве.

2.1. Организация помощи больным, страдающим
сердечно-сосудистыми заболеваниями

В 2012 году в 51 учреждении здравоохранения Московской области внедрены федеральные стандарты и порядки оказания медицинской помощи больным с острым инфарктом миокарда, острыми нарушениями мозгового кровообращения, гипертонической болезнью и некоторыми нарушениями ритма сердца. Это заболевания, которые обусловливают основную смертность населения. В рамках реализации Программы модернизации проведено дооснащение четырех межмуниципальных центров малоинвазивной сердечно-сосудистой хирургии, которые с января 2013 года приступили к работе. Проведены оснащение и организация двух региональных сосудистых центров и четырех первичных сосудистых отделений для диагностики и лечения острых нарушений мозгового кровообращения, острого коронарного синдрома, острого инфаркта миокарда на базе лечебно-профилактических учреждений муниципальных образований. Кроме того, в рамках реализации национального проекта "Здоровье" в 2012 году планировалась организация регионального сосудистого центра и пяти первичных сосудистых отделений. Оснащение и создание данных структурных подразделений будут завершены в 2013 году.
Министерством здравоохранения Московской области в рамках реализации заключенных соглашений по оказанию специализированной и высокотехнологичной помощи взрослому населению проводится работа с Научным центром сердечно-сосудистой хирургии им. А.Н. Бакулева, Федеральным государственным учреждением "Национальный медико-хирургический центр им. Н.И. Пирогова", Федеральным государственным бюджетным учреждением "Государственный научно-исследовательский центр профилактической медицины" Министерства здравоохранения Российской Федерации, Федеральным государственным бюджетным учреждением здравоохранения "Научный центр неврологии" Российской академии медицинских наук, Федеральным государственным учреждением "Российский кардиологический научно-производственный центр" по экстренной госпитализации жителей Московской области с острым коронарным синдромом.
В целях раннего выявления заболеваний сердечно-сосудистой системы, совершенствования оказания медицинской помощи больным, достижения целевого показателя - снижения смертности от болезней системы кровообращения до 649,4 случая на 100 тыс. населения к 2018 году предусматривается решение следующих задач:
дооснащение созданных региональных сосудистых центров и первичных сосудистых отделений современной диагностической и лечебной аппаратурой;
повышение квалификации врачей, работающих в региональных центрах и первичных сосудистых отделениях;
совершенствование системы реабилитации больных с сосудистыми заболеваниями;
ежегодная организация по одному региональному сосудистому центру и организация в 2013 году четырех первичных сосудистых отделений.

2.2. Организация помощи больным, страдающим
онкологическими заболеваниями

В Московской области на учете у врачей-онкологов состоят 180270 больных злокачественной патологией. По итогам работы в 2012 году снижены показатели одногодичной летальности, увеличены проценты выявления онкологических заболеваний на ранних стадиях.
Медицинская помощь онкологическим больным в Московской области оказывалась в 75 первичных онкологических кабинетах, в 5 диспансерных отделениях, 10 онкологических отделениях муниципальных учреждений здравоохранения, Государственном бюджетном учреждении здравоохранения Московской области "Московский областной онкологический диспансер", Государственном бюджетном учреждении здравоохранения Московской области "Люберецкий онкологический диспансер", в ГБУЗ МО МОНИКИ. В 2012 году проведено дооснащение оборудованием отделений для проведения лучевой терапии в трех муниципальных учреждениях здравоохранения.
В области имеется дефицит онкологических коек. В связи с этим в 10 муниципальных учреждениях здравоохранения организованы онкологические отделения на 30 коек, открыты 42 койки дневного пребывания при первичных онкологических кабинетах.
В настоящее время в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения Московской области функционируют 1347 онкологических коек, из них для проведения лучевой терапии - 265.
На территории Московской области функционирует одно стационарное отделение для детей в Московском областном онкологическом диспансере (40 круглосуточных коек и 5 коек дневного стационара); 5 онкологических коек для детей развернуто на базе хирургического отделения ГБУЗ МО МОНИКИ.
В Московской области внедрены 6 федеральных стандартов по оказанию медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями.
В дальнейшем продолжится строительство хирургического корпуса Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Московской области "Московский областной онкологический диспансер" на 200 коек, открытие первичных онкологических кабинетов и увеличение количества коек дневного пребывания в муниципальных учреждениях здравоохранения для проведения химиотерапии.

2.3. Организация нейрохирургической, травматологической
медицинской помощи в муниципальных
учреждениях здравоохранения

В структуре смертности от внешних причин травмы, связанные с транспортом, занимают первое место. С 2008 года в Московской области в рамках реализации национального проекта "Здоровье" реализуются мероприятия, направленные на совершенствование организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях, всего организовано 12 травматологических центров 2-го уровня и 11 травматологических центров 3-го уровня для оказания помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях на всех федеральных автодорогах, проходящих на территории Московской области.
В рамках Программы модернизации завершается организация и дооснащение медицинским оборудованием трех окружных нейрохирургических отделений в лечебно-профилактических учреждениях городских округов Долгопрудный, Коломна, Мытищинского муниципального района.
Развитая сеть транспортного сообщения (по территории области проходят 16 федеральных автомобильных дорог, в том числе 11 федеральных магистральных дорог) требует дальнейшего развития нейрохирургической и травматологической помощи.
Для удовлетворения потребности населения Московской области в лечении гемодиализом в области функционируют 11 отделений гемодиализа в муниципальных учреждениях здравоохранения, одно отделение в ГБУЗ МО МОНИКИ, 4 центра гемодиализа, организованных в рамках государственно-частного партнерства. В 2013-2015 годах планируется дополнительное создание 12 диализных центров в муниципальных образованиях Московской области в рамках государственно-частного партнерства.
Высокотехнологичная медицинская помощь оказывалась по 28 профилям в 55 федеральных государственных учреждениях здравоохранения. С 01.01.2009 и по настоящее время в оказании высокотехнологичной медицинской помощи принимают участие 4 учреждения здравоохранения Московской области: Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Московской области "Московский областной онкологический диспансер" по профилю онкология; ГБУЗ МО МОНИКИ по профилям травматология и ортопедия и сердечно-сосудистая хирургия; Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Московской области "Московский областной госпиталь для ветеранов войн" по профилю травматология и ортопедия; Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Московской области "Московский областной научно-исследовательский институт акушерства и гинекологии" по профилю акушерство и гинекология. В рамках программы модернизации проведено дооснащение оборудованием ГБУЗ МО МОНИКИ, что позволило оказывать высокотехнологичную помощь по профилям: офтальмология, челюстно-лицевая хирургия, урология. Удовлетворенность населения в оказании высокотехнологичной медицинской помощи составила 79,3 процента (в 2010 г. - 65 процентов). В 2012 году направлены на получение высокотехнологичной медицинской помощи 36195 человек, пролечены 26545 человек.
Наибольшее количество квот в 2012 году, так же, как и в предыдущие годы, приходится на профиль онкология - 23,2 процента, сердечно-сосудистая хирургия - 19 процентов, травматология и ортопедия - 14,1 процента, офтальмология - 8 процентов.
Структурные преобразования системы оказания специализированной помощи в Московской области будут включать следующие мероприятия:
развитие этапной системы оказания специализированной медицинской помощи с маршрутизацией направления пациентов в медицинские учреждения трехуровневой системы оказания медицинской помощи;
оптимизация структуры сети путем объединения маломощных больниц и поликлиник;
оптимизация оказания медицинской помощи в стационарных условиях на основе оптимизации структуры коечного фонда медицинских организаций и интенсификации занятости койки с учетом ее профиля, а также развития стационарозамещающих технологий;
оптимизация объема медицинской помощи, оказываемой в стационарных условиях.

3. Организация оказания медицинской помощи беременным
женщинам, роженицам, родильницам и новорожденным детям

В Московской области организована трехуровневая система оказания медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и детскому населению.
Служба родовспоможения Московской области представлена 52 родовспомогательными учреждениями и родильными отделениями, в том числе 4 самостоятельными родильными домами и одним перинатальным центром, которые разделены на три группы по возможности оказания медицинской помощи.
Детскому населению Московской области первичная медико-санитарная помощь (I уровень) оказывается в 12 амбулаториях, 17 участковых больницах, 1 офисе врачей общей практики (семейных врачей) в сельской местности, 11 самостоятельных детских поликлиниках, 18 центральных районных больницах, 8 центральных городских больницах, 14 районных больницах, 15 городских больницах.
Специализированная медицинская помощь (II уровень) детям оказывается в 3 городских детских больницах и 9 стационарах для взрослых. Коечный фонд для оказания медицинской помощи детскому населению составляет 5478 коек.
В области получили дальнейшее развитие стационарозамещающие формы деятельности в педиатрии. За последние три года количество коек дневного стационара увеличилось в 1,3 раза и достигло в 2012 году 771 единицы, их деятельность организована в 47 муниципальных образованиях.
Специализированная, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь (III уровень) детскому населению Московской области оказывается в 12 медицинских учреждениях.
В целях повышения доступности и качества медицинской помощи детям и беременным женщинам структурные и функциональные преобразования направлены на: дальнейшее формирование трехуровневой системы первичной медико-санитарной помощи в учреждениях родовспоможения; развитие специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи; совершенствование и развитие неонатальной помощи с учетом перехода отрасли на международные критерии регистрации живорождения; создание эффективной системы реабилитации детей, в том числе детей-инвалидов; развитие детской паллиативной (хосписной) службы; обеспечение мероприятий по преодолению социального сиротства; реализация комплексных мер, направленных на сохранение, укрепление и восстановление репродуктивного здоровья; сохранение государственной поддержки льготных категорий населения, имеющих право на меры социальной поддержки в части бесплатного лекарственного обеспечения; поэтапное совершенствование регионального календаря профилактических прививок.
Для реализации мероприятий по сохранению и восстановлению репродуктивного здоровья женского населения реализуются меры по профилактике абортов, увеличению числа беременных, которым оказано санаторное лечение; открыты кабинеты функциональной диагностики в женских консультациях; внедрены стационарозамещающие лечебно-диагностические технологии при оказании женщинам акушерско-гинекологической помощи. В учреждениях здравоохранения Московской области создаются условия для оказания качественной и доступной медицинской помощи женщинам-инвалидам в период беременности и родов.
Государственная поддержка вспомогательных репродуктивных технологий при бесплодии за счет бюджетных ассигнований будет продолжена с поэтапным переходом финансирования этой поддержки в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования.
С учетом перехода с 1 января 2012 года службы детства и родовспоможения Московской области на международные критерии оценки живорождения проводится работа по модернизации неонатальной службы, перепрофилированию и организации дополнительных коек для лечения патологии новорожденных, коек реанимации новорожденных, с этой целью дополнительно будут закуплены необходимое неонатальное оборудование и расходные материалы.
С целью повышения эффективности раннего хирургического вмешательства у детей с врожденными пороками развития будут организованы выездные консультативные кардиологическая и хирургическая реанимационные неонатальные бригады на базе перинатальных центров.
С целью снижения младенческой смертности за счет снижения смертности от состояний, возникающих в перинатальном периоде, планируется перепрофилирование части гинекологических коек в койки невынашивания беременности (в том числе в гинекологических отделениях многопрофильных больниц) для стационарного лечения беременных до 20 недель беременности и в акушерских стационарах - после 21-22 недель беременности; увеличение количества и дооснащение выездных неонатальных бригад с целью повышения оперативности консультативно-реанимационной помощи критически больным новорожденным и улучшения качества транспортировки новорожденных в специализированные стационары для новорожденных; переоснащение и дооснащение реанимационных коек в родильных домах, в отделениях реанимации.
Лечебно-профилактические учреждения детского профиля Московской области дооснащаются оборудованием для проведения аудиологического скрининга, будет открыто и оснащено отделение реабилитационной помощи детям с нарушениями слуха, что позволит создать систему качественной и доступной медицинской помощи для этой категории пациентов. Совершенствование и развитие реабилитационной помощи детям предполагает ежегодное обеспечение санаторного этапа лечения, что позволит сократить число случаев обострений хронических заболеваний, снизить число заболеваний в стадии суб- и декомпенсации. Реализация мероприятия по обеспечению льготного лекарственного обеспечения детей в возрасте до 3 лет, в возрасте до 18 лет - из многодетных семей, многодетных матерей обеспечит предоставление качественной и доступной медицинской помощи прежде всего малообеспеченным и социально незащищенным категориям жителей Московской области.
Осуществление мероприятий по обеспечению качественной и доступной медицинской помощи детям достигается путем:
формирования трехуровневой первичной медико-санитарной помощи детскому населению;
развития специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи детям по профилям: акушерство и гинекология, детская урология, андрология, детская эндокринология, нейрохирургия, травматология и ортопедия, детская хирургия, иммунология и аллергология, офтальмология, неврология (создание городских детских специализированных центров и отделений), сердечно-сосудистая хирургия и неонатология (путем создания выездных кардиохирургической и неонатальной хирургической бригад);
развития системы оказания паллиативной медицинской помощи детям за счет организации дополнительных стационарных паллиативных коек;
реализации мероприятий, направленных на развитие комплексной пренатальной (дородовой) диагностики;
усиления диагностических лабораторных возможностей детских стационаров;
обеспечения наблюдения детей первого года жизни в соответствии со стандартом диспансеризации;
внедрения современных диагностических технологий в работу детских отделений противотуберкулезных учреждений области для создания системы раннего выявления туберкулеза у детей и оптимизации оказания противотуберкулезной помощи.
Для дальнейшего совершенствования специализированной стационарной помощи детям и женщинам будут внедрены высокотехнологичные методы диагностики и лечения в специализированных больницах, проведено их дооснащение современным лечебным и диагностическим оборудованием, получат дальнейшее развитие стационарозамещающие технологии и система паллиативной помощи детям. Модернизация лечебно-профилактических учреждений детства и родовспоможения, создание комфортных условий для пребывания больных детей совместно с их родителями (законными представителями), внедрение современных высокотехнологичных методов диагностики и лечения наряду с выполнением порядков и стандартов оказания медицинской помощи будут способствовать эффективному лечению, повышению качества и доступности медицинской помощи детям и женщинам.
Будет продолжено проведение диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, обеспечение их восстановительным, в том числе санаторно-курортным лечением и высокотехнологичной медицинской помощью. Ежегодно планируется обеспечить диспансерным наблюдением и восстановительным лечением около 6,5 тыс. детей.
Кроме того, в 2013-2017 годах в Московской области предусмотрено строительство трех перинатальных центров и четырех медицинских учреждений детства и родовспоможения.

4. Кадровое обеспечение отрасли здравоохранения
Московской области

Основной проблемой кадрового обеспечения системы здравоохранения Московской области является дефицит специалистов как с высшим, так и со средним медицинским образованием.
Штатная численность персонала учреждений здравоохранения Московской области на 01.01.2013 составляет 186167,25 штатных единиц, на которых работают 108033 человека (физических лиц).
В 2012 году дефицит врачей составил 14785 человек, или 40,6 процента от потребности (36413 человек), в том числе в амбулаторно-поликлинических учреждениях - 7434 человека (39 процентов), в стационарных учреждениях - 5764 человека (45,7 процента). Дефицит средних медицинских работников составил 28459 человек (38,3 процента от потребности).
Повышение качества оказываемых населению бесплатных медицинских услуг невозможно обеспечить без наличия высококвалифицированных специалистов. При этом одним из основных компонентов реформирования отраслей бюджетной сферы (включая здравоохранение) является оплата труда, которая рассматривается в современных условиях как эффективный инструмент управления персоналом в целях повышения качества оказываемых населению социальных услуг.
В целях привлечения в государственные и муниципальные медицинские организации квалифицированных специалистов и ликвидации оттока медицинских кадров в частные медицинские организации необходимо сформировать условия, позволяющие медицинским работникам государственных и муниципальных медицинских организаций получить конкурентный уровень заработной платы.
Целевые значения заработной платы в 2013-2018 годах в рамках Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" медицинских работников, занятых в государственных и муниципальных учреждениях Московской области, включают медицинский персонал учреждений здравоохранения, образования, социального обслуживания населения и учреждений физической культуры и спорта.

5. Реализация территориальной программы государственных
гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
на территории Московской области

Московская областная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год утверждена постановлением Правительства Московской области от 14.11.2012 № 1464/35 "О Московской областной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год" (далее - Программа госгарантий).
Финансовое обеспечение Программы госгарантий составляет 89938089,6 тыс. руб., в том числе Московской областной программы обязательного медицинского страхования (далее - Программа ОМС) - 63431256,2 тыс. руб.
Стоимость Программы госгарантий возросла по сравнению с 2012 годом (81373041,0 тыс. руб.) на 8565048,6 млрд. руб. (10,5 процента), в том числе Программы ОМС (43777068,0 тыс. руб.) на 19654188,2 тыс. руб. (44,8 процента).
Подушевой норматив финансирования Программы госгарантий, стоимость единицы объема медицинской помощи представлены в таблице 1.

Таблица 1

(руб.)

Наименование показателя 2012 год 2013 год Федеральный Превышение
норматив 2013 стоимости 2013
года года к
федеральному
нормативу
(процент)

Бюджет ОМС Бюджет ОМС Бюджет ОМС Бюджет ОМС

Подушевой норматив 5292,2 6071,83 3781,23 8545,68 3090,0 5942,5 22,4 43,8

Стоимость вызова скорой 2379,06 2330,0 2438,88 1435,6 69,9
медицинской помощи

Стоимость койко-дня 1696,37 1645,84 1920,84 2244,21 1657,0 1756,2 15,9 27,8

по паллиативной помощи 1630,16 1537,1 6

Стоимость посещения 325,38 247,37

с профилактической целью 378,0 358,64 271,0 266,3 39,5 34,6

обращение по заболеваемости 1096,0 1040,09 771,8 772,3 42 34,6

по неотложной помощи 536,77 340,9 57,4

Стоимость пациенто-дня 711,84 605,31 702,0 1433,81 508,3 570,0 38,2 151,5


Программа госгарантий сбалансирована по видам и объемам медицинской помощи.
Нормативы объема медицинской помощи на одного жителя в сравнении с нормативами, установленными Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1074, представлены в таблице 2.

Таблица 2


Наименование показателя в Установленные Федеральный норматив на Превышение норматива,
расчете на одного жителя, Программой госгарантий 2013 год установленного Программой
по ОМС на одного на 2013 год госгарантий, к
застрахованного федеральному нормативу
2013 года (процент)

На На На На На жителя На
жителя застрахованного жителя застрахованного застрахованного

Объем скорой медицинской 0,318 0,318
помощи (вызов)

Объем стационарной 2,60 1,74 2,558 1,74 1,6
медицинской помощи
(койко-дни)

Объем паллиативной 0,077 0,077
медицинской помощи

Объем амбулаторной
медицинской помощи
(посещений), в том числе:

профилактические 2,8 2,4 2,44 2,04 14,7 17,6
посещения

обращения по 2,24 1,9 2,1 1,9 6,6
заболеваемости

по неотложной помощи 0,56 0,36 55

Объем медицинской помощи в 0,63 0,52 0,63 0,52
дневных стационарах
(пациенто-дни)


В рамках Программы госгарантий бесплатно предоставляются: первичная медико-санитарная помощь, в том числе доврачебная, врачебная и специализированная; специализированная, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь; скорая, в том числе скорая специализированная медицинская помощь; паллиативная медицинская помощь в медицинских организациях.
Первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения.
Первичная медико-санитарная помощь оказывается бесплатно в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара, а также в специально созданных подразделениях медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь в неотложной форме.
Первичная доврачебная медико-санитарная помощь оказывается фельдшерами, акушерами и другими медицинскими работниками со средним медицинским образованием.
Первичная врачебная медико-санитарная помощь оказывается врачами-терапевтами, врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами, врачами-педиатрами участковыми и врачами общей практики (семейными врачами).
Первичная специализированная медико-санитарная помощь оказывается врачами-специалистами, включая врачей-специалистов медицинских организаций, оказывающих специализированную, в том числе высокотехнологичную медицинскую помощь.
Специализированная, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь оказывается бесплатно в стационарных условиях и в условиях дневного стационара врачами-специалистами и включает в себя профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний (в том числе в период беременности, родов и послеродовой период), требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию.
Высокотехнологичная медицинская помощь является частью специализированной медицинской помощи и включает в себя применение новых сложных и (или) уникальных методов лечения, а также ресурсоемких методов лечения с научно доказанной эффективностью, в том числе клеточных технологий, роботизированной техники, информационных технологий и методов генной инженерии, разработанных на основе достижений медицинской науки и смежных отраслей науки и техники. Высокотехнологичная медицинская помощь оказывается медицинскими организациями в соответствии с перечнем видов высокотехнологичной медицинской помощи, утверждаемым Министерством здравоохранения Российской Федерации.
Скорая, в том числе скорая специализированная медицинская помощь оказывается гражданам в экстренной или неотложной форме вне медицинской организации, а также в амбулаторных и стационарных условиях при заболеваниях, несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства. Скорая, в том числе скорая специализированная медицинская помощь медицинскими организациями государственной и муниципальной систем здравоохранения оказывается гражданам бесплатно. При оказании скорой медицинской помощи в случае необходимости осуществляется медицинская эвакуация, представляющая собой транспортировку граждан в целях спасения жизни и сохранения здоровья (в том числе лиц, находящихся на лечении в медицинских организациях, в которых отсутствует возможность оказания необходимой медицинской помощи при угрожающих жизни состояниях, женщин в период беременности, родов, послеродовой период и новорожденных, лиц, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий).
Медицинская эвакуация осуществляется выездными бригадами скорой медицинской помощи с проведением во время транспортировки мероприятий по оказанию медицинской помощи, в том числе с применением медицинского оборудования.
Паллиативная медицинская помощь может оказываться бесплатно в амбулаторных и стационарных условиях медицинскими работниками, прошедшими обучение по оказанию такой помощи, и представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на избавление от боли и облегчение других тяжелых проявлений заболевания, в целях улучшения качества жизни неизлечимо больных граждан.

Таблица 3

СРЕДСТВА, ПРЕДУСМОТРЕННЫЕ ПРОГРАММОЙ ГОСГАРАНТИЙ
ПО ИСТОЧНИКАМ ФИНАНСИРОВАНИЯ И УСЛОВИЯМ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ
НА 2013 ГОД


Медицинская помощь по источникам Средства Средства Итого Процент
финансирования и условиям бюджета обязательного финансовое
предоставления Московской медицинского обеспечение
области (тыс. страхования (тыс. медицинской
руб.) руб.) помощи
(тыс. руб.)

Скорая медицинская помощь 1304377,0 4391378,0 5695755,0 6

Стационарная медицинская помощь 10196219,6 28984736,4 39180956,0 44

кроме того, паллиативная 879922,3 879922,3

Амбулаторная помощь, в том 2470216,9 23288458,7 25758675,6 29
числе:

профилактические посещения 691660,6 6388976,6 7080637,2

обращения по заболеваемости 1778556,3 14668316,9 16446873,2

по неотложной помощи 2231165,2 2231165,2

Медицинская помощь в дневных 390737,6 5534173,1 5924910,7 7
стационарах

Прочие виды работ и услуг, 11265360,0 1232510,0 12497870,0 14
средства на содержание аппарата
Территориального фонда
обязательного медицинского
страхования и ведение дела
страховых медицинских
организаций

ИТОГО 26506833,4 63431256,2 89938089,6 100


Способы оплаты медицинской помощи в системе ОМС в Московской области в 2013 году.
При оплате медицинской помощи, оказанной в амбулаторных условиях:
за единицу объема медицинской помощи - за медицинскую услугу, за посещение, за обращение (законченный случай) в сочетании с финансированием по подушевому нормативу на прикрепляющихся лиц.
При оплате медицинской помощи, оказанной в стационарных условиях:
за законченный случай лечения заболевания;
за законченный случай лечения заболевания, включенного в соответствующую группу заболеваний (в том числе клинико-статистические группы заболеваний).
При оплате медицинской помощи, оказанной в условиях дневного стационара: за законченный случай лечения заболевания.
При оплате скорой медицинской помощи, оказанной вне медицинской организации (по месту вызова бригады скорой медицинской помощи, а также в транспортном средстве при медицинской эвакуации): за вызов бригады скорой медицинской помощи в соответствии с профилем.

6. Ожидаемые результаты реализации мероприятий
Дорожной карты

Улучшение состояния здоровья населения Московской области и достижение демографических показателей в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения";
выполнение целевых показателей уровня заработной платы работников медицинских организаций, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики";
оптимизация структуры сети и штатной численности учреждений здравоохранения Московской области;
установление механизмов зависимости уровня оплаты труда работников медицинских организаций Московской области от количества и качества предоставляемых населению бесплатных медицинских услуг - переход на эффективный контракт;
обеспечение приоритета профилактики в сфере охраны здоровья и развития первичной медико-санитарной помощи, повышение эффективности оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой медицинской помощи, повышение эффективности службы родовспоможения и детства;
обеспечение системы здравоохранения мотивированными и высококвалифицированными кадрами;
установление действенных механизмов оценки деятельности медицинских работников и соответствия уровня оплаты труда качеству труда.

7. Структурные преобразования системы оказания медицинской
помощи в Московской области

Структурные преобразования системы оказания медицинской помощи в Московской области предусматривают:


Наименование целевого показателя Единица 2013 год 2014 год 2015 год 2016 год 2017 год 2018 год
измерения

Показатели структурных преобразований системы оказания медицинской помощи

1. Доля расходов на оказание процент 6,3 6,0 5,6 5,4 5,3 5,1
скорой медицинской помощи вне
медицинских организаций от
всех расходов на программу
государственных гарантий
бесплатного оказания гражданам
медицинской помощи (далее -
программа государственных
гарантий)

2. Доля расходов на оказание процент 25,3 26,8 28,0 29,6 30,6 31,7
медицинской помощи в
амбулаторных условиях от всех
расходов на программу
государственных гарантий

3. Доля расходов на оказание процент 1,4 1,8 2,9 2,7 3,3 3,9
медицинской помощи в
амбулаторных условиях в
неотложной форме от всех
расходов на программу
государственных гарантий

4. Доля расходов на оказание процент 6,6 7,4 7,8 8,1 8,5 9,0
медицинской помощи в условиях
дневных стационаров от всех
расходов на программу
государственных гарантий

5. Доля расходов на оказание процент 60,4 58,0 55,7 54,2 52,3 50,3
медицинской помощи в
стационарных условиях от всех
расходов на программу
государственных гарантий

6. Доля медицинских и процент 75,0 78,0 80,0 83,0 86,0 90,0
фармацевтических работников,
обучавшихся в рамках целевой
подготовки для нужд Московской
области, трудоустроившихся
после завершения обучения в
медицинские или
фармацевтические организации
государственной и
муниципальной системы
здравоохранения Московской
области

7. Доля аккредитованных процент 20 40
специалистов

8. Обеспеченность населения (на процент 32,5 32,6 32,7 32,7 32,7 32,8
10 тысяч) врачами

9. Соотношение врачи/средние 1/2 1/2 1/2 1/2 1/2 1/2
медицинские работники

10. Соотношение средней заработной процент 129,7 130,7 137,0 159,6 200,0 200,0
платы врачей и иных работников
медицинских организаций,
имеющих высшее медицинское
(фармацевтическое) или иное
высшее профессиональное
образование, предоставляющих
медицинские услуги
(обеспечивающих предоставление
медицинских услуг), и средней
заработной платы в субъекте в
2012-2018 годах
(агрегированные значения)

11. Соотношение средней заработной процент 75,6 76,2 79,3 86,3 100,0 100,0
платы среднего медицинского
(фармацевтического) персонала
(персонала, обеспечивающего
предоставление медицинских
услуг) и средней заработной
платы в субъекте в 2012-2018
годах (агрегированные
значения)

12. Соотношение средней заработной процент 50,1 51,0 52,4 70,5 100,0 100,0
платы младшего медицинского
персонала (персонала,
обеспечивающего предоставление
медицинских услуг) и средней
заработной платы в субъекте в
2012-2018 годах
(агрегированные значения)

13. Число дней работы койки в году день 332,0 332,0 332,5 332,5 333,0 333,0

14. Средняя длительность лечения день 12,9 12,8 12,5 12,2 11,9 11,7
больного в стационаре

15. Доля врачей первичного звена процент 63,3 63,5 63,6 63,7 63,9 64,0
от общего числа врачей

16. Доля пациентов, доставленных процент 45,0 45,0 45,0 45,0 45,00 45,0
по экстренным показаниям, от
общего числа пациентов,
пролеченных в стационарных
условиях

Основные показатели здоровья населения

17. Ожидаемая продолжительность год 70,9 71,5 72,5 73,0 73,5 74,2
жизни при рождении

18. Смертность от всех причин случаев на 1000 14,1 13,9 13,5 12,6 12,2 11,8
населения

19. Материнская смертность случаев на 100 12,0 11,5 11,0 10,5 10,0 9,5
тыс. родившихся
живыми

20. Младенческая смертность случаев на 1000 7,4 7,4 7,2 7,0 6,8 6,6
родившихся
живыми

21. Смертность детей в возрасте случаев на 10000 7,3 7,0 7,2 7,1 7,1 6,9
0-17 лет населения
соответствующего
возраста

22. Смертность от болезней системы случаев на 100 847,0 846,5 802,8 750,0 705,0 649,4
кровообращения тыс. населения

23. Смертность от случаев на 100 9,1 9,1 9,0 9,0 8,9 8,8
дорожно-транспортных тыс. населения
происшествий

24. Смертность от новообразований случаев на 100 233,0 226,0 220,0 214,0 202,0 192,8
(в том числе от тыс. населения
злокачественных)

25. Смертность от туберкулеза случаев на 100 7,9 7,9 7,8 7,8 7,7 7,7
тыс. населения

26. Заболеваемость туберкулезом случаев на 100 48,5 45,9 45,3 44,7 44,1 43,5
тыс. населения

27. Доля выездов бригад скорой процент 77,0 77,3 78,1 79,3 81,5 85,0
медицинской помощи со временем
доезда до больного менее 20
минут


II. План мероприятий
Формирование эффективной структуры здравоохранения
Московской области


№ п/п Наименование мероприятия Срок Ответственные Ожидаемый результат
реализации исполнители

1 2 3 4 5

1. 1. Формирование эффективной структуры здравоохранения Московской области

1.1. Подготовка и представление в 11.03.2013 Министерство Подготовка и представление в
Министерство здравоохранения здравоохранения Министерство здравоохранения
Российской Федерации отчета об Московской Российской Федерации (далее -
итогах реализации Программы области Минздрав России) аналитической
модернизации в Московской записки об итогах реализации
области Программы модернизации

1.2. Подготовка и представление в 11.03.2013 Министерство Определение необходимых изменений,
Министерство здравоохранения здравоохранения направленных на формирование
Российской Федерации Московской сбалансированной по видам и
информации о структуре области условиям оказания медицинской
расходов по условиям и формам помощи. Представление в Минздрав
оказания медицинской помощи в России результатов анализа
Московской области по соответствия структуры расходов по
состоянию на 31.12.2012 условиям и формам оказания
медицинской помощи в Московской
области целевой структуре расходов
на здравоохранение, определенной
на 2018 год распоряжением
Правительства Российской Федерации
от 28.12.2012 № 2599-р

1.3. Подготовка и представление в 20.03.2013 Министерство Определение дефицита (избытка)
Минздрав России информации о здравоохранения работников в штате медицинских
штатной численности персонала Московской организаций с точки зрения
медицинских организаций области соответствия порядкам оказания
субъекта Российской Федерации медицинской помощи. Представление
и муниципальных образований в Минздрав России результатов
анализа соответствия штатной
численности персонала медицинских
организаций Московской области и
муниципальных образований порядкам
оказания медицинской помощи

1.4. Подготовка и представление в 20.03.2013 Министерство Определение дефицита (избытка)
Минздрав России информации о здравоохранения материально-технического оснащения
материально-технической Московской медицинских организаций с точки
оснащенности медицинских области зрения соответствия порядкам
организаций субъекта оказания медицинской помощи.
Российской Федерации и Представление в Минздрав России
муниципальных образований результатов анализа соответствия
материально-технического оснащения
медицинских организаций Московской
области и муниципальных
образований порядкам оказания
медицинской помощи

1.5. Подготовка и представление в 20.03.2013 Министерство Определение неудовлетворенной
Минздрав России информации об здравоохранения потребности в обеспечении льготных
обеспечении отдельных Московской категорий граждан лекарственными
категорий граждан, имеющих области средствами и медицинскими
право на получение изделиями. Представление в
государственной социальной Минздрав России результатов
помощи, лекарственными анализа соответствия нормативов
препаратами и медицинскими обеспечения льготных категорий
изделиями по стандартам граждан лекарственными препаратами
оказания медицинской помощи и медицинскими изделиями
стандартам оказания медицинской
помощи

1.6. Разработка и утверждение декабрь 2013 Министерство Утверждение региональной концепции
концепции развития г. здравоохранения развития государственно-частного
государственно-частного Московской партнерства в сфере
партнерства в сфере области здравоохранения, результатом
здравоохранения Московской реализации которой должно стать
области привлечение негосударственных
организаций к оказанию медицинской
помощи в соответствии с моделью
ресурсного обеспечения системы
здравоохранения Московской области

1.7. Разработка модели ресурсного 01.04.2013 Министерство Определение структуры
обеспечения системы здравоохранения финансирования оказания
здравоохранения Московской Московской медицинской помощи, обеспечения
области области населения лекарственными
средствами и медицинскими
изделиями для льготных категорий
граждан по видам и объемам
медицинской помощи. Внедрение
эффективных способов оплаты
медицинской помощи в рамках
Программы госгарантий

1.8. Разработка государственной 01.05.2013 Министерство Формирование проекта
программы Московской области здравоохранения государственной программы
"Здравоохранение Подмосковья" Московской Московской области
области "Здравоохранение Подмосковья" и
направление ее для согласования
координатору

2. 2. Формирование эффективной системы управления оказанием медицинской помощи в медицинских
организациях Московской области

2.1. Разработка и утверждение на декабрь 2013 Министерство Построение системы оценки
основе методических г. здравоохранения деятельности медицинских
рекомендаций Минздрава России Московской организаций, их руководителей и
показателей и методики оценки области работников, основанной на единых
эффективности деятельности принципах
государственных медицинских
организаций, их руководителей
и работников, включая механизм
увязки размера оплаты труда
работников и руководителей
учреждений с конкретными
показателями качества и
количества оказываемых услуг

2.2. Осуществление профессиональной ежегодно Министерство Обеспечение соответствия
подготовки, переподготовки и здравоохранения квалификации медицинских
повышение квалификации Московской работников профессиональным
медицинских работников области стандартам

2.3. Заключение трудовых договоров декабрь 2013 Министерство Создание условий для повышения
(дополнительных), соглашений с г. здравоохранения эффективности работы
руководителями государственных Московской административно-управленческого
медицинских организаций на области персонала
основе типовой формы,
утверждаемой Правительством
Российской Федерации в
соответствии со статьей 275
Трудового кодекса Российской
Федерации

2.4. Обучение руководителей ноябрь 2013 Министерство Обеспечение условий для перевода
(ответственных работников) по г. здравоохранения медицинских работников на
переводу на эффективный Московской эффективный контракт
контракт работников области
государственных
медицинских организаций

2.5. Обеспечение перевода ежегодно Министерство Повышение эффективности
работников государственных здравоохранения деятельности медицинских
медицинских организаций на Московской работников
эффективный контракт области

2.6. Обеспечение дифференциации ежегодно Министерство Создание условий для повышения
оплаты труда основного и здравоохранения эффективности работы
прочего персонала медицинских Московской административно-управленческого
организаций, оптимизация области персонала
расходов на
административно-управленческий
персонал с учетом предельной
доли расходов на оплату их
труда в фонде оплаты труда
учреждения - не более 40
процентов

3. 3. Реализация государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения" в
Московской области

3.1. Реализация мероприятий, 2013-2015 гг. Министерство Повышение доступности и качества
направленных на структурные здравоохранения оказания медицинской помощи
преобразования в системе Московской населению Московской области на
здравоохранения Московской области основе повышения эффективности
области, в соответствии с функционирования системы
государственной программой здравоохранения Московской области
Московской области
"Здравоохранение Подмосковья"

3.2. Осуществление межведомственной ежегодно Министерство Обеспечение межведомственного
координации работы по здравоохранения взаимодействия в целях достижения
достижению целевых показателей Московской целевых показателей и индикаторов
и индикаторов развития области развития здравоохранения
здравоохранения

3.3. Разработка комплекса мер, 2013-2020 гг. Министерство Достижение целевых показателей,
направленных на здравоохранения утвержденных Планом мероприятий
совершенствование оказания Московской ("дорожной картой"), младенческой,
медицинской помощи населению области материнской и детской смертности
на основе государственной
программы Московской области
"Здравоохранение Подмосковья"
по достижению показателя
младенческой, материнской и
детской смертности

3.4. Укрепление 2013-2018 гг. Министерство Повышение качества и доступности
материально-технической базы здравоохранения медицинской помощи женщинам в
учреждений родовспоможения и Московской период беременности, родов и
детства области послеродовом периоде и детскому
населению Московской области,
снижение материнской, младенческой
и детской смертности

3.5. Внедрение современных 2013-2018 гг. Министерство Снижение младенческой, детской
технологий по выхаживанию здравоохранения смертности, инвалидизации.
новорожденных детей с низкой, Московской Коррекция врожденных пороков у
очень низкой и экстремально области детей в раннем возрасте
низкой массой тела с развитием
фетальной и неонатальной
хирургии

3.6. Проведение капитального 2013-2018 гг. Министерство Обеспечение соответствия
ремонта учреждений здравоохранения подведомственных учреждений
здравоохранения; Московской лицензионным требованиям для
реконструкция, строительство области выполнения Программы госгарантий;
объектов здравоохранения приведение объектов в соответствие
с санитарно-эпидемиологическими
требованиями, улучшение условий
для пребывания больных и повысить
качество медицинской помощи
взрослому и детскому населению

3.7. Реализация мероприятий, 2013-2018 гг. Министерство Снижение заболеваемости,
направленных на здравоохранения инвалидности и смертности
совершенствование оказания Московской населения области от сосудистых
медицинской помощи населению области заболеваний, увеличение
на основе государственной продолжительности и качества жизни
программы Московской области больных, страдающих этими
"Здравоохранение Подмосковья" заболеваниями; повышение
по достижению показателя удовлетворенности населения
снижения смертности от качеством медицинской помощи;
болезней системы повышение доступности для
кровообращения населения специализированной, в
том числе высокотехнологичной
медицинской помощи; повышение
удовлетворенности в обеспечении
больных (после стационарного
лечения) санаторно-курортным
лечением; повышение мотивации
среди населения к здоровому образу
жизни, обучение пациентов в школах
здоровья для больных артериальной
гипертонией

3.8. Создание региональных 2013-2018 гг. Министерство Повышение качества оказания
сосудистых центров и первичных здравоохранения медицинской помощи
сосудистых отделений в Московской
государственных учреждениях области
здравоохранения

3.9. Подготовка и переподготовка 2013-2018 гг. Министерство Повышение профессиональных знаний
медицинских кадров по вопросам здравоохранения медицинских работников
оказания медицинской помощи Московской
больным сосудистыми области
заболеваниями, непрерывное
повышение профессионализма
медицинского персонала,
оказывающего медицинскую
помощь больным сосудистыми
заболеваниями

3.10. Развитие медицинской системы 2013-2018 гг. Министерство Снижение заболеваемости,
профилактики болезней органов здравоохранения инвалидности и смертности
кровообращения. Развитие Московской населения Московской области от
медицинской реабилитации области сосудистых заболеваний, увеличение
больных сосудистыми продолжительности и качества жизни
заболеваниями больных, страдающих этими
заболеваниями

3.11. Реализация мероприятий, 2013-2018 гг. Министерство Снижение смертности населения от
направленных на здравоохранения травм, полученных в результате
совершенствование оказания Московской дорожно-транспортных происшествий
медицинской помощи населению области
на основе государственной
программы Московской области
"Здравоохранение Подмосковья"
по достижению показателя
снижения смертности от
дорожно-транспортных
происшествий

3.12. Совершенствование оказания 2013-2018 гг. Министерство Повышение качества оказания
медицинской помощи здравоохранения медицинской помощи
и внедрение новых медицинских Московской
технологий пострадавшим от области
дорожно-транспортных
происшествий в
травматологических центрах
всех уровней

3.13. Реализация мероприятий, 2013-2018 гг. Министерство Сокращение времени приема вызова
направленных на здравоохранения
совершенствование оказания Московской
медицинской помощи населению области,
на основе государственной руководители
программы Московской области лечебных
"Здравоохранение Подмосковья" учреждений
по достижению показателя Московской
сокращения времени доезда до области
больного

3.14. Создание единой диспетчерской 2013-2015 гг. Министерство Совершенствование оказания скорой
службы скорой медицинской здравоохранения медицинской помощи на территории
помощи, оснащенной Московской Московской области, планируется в
автоматизированной системой области 2013-2015 гг. внедрение
управления и обработки вызовов спутниковых навигационных
технологий на базе ГЛОНАСС

3.15. Обновление парка автомобилей 2013-2015 гг. Министерство Снижение числа автомобилей со
скорой медицинской помощи и здравоохранения 100-процентным износом
снижение доли автомобилей со Московской
сроком эксплуатации более 5 области
лет

3.16. Создание отделений неотложной 2013-2015 гг. Министерство Повышение доступности неотложной
помощи при здравоохранения медицинской помощи населению в
амбулаторно-поликлинических Московской амбулаторно-поликлинических
учреждениях Московской области области учреждениях

3.17. Мероприятия по развитию 2013-2018 гг. Министерство Повышение уровня информированности
системы медицинской здравоохранения населения Московской области о
профилактики неинфекционных Московской факторах риска неинфекционных
заболеваний и формирования области заболеваний, повышение мотивации к
здорового образа жизни, в том прохождению медицинских
числе у детей профилактических осмотров и
диспансеризации

3.18. Мероприятия по 2013-2018 гг. Министерство Развитие и расширение службы
совершенствованию системы здравоохранения медицинской профилактики
профилактических медицинских Московской Московской области путем
осмотров и диспансеризации области увеличения числа центров,
взрослого населения в отделений и кабинетов медицинской
Московской области профилактики, открытие новых и
дооснащение действующих центров
здоровья для взрослого и детского
населения

3.19. Развитие службы оказания 2013-2018 гг. Министерство Снижение с 1,9 суицидального
медицинской помощи лицам с здравоохранения случая на 10000 населения в 2012
кризисными состояниями и Московской году до 1,7 суицидального случая
суицидальным поведением области на 10000 населения в 2018 году

3.20. Информатизация учреждений 2013-2017 гг. Министерство Повышение качества и доступности
здравоохранения Московской здравоохранения медицинской помощи, повышение
области, создание региональной Московской эффективности управления
информационно-аналитической области здравоохранением Московской
медицинской системы области

3.21. Создание системы сбора ежегодно Министерство Осуществление мониторинга
качественных и количественных здравоохранения показателей с использованием
показателей реализации Московской информационных технологий,
мероприятий государственной области позволяющих оценить
программы Московской области результативность выполнения
"Здравоохранение Подмосковья" мероприятий "Дорожной карты"



------------------------------------------------------------------