Типы документов

Реклама

Партнеры

Решение Арбитражного суда МО от 28.06.2013 по делу N А41-53525/12 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим постановления Правительства МО от 25.10.2012 N 1369/39, пунктов 2.1.2, 2.1.5, 3.9 Порядка проведения конкурсного отбора хозяйствующих субъектов на право осуществления на территории Московской области деятельности по перемещению транспортных средств на специализированную стоянку, их хранению и возврату транспортных средств, утв. постановлением Правительства МО от 25.10.2012 N 1369/39, подпунктов 2, 5, 6 распоряжения Министерства транспорта МО от 06.11.2012 N 328>



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 28 июня 2013 г. по делу № А41-53525/12

Резолютивная часть решения объявлена 19 июня 2013 года
Полный текст решения изготовлен 28 июня 2013 года
Арбитражный суд Московской области в составе
председательствующего судьи А.А. Бобринева,
судей: П.А. Голубкова, А.И. Лещенко,
при ведении протокола судебного заседания
помощником судьи О.Н.К.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
общества с ограниченной ответственностью "К", общества с ограниченной ответственностью "Ф", закрытого акционерного общества "Е"
к Правительству Московской области
при участии: Министерства транспорта Московской области, Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области,
о признании недействующим нормативного правового акта,
при участии в судебном заседании:
от ООО "К" - Б.Т.М., паспорт РФ, представитель по доверенности;
от ООО "Ф" - К.Д.А., паспорт РФ, представитель по доверенности;
от ЗАО "Е" - не явился, извещен;
от Правительства Московской области - Г.Ю.И., консультант, представитель по доверенности;
от Минтранса Московской области - П.Е.Е., паспорт РФ, представитель по доверенности;
от УФАС по Московской области - не явился, извещен,

установил:

28.11.2012 общество с ограниченной ответственностью "К" (далее - ООО "К", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Правительству Московской области (далее - заинтересованное лицо) (указав третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - Министерство транспорта Московской области, Управление Федеральной антимонопольной службы по Московской области) о признании недействительными пунктов 2.1.2, 2.1.5, 3.9 Порядка проведения конкурсного отбора хозяйствующих субъектов на право осуществления на территории Московской области деятельности по перемещению транспортных средств на специализированную стоянку, их хранению и возврату транспортных средств, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 25.10.2012 № 1369/39 "Об организации деятельности по перемещению транспортных средств на специализированную стоянку, их хранению и возврату транспортных средств на территории Московской области" (далее - Порядок).
Заявлению присвоен регистрационный номер судебного дела А41-53525/12.
20.12.2012 в Арбитражный суд Московской области поступило заявление общества с ограниченной ответственностью "Ф" (далее ООО "Ф", заявитель) о признании недействительными пунктов 2.1.2, 2.1.5, 3.9 Порядка; признании недействительным постановления Правительства Московской области от 25.10.2012 № 1369/39 "Об организации деятельности по перемещению транспортных средств на специализированную стоянку, их хранению и возврату транспортных средств на территории Московской области".
Заявлению присвоен регистрационный номер судебного дела А41-57864/12.
29.01.2013 в Арбитражный суд Московской области поступило заявление закрытого акционерного общества "Е" (далее - ЗАО "Е", заявитель) о признании постановления Правительства Московской области от 25.10.2012 № 1369/39 "Об организации деятельности по перемещению транспортных средств на специализированную стоянку, их хранению и возврату транспортных средств на территории Московской области", утвердившее порядок проведения конкурсного отбора хозяйствующих субъектов на право осуществления на территории Московской области деятельности по перемещению транспортных средств на специализированную стоянку, их хранению и возврату транспортных средств, и требования к составу действий, работ и услуг, обязательных для выполнения хозяйствующими субъектами на территории Московской области деятельности по перемещению транспортных средств на специализированную стоянку, их хранению и возврату транспортных средств недействующим со дня принятия и не подлежащим применению.
Заявлению присвоен регистрационный номер судебного дела А41-2814/12.
В ходе рассмотрения дела № А41-53525/12 Правительство Московской области обратилось с ходатайством об объединении вышеуказанных дел в одно производство для их совместного рассмотрения.
Ходатайство судом удовлетворено, о чем судом 03.04.2013 вынесено определение об объединении дел в одно производство.
Представители ЗАО "Е", УФАС по Московской области в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения надлежащим образом извещены.
Дело рассмотрено в соответствии с частью 2 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Представители ООО "К", ООО "Ф" в судебном заседании поддержали заявленные требования.
В обосновании своих доводов заявители ссылались на то, что пункты 2.1.2, 2.1.5, 3.9 Порядка нарушают права и законные интересы заявителей в сфере ограничения конкуренции и создают дискриминационные условия при доступе на товарный рынок, а именно: Правительство Московской области не имело право устанавливать четкие критерии и нормы к договору страхования гражданской ответственности, который должен представить претендент для участия в конкурсе, или претендент должен обладать или выкупить (арендовать) определенное количество земельных участков и приобрести дополнительный парк специализированных автомобилей. Заявители также ссылались на то, что конкурс признается несостоявшимся в случаях, если не подана ни одна заявка или ни один из хозяйствующих субъектов не признан участником конкурса, конкурс, в котором только один хозяйствующий субъект признан участником конкурса. Постановление Правительства Московской области от 25.10.2012 № 1369/39 "Об организации деятельности по перемещению транспортных средств на специализированную стоянку, их хранению и возврату транспортных средств на территории Московской области", утвердившее Порядок должно быть признано недействующим, поскольку отсутствовало его официальное опубликование.
Представитель заинтересованного лица заявленные требования не признал.
В обоснование своих доводов ссылался на то, что оспариваемые положения не противоречат законодательству и не нарушают права и охраняемые интересы заявителей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Оспариваемые акты опубликованы в установленном порядке. Требования о предоставлении хозяйствующими субъектами, желающими принять участие в конкурсе, договоров страхования и справок о стоянках и эвакуаторов, направлены на определение хозяйствующего субъекта, предложившего лучшие условия для осуществления деятельности на территории Московской области по перемещению транспортных средств на специализированную стоянку, их хранению и возврату.
Представитель Минтранса Московской области поддержал позицию заинтересованного лица, пояснив, что согласно конкурсным протоколам в Конкурсе принимало участие 7 претендентов; постановление Правительства Московской области от 25.10.2012 № 1369/39 "Об организации деятельности по перемещению транспортных средств на специализированную стоянку, их хранению и возврату транспортных средств на территории Московской области", утвердившее Порядок опубликовано 31.01.2013 в "Информационном вестнике Правительства Московской области" № 1, началом действия постановления является дата - 25.10.2012.
Как установлено судом при рассмотрении материалов дела, распоряжением Минтранса Московской области от 09.11.2012 № 335 "О проведении конкурса на право заключения договора на осуществление деятельности по перемещению транспортных средств на специализированную стоянку, их хранению и возврату транспортных средств на территории Московской области" организован конкурс, о чем 13.11.2012 на сайте Минтранса Московской области опубликовано извещение о проведении конкурса.
Согласно данному распоряжению, конкурс проводился в соответствии с постановлением Правительства Московской области от 25.10.2012 № 1369/39 "Об организации деятельности по перемещению транспортных средств на специализированную стоянку, их хранению и возврату транспортных средств на территории Московской области", утвердившим Порядок.
Пунктами 2.1.2, 2.1.5 Порядка установлено, что для участия в конкурсе хозяйствующими субъектами представляются копии договоров страхования гражданской ответственности хозяйствующих субъектов перед третьими лицами за ущерб, который может быть причинен их имуществу в результате хищения, повреждения, пожара, стихийного бедствия, произошедших при перемещении задержанного транспортного средства и его хранении на спецстоянке (далее - договор страхования), со сроком действия не менее 5 лет на сумму из расчета не менее 100 тысяч рублей на одно машиноместо или соглашений о намерении заключения указанных договоров.
Справки хозяйствующего субъекта о наличии и форме владения (собственность, аренда, лизинг) эвакуаторами, а также стоянками и их соответствии требованиям к спецстоянкам, предназначенным для хранения автотранспортных средств, и требованиям к спецстоянкам, предназначенным для хранения маломерных судов соответственно (далее - справки о стоянках и эвакуаторах). Справка представляется по установленной форме, в отношении каждого конкурсного предложения отдельно, для юридических лиц подписывается руководителем и главным бухгалтером, для индивидуальных предпринимателей - индивидуальным предпринимателем.
Конкурс признается несостоявшимся в случаях, если не подана ни одна заявка или ни один из хозяйствующих субъектов не признан участником конкурса. Конкурс, в котором только один хозяйствующий субъект признан участником конкурса, также признается несостоявшимся. В этом случае организатор конкурса заключает договор с хозяйствующим субъектом, признанным единственным участником конкурса (пункт 3.9 Порядка).
Не согласившись с указанными пунктами Порядка, ООО "К", ООО "Ф", ЗАО "Е" обратились в арбитражный суд с заявлениями.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что заявленные требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
В соответствии с частью 4 статьи 194 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Вопрос о порядке перемещения транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств, урегулирован Законом Московской области от 06.07.2012 № 102/2012-ОЗ "О порядке перемещения транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств".
В соответствии с Законом Московской области № 102/2012-ОЗ постановлением Правительства Московской области от 25.10.2012 № 1369/39 утвержден Порядок проведения конкурсного отбора хозяйствующих субъектов на право осуществления на территории Московской области деятельности по перемещению транспортных средств на специализированную стоянку, их хранению и возврату транспортных средств и Требования к составу действий, работ и услуг, обязательных для выполнения хозяйствующими субъектами при осуществлении на территории Московской области деятельности по перемещению транспортных средств на специализированную стоянку, их хранению и возврату транспортных средств.
Согласно части 1, 2, 3 статьи 4 Закона Московской области от 06.07.2012 № 102/2012-ОЗ, организационное обеспечение деятельности по перемещению транспортных средств на спецстоянку, их хранению и возврату транспортных средств осуществляется исполнительным органом государственной власти Московской области, определенным Правительством Московской области, в пределах его компетенции.
Деятельность по перемещению транспортных средств на спецстоянку, их хранению и возврату транспортных средств осуществляют хозяйствующие субъекты, определенные по итогам конкурсного отбора в порядке, установленном Правительством Московской области.
Требования к составу действий, работ и услуг, обязательных для выполнения хозяйствующими субъектами при осуществлении деятельности по перемещению транспортных средств на спецстоянку, их хранению и возврату транспортных средств, устанавливаются Правительством Московской области.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности, запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе: создание участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом (пункт 2 части 1 статьи 17 Закона).
Между тем установление отдельных требований для участия в конкурсах, в том числе касающихся представления копии договоров страхования гражданской ответственности хозяйствующих субъектов перед третьими лицами за ущерб, который может быть причинен их имуществу в результате хищения, повреждения, пожара, стихийного бедствия, произошедших при перемещении задержанного транспортного средства и его хранении на спецстоянке, со сроком действия не менее 5 лет на сумму из расчета не менее 100 тысяч рублей на одно машиноместо или соглашений о намерении заключения указанных договоров; представления справки хозяйствующего субъекта о наличии и форме владения (собственность, аренда, лизинг) эвакуаторами, а также стоянками и их соответствии требованиям к спецстоянкам, предназначенным для хранения автотранспортных средств, и требованиям к спецстоянкам, предназначенным для хранения маломерных судов соответственно, принадлежащих претенденту, не создает каких-либо преимущественных условий для одних лиц перед другими в целях участия в торгах.
Действующее законодательство не содержит запретов на установление определенных условий для участия в конкурсе, поэтому Правительство Московской области в соответствии с его компетенцией вправе исходя из общих принципов, предусмотренных федеральным законодательством с учетом местных условий, самостоятельно определять данные способы, в том числе путем принятия Положения о порядке проведения конкурса.
Данное Положение, как нормативный акт, устанавливает определенные требования к участию в открытом конкурсе, что отвечает требованиям статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ.
Организация деятельности перевозки транспортных средств должна обеспечивать стабильную и своевременное функционирование доставки транспортных средств на специализированную стоянку.
Ввиду этого, условиями для участия в торгах с учетом необходимости достижения целей проведения конкурса может предусматриваться также наличие у претендентов определенного количества транспорта.
Такие требования нельзя считать необоснованным препятствием для осуществления предпринимательской деятельности, поскольку они объясняются необходимостью оказания услуг по перевозке, хранению и возврату транспортных средств надлежащего качества.
При этом, оспариваемыми актами не ограничены условия для участия в конкурсе какими-либо марками или иными персонифицирующими требованиями к транспортным средствам.
Положение о порядке проведения конкурса предусматривает участие неограниченного круга лиц. Конкурс носит открытый характер, является равнодоступным для всех субъектов предпринимательской деятельности. Победителем конкурса определяется более конкурентоспособный.
Предоставление предусмотренных пунктами 2.1.2, 2.1.5 Порядка документов (копий договоров страхования, справок о стоянках и эвакуаторах), не может быть расценена в данном случае как ограничение доступа заявителей к хозяйственной деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги (конкурс), проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица.
В соответствии с частью 5 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации аукцион и конкурс, в которых участвовал только один участник, признаются несостоявшимися.
При этом, статьями 31 Федерального закона № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" установлены последствия признания конкурса несостоявшимся.
Данная норма предусматривает условия заключения договора по итогам конкурса, признанного несостоявшимся.
Согласно пункту 13.3 Разъяснений Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации по применению статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ, заключение договора с единственным участником торгов, проведенных в соответствии с правилами проведения конкурсов на право заключения договоров аренды, безвозмездного пользования, доверительного управления, иных договоров, предусматривающих переход прав владения или пользования государственного или муниципального имущества, и признанных несостоявшимися, не является нарушением антимонопольного законодательства.
Таким образом, оспариваемые нормативные правовые акты соответствуют нормам действующего законодательства, имеющим большую юридическую силу.
Заявителем не представлены доказательства нарушения его прав и законных интересов оспариваемых нормативными правовыми актами, поскольку он не лишен возможности реализовать свои права в сфере действия оспариваемого нормативного акта и соблюдением требований предусмотренных данным актом.
Каких-либо доказательств, подтверждающих, что пункты 2.1.2, 2.1.5, 3.9 Порядка создают дискриминационные условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов и имеет своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов, в материалы дела не представлено.
Законы Московской области подлежат обязательному опубликованию в газете "Ежедневные новости. Подмосковье" (статья 15 Закона Московской области от 20.11.1996 № 52/96-ОЗ "О порядке принятия, обнародования, вступления в силу и хранения Устава Московской области и законов Московской области"), а нормативные акты Правительства Московской области подлежат опубликованию в газете "Ежедневные новости. Подмосковье" и в "Информационном вестнике Правительства Московской области" (статья 33 Закона Московской области от 02.11.2005 № 230/2005-ОЗ "О Правительстве Московской области").
Согласно части 5 статьи 33 Закона Московской области от 02.11.2005 № 230/2005-ОЗ "О Правительстве Московской области" постановления Правительства Московской области могут быть опубликованы в иных печатных средствах массовой информации, размещены в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования (включая "Интернет"), в иных электронных информационных справочных системах с обязательной ссылкой на источник их официального опубликования.
Постановление Правительства Московской области от 25.10.2012 № 1369/39 "Об организации деятельности по перемещению транспортных средств на специализированную стоянку, их хранению и возврату транспортных средств на территории Московской области", утвердившее Порядок опубликовано 31.01.2013 в "Информационном вестнике Правительства Московской области" № 1, началом действия постановления является дата - 25.10.2012.
Таким образом, пункты 2.1.2, 2.1.5, 3.9 Порядка; постановление Правительства Московской области от 25.10.2012 № 1369/39; подпункты 2, 5, 6 распоряжения Министерства транспорта Московской области от 06.11.2012 № 328, соответствуют закону и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, принят уполномоченным органом в установленном порядке.
На основании изложенного, суд пришел к выводу, что заявленные требования удовлетворению не подлежат.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителей.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

в удовлетворении заявленных требований отказать.
Признать пункты 2.1.2, 2.1.5, 3.9 Порядка проведения конкурсного отбора хозяйствующих субъектов на право осуществления на территории Московской области деятельности по перемещению транспортных средств на специализированную стоянку, их хранению и возврату транспортных средств, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 25.10.2012 № 1369/39 "Об организации деятельности по перемещению транспортных средств на специализированную стоянку, их хранению и возврату транспортных средств на территории Московской области"; признать постановление Правительства Московской области от 25.10.2012 № 1369/39 "Об организации деятельности по перемещению транспортных средств на специализированную стоянку, их хранению и возврату транспортных средств на территории Московской области"; признать подпункты 2, 5, 6 распоряжения Министерства транспорта Московской области от 06.11.2012 № 328 соответствующими нормам действующего законодательства.
Решение может быть обжаловано в течение месяца Федеральный арбитражный суд Московского округа со дня вступления в законную силу.

Председательствующий судья
А.А. Бобринев

Судьи
П.А. Голубков
А.И. Лещенко


------------------------------------------------------------------