Постановление ФАС Московского округа от 25.09.2013 по делу N А41-7740/13 <Об оставлении без изменения решения Арбитражного суда Московской области от 24.06.2013, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании недействующим распоряжения Мособлкомцен от 30.10.2012 N 101-Р "Об отмене пункта 1 решения Совета депутатов Раменского муниципального района Московской области от 14.12.2011 N 14/6-СД">
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 сентября 2013 г. по делу № А41-7740/13
Резолютивная часть постановления объявлена 19 сентября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 сентября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Агапова М.Р.
судей Кузнецова А.М., Туболец И.В.
при участии в заседании:
от заявителя Совета депутатов Раменского муниципального района Московской области С.Е.В. по доверенности от 09 июля 2013 года
от ответчика Комитета по ценам и тарифам Московской области Х.Э.Б. по доверенности от 12 декабря 2012 года
рассмотрев 19 сентября 2013 года в судебном заседании кассационную жалобу заявителя Совета депутатов Раменского муниципального района Московской области
на решение от 24 июня 2013 года
Арбитражного суда Московской области
принятое судьями Козловой М.В., Валюшкиной В.В., Кудрявцевой Е.И.
по делу № А41-7740/13
по заявлению Совета депутатов Раменского муниципального района Московской области (ОГРН <...>)
к Комитету по ценам и тарифам Московской области
о признании недействующим распоряжения
установил:
Совет депутатов Раменского муниципального района Московской области (далее - Совет депутатов) обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании недействующим распоряжения Комитета по ценам и тарифам Московской области от 30 октября 2012 года № 101-р "Об отмене пункта 1 решения Совета депутатов Раменского муниципального района Московской области от 14 декабря 2011 года № 14/6-СД".
Решением Арбитражного суда Московской области от 24 июня 2013 года в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Совет депутатов просит отменить решение, поскольку оно принято незаконно и необоснованно, с нарушением норм права. Выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
В отзыве на кассационную жалобу Комитет по ценам и тарифам Московской области возражал против ее удовлетворения и просил оставить законно принятый судебный акт без изменения.
В судебном заседании представитель Совета депутатов поддержал доводы и требования кассационной жалобы, а представитель Комитета по ценам и тарифам Московской области возражал против ее удовлетворения.
Проверив правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения относительно нее, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
Арбитражный суд установил, что в связи с обращением Федеральной службы по тарифам и на основании приказа Комитета по ценам и тарифам Московской области от 15 августа 2012 года № 76 Комитетом по ценам и тарифам Московской области проведено мероприятие по государственному контролю в форме внеплановой выездной проверки в отношении Совета депутатов по вопросу соблюдения обязательных требований законодательства в сфере ценообразования за период 2011-2012 годы.
В результате проверки было установлено, что Советом депутатов принято решение от 14 декабря 2011 года № 14/6-СД "Об установлении на 2012 год инвестиционной составляющей в виде надбавок к тарифам для всех групп потребителей на услуги теплоснабжения для ОАО "Раменская теплосеть" и услуги водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод для ОАО "Раменский водоканал", согласно которому с 01 января 2012 года по 30 июня 2012 года для ОАО "Раменская теплосеть" инвестиционную составляющую в виде надбавки к тарифу на услуги тепловой энергии в размере 88,84 руб./Гкал (без НДС) и с 01 июля 2012 года по 31 декабря 2012 года в размере 95,65 руб./Гкал (без НДС), что отражено в пункте 1 данного решения.
При этом на момент принятия указанного решения вступил в силу Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), исходя из положений статей 5 и 6 которого с момента вступления в силу данного правового акта установление органами местного самоуправления надбавок к регулируемым тарифам в сфере теплоснабжения не предусмотрено.
Полномочиями на регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию Совет депутатов в порядке частей 6 и 7 статьи 7 Закона о теплоснабжении не наделялся.
Таким образом, решение Совета депутатов в части установления для ОАО "Раменская теплосеть" инвестиционной составляющей в виде надбавок к тарифу на услуги тепловой энергии на 2012 год принято с нарушением законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.
На основании материалов внеплановой проверки Комитетом по ценам и тарифам Московской области вынесено постановление от 14 ноября 2012 года № 34/08-11-2012, в соответствии с которым Совет депутатов признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ и освобожден от административной ответственности в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ в связи с малозначительностью.
Комитетом по ценам и тарифам Московской области было принято распоряжение от 30 октября 2012 года № 101-р "Об отмене пункта 1 решения Совета депутатов Раменского муниципального района Московской области от 14 декабря 2011 года № 14/6-СД".
В соответствии со статьями 1, 2 Закона о теплоснабжении тарифы в сфере теплоснабжения - система ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за тепловую энергию (мощность), теплоноситель и за услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя. Тарифы подлежат обязательному государственному регулированию.
Регулируемыми видами деятельности являются виды деятельности в сфере теплоснабжения, при осуществлении которых расчеты за товары, услуги в сфере теплоснабжения осуществляются по ценам (тарифам), подлежащим в соответствии с настоящим Федеральным законом государственному регулированию, а именно: реализация тепловой энергии (мощности), теплоносителя, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, при которых допускается установление цены реализации по соглашению сторон договора; оказание услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя; оказание услуг по поддержанию резервной тепловой мощности, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, при которых допускается установление цены услуг по соглашению сторон договора.
Статьей 10 Закона о теплоснабжении установлено, что государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, установленных названным Федеральным законом, в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения, правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения.
Разногласия, связанные с установлением тарифов и (или) их предельных уровней, рассматриваются Федеральной службой по тарифам в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, что установлено пунктом 24 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 года № 674.
Данный порядок регулируется Правилами рассмотрения разногласий, возникающих между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления поселений, городских округов, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, и потребителям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 05 ноября 2003 года № 109.
Таким органом является Федеральная служба по тарифам.
В силу части 19 статьи 2 Закона о теплоснабжении органом регулирования в сфере теплоснабжения является уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) либо орган местного самоуправления поселения или городского округа в случае наделения соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации, осуществляющие регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.
Согласно частям 2, 3 статьи 7 Закона о теплоснабжении федеральный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения устанавливает предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям; органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) устанавливают тарифы, перечень которых приведен в статье 8 названного Федерального закона, за исключением предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более, предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в срок, определяемый Правительством Российской Федерации, устанавливают тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в том числе населению, в рамках указанных предельных уровней тарифов.
Пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 03 марта 2004 года № 123 "Об утверждении Правил отмены решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов" (далее - Правила) определяет порядок отмены решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, принятых с превышением полномочий, установленных нормативными правовыми актами в сфере ценообразования в области электроэнергетики и теплоснабжения, и решений об утверждении тарифов в сфере горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, принятых ими с нарушением законодательства Российской Федерации, а также решений органов местного самоуправления поселений или городских округов, принятых с превышением переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию либо противоречащих законодательству Российской Федерации в сфере теплоснабжения, и решений, принятых ими в рамках реализации полномочий, переданных им в соответствии с частью 2 статьи 5 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении", если такие решения противоречат законодательству Российской Федерации.
Федеральный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов (орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов) может рассмотреть вопрос об отмене решения по собственной инициативе на основании материалов, подтверждающих наличие нарушений, указанных в пункте 1 настоящих Правил.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд обоснованно пришел к выводу о том, что на момент принятия решения Совета депутатов от 14 декабря 2011 года № 14/6-СД вступил в силу Закон о теплоснабжении, исходя из положений которого не предусмотрено установление надбавок к регулируемым тарифам в сфере теплоснабжения органами местного самоуправления.
Ссылка заявителя на то, что период действия надбавки на тариф установлен на срок реализации инвестиционной программы принятой 08 декабря 2010 года, то есть до 01 октября 2011 года, момента вступления в действия поправок к Закону о теплоснабжении, в связи с чем, по его мнению, он имел право устанавливать надбавку на 2012 год, проверена судом и правомерно им отклонена.
Статьей 3 Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса) определены общие принципы регулирования тарифов и надбавок, в том числе установление тарифов и надбавок, обеспечивающих финансовые потребности организаций коммунального комплекса, необходимые для реализации их инвестиционных программ.
В силу части 1 статьи 5, части 11 статьи 11 Закона об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса утверждение инвестиционной программы организаций коммунального комплекса, установление надбавки к ценам (тарифам) для потребителей относится к компетенции представительного органа местного самоуправления.
Согласно части 12 статьи 11 Закон об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса после утверждения представительным органом муниципального образования инвестиционной программы организаций коммунального комплекса, установления надбавки к ценам (тарифам) для потребителей орган регулирования муниципального образования устанавливает надбавку к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
Статья 15 Закона об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса устанавливала особенности регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере теплоснабжения и определяла, что финансирование инвестиционных программ организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере теплоснабжения, необходимых для реализации программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, осуществляется в порядке, аналогичном порядку, установленному статьями 10-12, частями 4 и 5 статьи 13 и частью 4 статьи 14 настоящего Федерального закона, в соответствии с порядком, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
В связи с изменениями, предусмотренными Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 191-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О теплоснабжении" только с 01 января 2011 года из Закон об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса были исключены положения по регулированию тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса в сфере теплоснабжения, в том числе была признана утратившей силу и статья 15.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О теплоснабжении" указанные изменения вступают в силу с 01 января 2011 года.
Согласно части 5 статьи 29 Закона о теплоснабжении регулируемые надбавки к тарифам на тепловую энергию (мощность), надбавки к тарифам на товары, услуги организаций коммунального комплекса в сфере теплоснабжения, установленные в соответствии с Законом об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняют свое действие до окончания периода, на который они установлены.
Как правильно указал суд, решением Совета депутатов от 08 декабря 2010 года № 14/2-СД была принята Инвестиционная программа Раменского района "Раменское ПО ТВК" "Развитие системы теплоснабжения Раменского муниципального района 2011-2013 годы"
На момент принятия указанного решения Совет депутатов в соответствии с Законом об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса обладал полномочиями по принятию инвестиционных программ.
Вместе с тем, в нарушение частей 6, 7 статьи 7 Закона о теплоснабжении, не имея полномочий на установление надбавок к тарифам, Совет депутатов принял решение от 14 декабря 2011 года № 14/6-СД, при этом данными полномочиями наделен Комитет по ценам и тарифам Московской области, согласно части 3 статьи 7 Закона о теплоснабжении.
Всесторонне, полно и объективно исследовав в судебном заседании все доводы и доказательства лиц, участвующих в деле, дав им надлежащую оценку, арбитражный суд первой инстанции, разрешил спор без нарушения норм процессуального права, влекущих отмену обжалуемых судебных актов.
Выводы арбитражного суда первой инстанции по применению норм материального права соответствуют установленными ими обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Поэтому доводы кассационной жалобы, фактически сводящиеся к иной, чем у суда оценке обстоятельств дела и имеющихся доказательств, проверенные и обоснованно отклоненные судом, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм права.
Руководствуясь ст.ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 24 июня 2013 года по делу № А41-7740/13 оставить без изменения, а кассационную жалобу Совета депутатов Раменского муниципального района Московской области без удовлетворения.
Председательствующий-судья
М.Р. Агапов
Судьи
А.М. Кузнецов
И.В. Туболец
------------------------------------------------------------------