Типы документов

Реклама

Партнеры

Решение Арбитражного суда МО от 15.10.2013 по делу N А41-6832/13 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими Правил организации и производства земляных работ на территории городского поселения Шатура, утв. постановлением администрации городского поселения Шатура Шатурского муниципального района МО от 18.08.2010 N 124-П>



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 15 октября 2013 г. по делу № А41-6832/13

Резолютивная часть решения объявлена 10 октября 2013 года
Полный текст решения изготовлен 15 октября 2013 года
Арбитражный суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Юдиной М.А.,
судей Востоковой Е.А., Соловьева А.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Б.Е.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества "Ш" (ОГРН <...>)
к администрации Шатурского муниципального района Московской области (ОГРН <...>), администрации городского поселения Шатура (ОГРН <...>),
о признании недействующим нормативного правового акта
при участии в заседании:
от заинтересованных лиц:
от администрации городского поселения Шатура - Д.Е.В., доверенность от 10.01.2013 № 3,

установил:

Открытое акционерное общество "Ш" (далее - заявитель, ОАО "Ш", общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к администрации городского поселения Шатура, администрации Шатурского муниципального района Московской области (далее - заинтересованные лица) о признании недействительными (фактически - недействующими) Правил организации и производства земляных работ на территории городского поселения Шатура, утвержденных постановлением администрации городского поселения Шатура от 18.08.2010 № 124-П.
Определениями от 26.02.2013, 28.03.2013, 23.04.2013, 21.05.2013, 13.06.2013, 09.07.2013, 22.08.2013, 16.09.2013 арбитражный суд предлагал заявителю уточнить требования в соответствии со ст. 193, 195 АПК РФ, однако, определения суда заявителем не исполнены.
Дело рассмотрено в порядке ст.ст. 121, 123, 156 АПК РФ в отсутствие представителей заявителя и администрации Шатурского муниципального района Московской области, надлежащим образом уведомленных о месте и времени судебного разбирательства, по имеющимся в материалах дела документам.
В заявлении по делу заявитель ссылается на наличие противоречий между нормативными актами органов местного самоуправления, находящихся на территории одного муниципального образования, в связи с чем нарушается право ОАО "Ш" на ведение предпринимательской деятельности.
Администрация Шатурского муниципального района Московской области в отзыве на заявление (том 1 л.д. 149) указывает на конфликт в сфере нормотворчества.
Администрация городского поселения Шатура в отзыве на заявление (л.д. л.д. 118-120) и в ходе судебного разбирательства требования не признала, ссылаясь на отсутствие нарушения прав заявителя, равно как и противоречий между оспариваемым нормативным правовым актом и нормативными актами, имеющими большую юридическую силу.
Исследовав материалы дела, выслушав представителя администрация городского поселения Шатура, арбитражный суд установил.
ОАО "Ш" занимается обслуживанием электросетевого хозяйства на территории Шатурского муниципального района.
Согласно договору о создании ОАО "Ш" от 16.05.2008 г., общество образовано Шатурским муниципальным районом Московской области в лице администрации Шатурского муниципального района Московской области и ОАО "М" (том 1 л.д. 21-23).
Между ОАО "Ш" (Исполнитель) и ОАО "М" (Заказчик) заключен договор от 30.12.2011 № 17/12-15-ТЭ на возмездное оказание услуг по оперативному, техническому обслуживанию и текущему ремонту объектов электросетевого хозяйства (том 1 л.д. 10-20).
В соответствии с п. 1.1 указанного договора Заказчик поручает, а Исполнитель принимает на себя обязательства осуществлять оперативное, техническое обслуживание объектов и текущий ремонт объектов электросетевого хозяйства Заказчика, находящихся на территории Шатурского муниципального района, именуемых в дальнейшем как вместе, так и порознь "Имущество", включающее в себя оперативно-технологическое, оперативно-диспетчерское управление и техническое обслуживание, выполнение по мере необходимости неотложных работ.
В силу п. 7.1 срок действия договора - с 01.01.2012 г. по 31.12.2015 г.
В соответствии с п. 2.3 Правил организации и производства земляных работ на территории Шатурского муниципального района, утвержденных решением Совета депутатов Шатурского муниципального района Московской области от 29.09.2010 № 11/11, при производстве земляных и буровых работ непосредственный исполнитель обязан получить ордер на право производства земляных работ (далее - ордер) в отделе архитектуры и градостроительства (далее - ОАиГ) Управления строительства, архитектуры и инфраструктуры (далее - УСАИ) администрации Шатурского муниципального района по форме, приведенной в приложении № 1, подписанный уполномоченным лицом УСАИ. Всем юридическим и физическим лицам без ордера запрещается производство любых видов земляных работ, выполняемых как механизированным способом, так и вручную.
ОАО "Ш" обратилось в УСАИ администрации Шатурского муниципального района Московской области за ордером на производство земляных работ на территории г. Шатура по адресам: ул. Жарова, д. 20, ул. Жарова, д. 4/34, ул. Спортивная, д. 1/1, просп. Борзова, д. 5.
УСАИ администрации Шатурского муниципального района Московской области направило заявителю письмо от 07.11.2012 № 560 "О выдаче разрешения на земляные работы в г. Шатура", в котором указало, что не может выдать ордер на производство земляных работ по указанным адресам, поскольку эти работы связаны со вскрытием дорожного и тротуарного покрытия, обществу предложено обратиться в администрацию городского поселения Шатура (том 1 л.д. 24).
В соответствии с п. 2.3 Правил организации и производства земляных работ на территории городского поселения Шатура, утвержденных постановлением администрации городского поселения Шатура от 18.08.2010 № 124-П, при производстве земляных и буровых работ непосредственный исполнитель обязан получить ордер на право производства земляных работ в администрации городского поселения Шатура по форме, приведенной в положении 1, подписанный первым заместителем главы администрации, в его отсутствие - начальником отдела градостроительства и земельного контроля администрации городского поселения Шатура. Всем юридическим и физическим лицам без ордера запрещается производство любых видов земляных работ, выполняемых как механизированным способом, так и вручную.
С заявлением о выдаче ордеров на земляные работы в администрацию городского поселения Шатура заявитель не обращался, доказательств обратного им не представлено.
ОАО "Ш" полагает, что Правила организации и производства земляных работ на территории городского поселения Шатура, утвержденные постановлением администрации городского поселения Шатура от 18.08.2010 № 124-П, противоречат Правилам организации и производства земляных работ на территории Шатурского муниципального района, утвержденным решением Совета депутатов Шатурского муниципального района Московской области от 29.09.2010 № 11/11, что, по мнению заявителя, является недопустимым, поскольку городское поселение Шатура входит в состав Шатурского муниципального района Московской области, в связи с чем ОАО "Ш" просит признать недействующими Правила организации и производства земляных работ на территории городского поселения Шатура, утвержденные постановлением администрации городского поселения Шатура от 18.08.2010 № 124-П.
Арбитражный суд считает, что заявленные ОАО "Ш" не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 192 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 193 АПК РФ в заявлении должны быть указаны права и законные интересы заявителя, которые, по его мнению, нарушаются этим оспариваемым актом или его отдельными положениями.
В силу ч. 4 ст. 194 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
В п. 6.3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 58 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов" установлено, что арбитражный суд вне зависимости от доводов, содержащихся в заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, устанавливает соответствие оспариваемого акта или его отдельные положения тем нормативным актам, которые указаны в заявлении.
Оспариваемые Правила организации и производства земляных работ на территории городского поселения Шатура, утвержденные постановлением администрации городского поселения Шатура от 18.08.2010 № 124-П, являются нормативным правовым актом: они содержат нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, изданы уполномоченным органом (ст. 31 Устава городского поселения Шатура Шатурского муниципального района Московской области), опубликованы в официальном печатном издании - газете "Ленинская Шатура" (№ 40 (12998) от 30.09.2010 г.).
Какие-либо доказательства нарушения процедуры принятия и официального опубликования оспариваемого акта заявителем не представлены, судом не установлены.
ОАО "Ш" полагает, что Правила организации и производства земляных работ на территории городского поселения Шатура, утвержденные постановлением администрации городского поселения Шатура от 18.08.2010 № 124-П, противоречат Правилам организации и производства земляных работ на территории Шатурского муниципального района, утвержденным решением Совета депутатов Шатурского муниципального района Московской области от 29.09.2010 № 11/11, что создает правовую неопределенность в вопросе регулирования земляных работ и препятствуют обществу в осуществлении хозяйственной деятельности на территории г. Шатура.
В соответствии с п. 11 ст. 13 Закона Московской области от 29.11.2005 № 249/2005-ОЗ "Об обеспечении чистоты и порядка на территории Московской области" проведение любых видов земляных работ без разрешения (ордера) запрещается, за исключением случаев, когда указанные работы осуществляются на основании документов, выданных в соответствии с федеральным законодательством.
Как указано судом выше, нормы о получении ордера на земельные работы содержатся в п. 2.3 Правил организации и производства земляных работ на территории Шатурского муниципального района, утвержденных решением Совета депутатов Шатурского муниципального района Московской области от 29.09.2010 № 11/11, и в п. 2.3 Правил организации и производства земляных работ на территории городского поселения Шатура, утвержденных постановлением администрации городского поселения Шатура от 18.08.2010 № 124-П.
В соответствии с п. 3 ст. 1 Закона Московской области от 21.01.2005 № 28/2005-ОЗ "О статусе и границах Шатурского муниципального района и вновь образованных в его составе муниципальных образований" городское поселение Шатура образовано в составе Шатурского муниципального района Московской области.
В заявлении заявитель указывает на то, что, поскольку городское поселение Шатура входит в состав Шатурского муниципального района, то два нормативно-правовых акта, действующих одновременно на территории городского поселения Шатура, не могут противоречить друг другу.
Вместе с тем, заявитель ошибочно расценивает как коллизию норм правотворческую деятельность различных органов местного самоуправления в рамках своей компетенции и в отношении подведомственной территории.
В соответствии со ст. 1 Устава городского поселения Шатура Шатурского муниципального района Московской области (принят решением Совета депутатов городского поселения Шатура Шатурского муниципального района Московской области от 18.12.2006 № 4/8, далее также - Устав) местное самоуправлении в городском поселении Шатура - признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом и законами Московской области самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения городского поселения Шатура, осуществляемая непосредственно и (или) через органы местного самоуправления, по решению вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Согласно п. 1 ст. 8 Устава границы территории городского поселения Шатура установлены Законом Московской области от 21.01.2005 № 28/2005-ОЗ "О статусе и границах Шатурского муниципального района и вновь образованных в его составе муниципальных образований".
В силу п. 2 ст. 8 Устава г. Шатура находится в границах городского поселения Шатура.
В соответствии с подп. 3, 4, 5, 20 п. 1 ст. 11 Устава к вопросам местного значения, относящимся к компетенции городского поселения Шатура, относятся, в частности: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского поселения Шатура; организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов городского поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, организация благоустройства и озеленения территории городского поселения Шатура.
Как пояснил представитель администрации городского поселения Шатура, полномочия органом местного самоуправления городского поселения Шатура по указанным выше вопросам местного значения не передавались иным органам местного самоуправления, в частности, администрации Шатурского муниципального района Московской области.
Как следует из материалов дела, ОАО "Ш" планировало осуществить ремонт электросетевого хозяйства на территории г. Шатуры по адресам: ул. Жарова, д. 20, ул. Жарова, д. 4/34, ул. Спортивная, д. 1/1, просп. Борзова, д. 5.
При этом, как следует из письма УСАИ администрации Шатурского муниципального района Московской области от 07.11.2012 № 560 "О выдаче разрешения на земляные работы в г. Шатура", эти работы были связаны со вскрытием дорожного и тротуарного покрытия, в связи с чем обществу было предложено обратиться в администрацию городского поселения Шатура.
Поскольку работы, которые ОАО "Ш" планировало выполнять, касались вопросов состояния дорог и тротуаров, электроснабжения на территории г. Шатура, районная администрация обоснованно указала заявителю на то, что они относятся к компетенции администрации городского поселения Шатура.
Таким образом, ОАО "Ш" должна была при осуществлении работ по указанным выше адресам в г. Шатуре руководствоваться п. 2.3 Правил организации и производства земляных работ на территории городского поселения Шатура, утвержденных постановлением администрации городского поселения Шатура от 18.08.2010 № 124-П, поскольку указанный нормативный правовой акт регулирует вопросы проведения земляных работ в границах г. Шатуры применительно к положениям подп. 3, 4, 5, 20 п. 1 ст. 11 Устава.
В данном вопросе отсутствует правовая неопределенность, коллизия норм, а оспариваемый заявителем нормативный правовой акт не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. На данное обстоятельство было указано заявителю в письме УСАИ администрации Шатурского муниципального района Московской области от 07.11.2012 № 560 "О выдаче разрешения на земляные работы в г. Шатура", вследствие чего какая-либо неопределенность в вопросе об обращении с заявлением о выдаче ордеров на земляные работы в пределах г. Шатуры отсутствовала.
Наличие наряду с Правилами организации и производства земляных работ на территории городского поселения Шатура соответствующих правил на уровне муниципального района само по себе не предполагает возможность для заявителя не исполнять Правила городского поселения Шатура при выполнении земляных работ на территории г. Шатура для целей электроснабжения и с учетом воздействия на покрытие дорог местного значения в пределах указанного населенного пункта.
Довод ОАО "Ш" о том, что Правила организации и производства земляных работ на территории Шатурского муниципального района, утвержденные решением Совета депутатов Шатурского муниципального района Московской области от 29.09.2010 № 11/11, имеют большую юридическую силу, чем Правила организации и производства земляных работ на территории городского поселения Шатура, утвержденные постановлением администрации городского поселения Шатура от 18.08.2010 № 124-П, не соответствует п. 3 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
При этом Законом Московской области от 21.01.2005 № 28/2005-ОЗ "О статусе и границах Шатурского муниципального района и вновь образованных в его составе муниципальных образований" установлены лишь территориальные границы муниципальных образований.
Арбитражным судом принимается во внимание, что и п. 2.3 Правил организации и производства земляных работ на территории Шатурского муниципального района, утвержденных решением Совета депутатов Шатурского муниципального района Московской области от 29.09.2010 № 11/11, и п. 2.3 Правил организации и производства земляных работ на территории городского поселения Шатура, утвержденных постановлением администрации городского поселения Шатура от 18.08.2010 № 124-П, указывается на получение ордера в администрации (администрации Шатурского муниципального района (при указании отдела администрации - УСАИ) либо администрации городского поселения Шатура).
Арбитражный суд также учитывает, что заявитель ссылается на п. 2.3 Правил организации и производства земляных работ на территории городского поселения Шатура, утвержденных постановлением администрации городского поселения Шатура от 18.08.2010 № 124-П, предусматривающий обращение за ордером на земляные работы в администрацию городского поселения Шатура. Какие-либо доводы относительно остальных положений указанных Правил общество не приводит, однако, оспаривает нормативный правовой акт в полном объеме.
Исходя из изложенного, арбитражный суд не находит правовых оснований для признания недействующими Правил организации и производства земляных работ на территории городского поселения Шатура, в связи с чем заявление ОАО "Ш" подлежит оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 195, 196 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

В удовлетворении заявления открытого акционерного общества "Ш" отказать.
В соответствии с частями 4, 5 и 7 статьи 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта вступает в законную силу немедленно после его принятия.
Решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Московского округа в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.

Председательствующий судья
М.А. Юдина

Судья
Е.А. Востокова

Судья
А.А. Соловьев


------------------------------------------------------------------