Решение Московского областного суда от 17.10.2013 по делу N 3-92/13 <О признании частично недействующим абзаца первого пункта 23 Порядка предоставления отдельным категориям граждан, уволенных с военной службы, со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета, и членам их семей жилых помещений, утв. постановлением Правительства МО от 08.06.2011 N 528/21>
МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 17 октября 2013 г. по делу № 3-92/13
Московский областной суд в составе:
председательствующего - судьи Найденовой Л.А.,
при секретаре Г.С.Б.,
с участием прокурора Козловой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ш.С.А. о признании частично недействующим постановления Правительства Московской области от 08 июня 2011 года № 528/21 "Об утверждении Порядка предоставления отдельным категориям граждан, уволенных с военной службы, со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета, и членам их семей жилых помещений",
установил:
Бывший военнослужащий Ш.С.А., уволенный с военной службы до 01 января 2005 года в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющий общую продолжительность военной службы более 19 лет и не обеспеченный жилой площадью по избранному постоянному месту жительства в Московской области, обратился в Московский областной суд с заявлением о признании частично недействующим постановления Правительства Московской области от 08 июня 2011 года № 528/21 "Об утверждении Порядка предоставления отдельным категориям граждан, уволенных с военной службы, со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета, и членам их семей жилых помещений" (далее - Порядок).
Ш.С.А., уточнив в судебном заседании заявленные требования, просил признать недействующими с момента принятия положения абзаца первого пункта 23 Порядка в части, не предусматривающей право граждан, уволенных с военной службы, на выбор постоянного места жительства в любом населенном пункте на территории муниципального образования, имеющего в своем составе более одного населенного пункта, по месту учета гражданина, уволенного с военной службы, в качестве нуждающегося в жилье.
В обоснование заявленных требований Ш.С.А. ссылался на то, что указанные положения Порядка противоречат Федеральному закону от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", Закону Московской области "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, уволенных с военной службы, со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исправительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета, и членам их семей" (в действующей редакции).
Заявитель Ш.С.Н. указывал, что оспариваемые им положения нормативного правового акта создают реальную угрозу реализации его права на получение жилого помещения в избранном им для постоянного проживания населенном пункте.
Представители заинтересованных лиц: Правительства Московской области и Губернатора Московской области З.О.В. и Министерства строительного комплекса В.А.А. - возражали против удовлетворения заявленных требований, считали, что постановление Правительства Московской области от 08 июня 2011 года в оспариваемой части соответствует законодательству Российской Федерации и не нарушает права Ш.С.Н.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, заключение прокурора, полагавшего удовлетворить заявленные требования, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявления Ш.С.Н.
При этом суд исходит из следующего.
В силу части 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации определенным в законе категориям граждан, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Реализация данного социального права за счет средств федерального бюджета является мерой социальной поддержки таких категорий граждан.
Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72, части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации социальная защита относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Военнослужащие относятся к категории граждан, которым государство гарантирует - в случае нуждаемости их в жилище - предоставление жилых помещений бесплатно.
Права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих, а также основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей определены Федеральным законом от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (с последующими изменениями) (далее - Федеральный закон № 76-ФЗ).
Согласно положениям ст. 3 Федерального закона № 76-ФЗ правовая защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает закрепление в законах и иных нормативных правовых актах прав, социальных гарантий и компенсаций указанных лиц и иных мер их социальной защиты, а также правовой механизм их реализации (ч. 3 ст. 3 Закона). Социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает, в том числе, реализацию их прав, социальных гарантий и компенсаций органами государственной власти, органами военного управления и органами местного самоуправления (ч. 4 ст. 3 Закона). Никто не вправе ограничивать военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в правах и свободах, гарантированных Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом (ч. 5 ст. 3 Закона).
Федеральный закон № 76-ФЗ гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений, защищает право на свободу передвижения и выбор места жительства.
В силу ч. 3 ст. 6 Федерального закона № 76-ФЗ военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при увольнении с военной службы имеют право на выбор постоянного места жительства в любом населенном пункте Российской Федерации или в другом государстве в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
Порядок и условия предоставления жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в силу п. 1 ст. 15 Федерального закона № 76-ФЗ устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с п. 2.1 ст. 15 Федерального закона № 76-ФЗ (введен с 01 января 2011 года Федеральным законом от 08 декабря 2010 года № 342-ФЗ) обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Положениями п. 1 и п. 2 статьи 3 Федерального закона от 08 декабря 2010 года № 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" установлено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации для осуществления следующие полномочия по обеспечению граждан, указанных в абзаце первом пункта 2.1 статьи 15, абзаце третьем пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (в редакции настоящего Федерального закона) и статье 2 настоящего Федерального закона, жилыми помещениями: 1) передача жилого помещения в собственность бесплатно; 2) предоставление жилого помещения по договору социального найма; 3) предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. Порядок предоставления гражданам, обеспечиваемым жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма и предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения определяется законодательством субъектов Российской Федерации. При этом - в силу п. 3 статьи 3 Федерального закона № 342-ФЗ - предусмотрено, что федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, вправе, в том числе, издавать нормативные правовые акты и обязательные для исполнения методические указания и инструкции по вопросам осуществления переданных полномочий.
В настоящее время в Российской Федерации действуют Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 1998 года № 1054 (далее - Правила учета).
В Московской области порядок обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан, указанных в абзаце первом пункта 2.1 статьи 15, абзаце третьем пункта 3.1 статьи 14 Федерального закона № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и статье 2 Федерального закона № 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан", устанавливает Закон Московской области от 26 марта 2011 года № 34/2011-ОЗ "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, уволенных с военной службы, со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета, и членов их семей" (далее - Закон МО № 34/2011-ОЗ).
Закон МО № 34/2011-ОЗ устанавливает категории граждан, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями (ст. 2), содержит положения о предоставлении в соответствии с Федеральным законом жилых помещений и единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения (ст. 3), положения о расчетной площади жилого помещения, учитываемой при определении общей площади предоставляемого жилого помещения и размера единовременной выплаты (ст. 4), положения о финансовом обеспечении исполнения государственных полномочий (ст. 8), другие положения.
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Закона МО № 34/2011-ОЗ Порядок предоставления гражданам и совместно проживающим членам семьи жилых помещений и предоставления им единовременной выплаты в соответствии с Федеральным законом определяется Правительством Московской области в соответствии с федеральным законодательством и настоящим Законом.
Правительство Московской области постановлением от 08 июня 2011 года № 528/21 утвердило Порядок предоставления отдельным категориям граждан, уволенных с военной службы, со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета, и членам их семей жилых помещений (Порядок).
Текст постановления опубликован в газете "Ежедневные новости. Подмосковье", № 114, 29 июня 2011 года, а также в издании "Информационный вестник Правительства МО", № 7, 29 июля 2011 года.
Компетенция Правительства Московской области по принятию оспариваемого постановления, порядок принятия и опубликования данного нормативного правового акта заявителем не оспариваются.
Порядок состоит из следующих разделов: I "Общие положения", II "Порядок формирования Сводного списка", III "Порядок выдачи свидетельств", IV "Порядок расчета уполномоченным органом размера общей площади предоставляемого гражданам жилого помещения и размера единовременной выплаты", V "Организация работы по предоставлению гражданам жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма", VI "Организация работы по предоставлению гражданам единовременной выплаты", VII "Порядок предоставления отчетности", VIII "Заключительные положения".
Согласно Общим положениям Порядка мероприятия по обеспечению граждан жилыми помещениями осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Московской области, уполномоченными на реализацию государственных полномочий по обеспечению граждан жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом № 342-ФЗ и Законом Московской области № 34/2011-ОЗ (пункт 2).
Раздел V Порядка содержит положения об организации работы по предоставлению гражданам жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма.
Заявителем оспариваются положения абзаца первого пункта 23 раздела V Порядка, согласно которому жилое помещение, предоставляемое гражданину, должно находиться на территории муниципального образования по месту учета гражданина в качестве нуждающегося в жилье либо с согласия гражданина в другом муниципальном образовании на территории Московской области.
Заявитель указывает, что состоит в списках граждан, уволенных с военной службы и членов их семей, принятых на учет администрацией Красногорского района Московской области в качестве нуждающихся в получении жилых помещений с 22 июля 1997 года. В качестве постоянного места жительства им избран конкретный населенный пункт - город Красногорск, при этом в Красногорский муниципальный район, в администрации которого он состоит на учете, входит более 30 населенных пунктов. Буквальное содержание абзаца первого пункта 23 Порядка не предусматривает обязанность уполномоченного органа муниципального образования, имеющего в своем составе более одного населенного пункта, получать согласие гражданина на предоставление жилого помещения, находящегося вне населенного пункта, избранного гражданином постоянным местом жительства на территории муниципального образования по месту учета.
Заявитель указывает, что угроза нарушения его права на выбор для проживания конкретного населенного пункта является реальной, поскольку на его обращение от 06 мая 2013 года заместитель главы администрации Красногорского муниципального района ответил, что при решении жилищного вопроса относительно места расположения жилого помещения администрация района будет руководствоваться пунктом 23 Порядка, при этом обязанность предоставить семье заявителя жилое помещение в черте населенного пункта г. Красногорск на администрацию района не возложена (л.д. 15-16).
Суд, соглашаясь с заключением прокурора, полагает доводы заявителя обоснованными.
Оспариваемые положения абзаца первого пункта 23 Порядка в их буквальном прочтении действительно позволяют уполномоченному органу - администрации муниципального района, в который входит более одного населенного пункта, - по своему усмотрению избирать любой из населенных пунктов муниципального района при предоставлении жилых помещений гражданам, уволенным с военной службы. Получение согласия гражданина предусмотрено лишь для случаев, когда жилое помещение предоставляется в другом муниципальном образовании на территории Московской области.
Таким образом, оспариваемая норма Порядка: абзац первый пункта 23 - в части, не предусматривающей право граждан, уволенных с военной службы на выбор постоянного места жительства в любом населенном пункте на территории муниципального образования, имеющем в своем составе более одного населенного пункта, по месту учета гражданина, уволенного с военной службы, в качестве нуждающегося в жилье, - не соответствует федеральному нормативному правовому акту, гарантирующему военнослужащим при увольнении с военной службы право на выбор постоянного места жительства в любом населенном пункте Российской Федерации.
В связи с изложенным суд не может согласиться с доводами представителей заинтересованных лиц об отсутствии в настоящее время оснований полагать, что при предоставлении заявителю жилого помещения не будут учтены его пожелания относительно населенного пункта, избранного им для проживания, и о том, что пункт 23 Порядка не исключает право гражданина на предоставление жилого помещения в избранном населенном пункте, а город Красногорск находится в Красногорском муниципальном районе.
При этом суд учитывает, что оспариваемая норма Порядка, в отличие от нормы Федерального закона, не гарантирует гражданину, уволенному с военной службы, предоставление жилого помещения в избранном им для постоянного места жительства населенном пункте.
Отсутствие в оспариваемом нормативном правовом акте нормы, регламентирующей реализацию права на выбор населенного пункта для постоянного места жительства после увольнения с военной службы, создает угрозу нарушения права, установленного федеральным законодательством.
Суд считает несостоятельным и довод представителей заинтересованных лиц о том, что Порядок предусматривает возможность отказа гражданина от предложенного ему жилого помещения в том случае, если его не устроит предлагаемый населенный пункт. При отсутствии в оспариваемом нормативном правовом акте закрепленного права на избрание для проживания конкретного населенного пункта такой отказ гражданина - в силу пункта 28 Порядка - может явиться основанием для отказа в предоставлении гражданину жилого помещения.
Согласно частям 2, 3 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в его части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
В данном случае нормативный правовой акт в оспариваемой части мог применяться до вынесения решения суда.
С учетом изложенного Порядок предоставления отдельным категориям граждан, уволенных с военной службы, со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета, и членам их семей жилых помещений - в оспариваемой части должен быть признан недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьями 194-198, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Требования Ш.С.Н. удовлетворить.
Признать частично недействующим со дня вступления решения суда в законную силу абзац первый пункта 23 Порядка предоставления отдельным категориям граждан, уволенных с военной службы, со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета, и членам их семей жилых помещений, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 08 июня 2011 года № 528/21 - в части, не предусматривающей право граждан, уволенных с военной службы, на выбор постоянного места жительства в любом населенном пункте на территории муниципального образования, имеющего в своем составе более одного населенного пункта, по месту учета гражданина, уволенного с военной службы, в качестве нуждающегося в жилье.
На решение может быть подана апелляционная жалоба и принесено апелляционное представление в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы, апелляционного представления через Московский областной суд.
Судья
Л.А. Найденова
------------------------------------------------------------------