Типы документов

Реклама

Партнеры

Распоряжение Мособлтруда от 06.03.2013 N 20-р "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке прогноза баланса трудовых ресурсов муниципальных районов и городских округов Московской области"



КОМИТЕТ ПО ТРУДУ И ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 6 марта 2013 г. № 20-р

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО РАЗРАБОТКЕ
ПРОГНОЗА БАЛАНСА ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ РАЙОНОВ
И ГОРОДСКИХ ОКРУГОВ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Московской области от 25.10.2012 № 1356/39 "О разработке прогноза баланса трудовых ресурсов Московской области":
1. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по разработке прогноза баланса трудовых ресурсов муниципальных районов и городских округов Московской области.
2. Отделу трудовых ресурсов Комитета по труду и занятости населения Московской области довести настоящее распоряжение до муниципальных районов и городских округов Московской области.
3. Информационно-аналитическому отделу Комитета по труду и занятости населения Московской области разместить настоящее распоряжение на официальном сайте Комитета по труду и занятости населения Московской области (http://www.ktzn.mosreg.ru).
4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения оставляю за собой.

Ю.И. Рагозин





Утверждены
распоряжением Комитета
по труду и занятости населения
Московской области
от 6 марта 2013 г. № 20-р

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО РАЗРАБОТКЕ ПРОГНОЗА БАЛАНСА ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ
МУНИЦИПАЛЬНЫХ РАЙОНОВ И ГОРОДСКИХ ОКРУГОВ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

В условиях рыночной экономики большое практическое значение приобретает совершенствование методов управления процессами формирования, распределения и перераспределения трудовых ресурсов.
Формирование прогнозных показателей баланса трудовых ресурсов муниципальных районов и городских округов образований Московской области (далее - муниципальные образования) необходимо при разработке программ социально-экономического развития территорий, проведении анализа по их использованию и определении источников обеспечения потребностей экономики необходимыми трудовыми ресурсами.
При разработке настоящих рекомендаций использованы методики Федеральной службы государственной статистики (Росстат) по разработке баланса трудовых ресурсов, численности занятых в экономике.
Основным принципом разработки прогноза баланса трудовых ресурсов является его согласованность с прогнозом социально-экономического развития Московской области и прогнозом муниципального образования на соответствующий прогнозный период.
В соответствии с постановлением Правительства Московской области от 25.10.2012 № 1356/39 "О разработке прогноза баланса трудовых ресурсов Московской области" прогноз баланса трудовых ресурсов (далее - Прогноз) разрабатывается на очередной год и плановый 2-летний период в целом по Московской области, а также по муниципальным образованиям по видам экономической деятельности на уровне разделов Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД) (приложение № 1).
Баланс трудовых ресурсов - система показателей, характеризующих формирование трудовых ресурсов и их распределение. По форме представляет таблицу, состоящую из двух взаимосвязанных частей: ресурсной и распределительной (приложение № 3). Баланс трудовых ресурсов формируется по среднегодовым данным.
I. Первая часть баланса трудовых ресурсов (ресурсная) характеризует численность трудовых ресурсов и источники их формирования.
К трудовым ресурсам относится население, занятое экономической деятельностью или способное трудиться, но не работающее по тем или иным причинам. Численность трудовых ресурсов определяется исходя из численности трудоспособного населения в трудоспособном возрасте (женщин в возрасте 16-54 лет и мужчин в возрасте 16-59 лет) и работающих лиц за пределами трудоспособного возраста (лица пенсионного возраста, которые продолжают трудиться, и лица моложе 16 лет, занятые в экономике).
В состав трудовых ресурсов включается только трудоспособное население, поэтому общая численность населения в трудоспособном возрасте должна быть уменьшена на численность неработающих пенсионеров в трудоспособном возрасте (мужчины в возрасте 50-59 лет, женщины в возрасте 45-54 лет), получающих пенсию по возрасту на льготных условиях, и неработающих инвалидов трудоспособного возраста I и II групп (приложение № 2).
Для конкретного муниципального образования численность трудоспособного населения в трудоспособном возрасте зависит также от сальдо маятниковой трудовой миграции и миграционных потоков учащихся. Сальдо трудовой миграции определяется как разница между въездом на работу в муниципальное образование и выездом рабочей силы из муниципального образования и в результате либо увеличивает трудовые ресурсы муниципального образования, либо уменьшает их.
Оценка масштабов въезда в муниципальное образование и выезда из него на работу или учебу осуществляется по запросам в отделы кадров организаций, учебных заведений. Численность жителей сельской местности, выезжающих в населенные пункты других муниципальных образований, можно установить на основе похозяйственных книг сельских администраций.
К населению, не занятому в экономике, относятся лица в трудоспособном возрасте - учащиеся, студенты, аспиранты, не совмещающие обучение с трудовой деятельностью, а также следующие категории: безработные; военнослужащие; российские граждане, работающие за границей; лица, находящиеся в отпусках по беременности и родам и по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет; лица, выполняющие домашние обязанности, осуществляющие уход за детьми и другими членами семьи; лица, находящиеся в местах лишения свободы; трудоспособные лица, у которых нет необходимости работать.
II. Вторая часть баланса трудовых ресурсов (распределительная) характеризует численность трудовых ресурсов по следующим категориям:
- лица, занятые в экономике (в разрезе видов экономической деятельности и форм собственности организаций и предприятий, на которых они заняты);
- учащиеся в трудоспособном возрасте, обучающиеся с отрывом от работы;
- население в трудоспособном возрасте, не занятое в экономике (включая военнослужащих срочной службы).
Информационное обеспечение разработки баланса трудовых ресурсов.
Исходной информацией для составления первой части баланса являются:
- текущие данные демографической статистики о численности населения в трудоспособном возрасте;
- сведения городских и районных отделений Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Москве и Московской области о численности неработающих лиц в трудоспособном возрасте, получающих пенсии на льготных условиях и по инвалидности, а также данные о численности работающих пенсионеров старше трудоспособного возраста и работающих лиц моложе трудоспособного возраста; также могут быть использованы сведения органов социальной защиты населения;
- данные организаций о численности работающих граждан других субъектов Российской Федерации (межрегиональной трудовой миграции);
- данные территориальных отделений Федеральной миграционной службы России по Московской области о численности иностранных трудовых мигрантов (граждан из других государств, работающих в организациях, расположенных на территории муниципального образования). Для определения среднегодовой численности иностранных граждан используются данные, учтенные органами Федеральной миграционной службы России по форме № 1-РД "Результаты деятельности территориальных органов Федеральной миграционной службы России".
В целях получения информации, необходимой для разработки прогноза баланса трудовых ресурсов муниципального образования, целесообразно организовать работу по взаимодействию с районными и городскими отделами территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, государственных внебюджетных фондов для заключения соглашения или принятия соответствующего нормативно-правового акта главы (администрации) муниципального образования о предоставлении необходимой информации, в соответствии с показателями, указанными в постановлении Правительства Московской области от 25.10.2012 № 1356/39 "О разработке прогноза баланса трудовых ресурсов Московской области".
Источниками информации для составления второй части баланса трудовых ресурсов (распределительной) служат:
- сведения организаций о среднегодовой численности работающих;
- данные общеобразовательных учреждений (кроме вечерних и сменных школ), учебных заведений высшего профессионального, среднего профессионального, начального профессионального образования о численности студентов и учащихся трудоспособного возраста, обучающихся на дневных отделениях, аспирантов и докторантов и учащихся подготовительных отделений высших учебных заведений, обучающихся с отрывом от работы;
- дополнительные источники для более полного измерения занятости в неформальном секторе экономики. В качестве дополнительных источников информации о самостоятельно занятом населении можно использовать результаты обследований индивидуальных предпринимателей, которые проводятся органами статистики.
Также можно использовать сведения ведомственной статистики, которыми располагают органы, проводящие регистрацию индивидуальной трудовой деятельности или выдающие лицензии на ее осуществление, в том числе: налоговые органы, которые содержат информацию, характеризующую предпринимательскую деятельность, по следующим показателям:
- численность физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (включая глав крестьянских (фермерских) хозяйств, состоящих на учете в налоговых органах);
- численность нотариусов, осуществляющих частную практику, состоящих на учете в налоговых органах;
- численность индивидуальных предпринимателей, производивших начисления единого социального налога на доход от предпринимательской деятельности;
- численность наемных работников у индивидуальных предпринимателей и физических лиц, на вознаграждение которых произведены начисления единого социального налога.
Также одним из источников информации о численности индивидуальных предпринимателей, официально зарегистрировавших свою деятельность, является Единый государственный регистр предприятий и организаций (ЕГРПО), который ведется территориальными органами федеральной службы государственной статистики.
III. Расчет показателей ресурсной части баланса.
Расчет численности трудоспособного населения в трудоспособном возрасте.
Численность трудоспособного населения в трудоспособном возрасте рассчитывается на основе итогов Всероссийской переписи населения 2010 года. Из численности населения трудоспособного возраста исключаются неработающие инвалиды I и II групп трудоспособного возраста и неработающие пенсионеры трудоспособного возраста, получающие пенсии в территориальных органах Пенсионного фонда Российской Федерации (приложение № 2).
Для расчета численности неработающих инвалидов I и II групп в трудоспособном возрасте и пенсионеров-льготников используются сведения районных и городских отделений Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Москве и Московской области о численности неработающих инвалидов и лиц, получающих пенсии на льготных условиях, в трудоспособном возрасте и принимается их фактическая численность в отчетном году. Численность нуждающихся в трудоустройстве инвалидов рассчитывается исходя из численности инвалидов, состоящих на учете в государственных казенных учреждениях Московской области центрах занятости населения (далее - центры занятости населения).
В основу расчета численности неработающих инвалидов в трудоспособном возрасте и численности пенсионеров, имеющих право на получение льготной пенсии, закладывается их фактическая численность в базисном году, которая корректируется исходя из выявленных тенденций и факторов прогнозного периода, оказывающих влияние на численность данных категорий населения (состояние охраны труда, динамика производственного и бытового травматизма, доля производств с вредными условиями труда).
При расчете численности трудоспособного населения в трудоспособном возрасте к численности российских граждан следует добавить численность иностранных работников, занятых на территории муниципального образования, используя при этом данные территориальных отделений Федеральной миграционной службы России по Московской области или сведения организаций о численности работающих в них иностранных работников. Для расчета численности лиц старше трудоспособного возраста, занятых в экономике, используются данные формы № 94 (пенсии) "Сведения о численности пенсионеров и суммах назначенных им пенсий" (годовая). При определении численности иностранных трудовых мигрантов на прогнозный плановый период необходимо провести анализ количества новых рабочих мест, планируемых к созданию в результате реализации инвестиционных проектов и возможности удовлетворения потребности в рабочей силе за счет собственных (региональных) трудовых ресурсов.
Для расчета занятых в экономике подростков используется информация, полученная на запросы в отделы кадров организаций, а также данные иных организаций и органов, занимающихся работой с молодежью (отделов образования, комиссий по работе с несовершеннолетними, центров занятости населения).
IV. Расчет показателей распределительной части баланса.
Расчет численности занятых в экономике с разбивкой по видам экономической деятельности.
Численность занятых в экономике определяется на основании сведений организаций о среднегодовой численности работников по формам федерального государственного статистического наблюдения № П-4 "Сведения о численности, заработной плате и движении работников" (по крупным и средним организациям), № ПМ "Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия"; данных управления сельского хозяйства о количестве крестьянских (фермерских) хозяйств и о численности их работников; данных налоговых органов о численности лиц, занятых на индивидуальной основе и предпринимательской деятельностью без образования юридического лица; численности занятых в религиозных организациях на основании запросов в данные организации.
К занятым в экономике относятся лица, которые в рассматриваемый период выполняли оплачиваемую работу по найму, а также приносящую доход работу не по найму как с привлечением, так и без привлечения наемных работников, для кого эта работа являлась основной или единственной. В численность занятых в экономике включаются также лица, которые выполняли работу без оплаты в качестве помощников на семейном предприятии; лица, работающие в воинских частях, следственных изоляторах, исправительных учреждениях по контрактам и вольнонаемных, лица, которые временно отсутствовали на работе из-за болезни, ежегодного отпуска или выходных дней, обучения, учебного отпуска, отпуска без сохранения или с частичным сохранением заработной платы по инициативе администрации, участия в забастовках, других подобных причин.
К занятым в экономике относятся также лица, занятые в домашнем хозяйстве производством товаров и услуг для реализации, включая занятых производством сельского, лесного хозяйства, охоты и рыболовства для реализации, для которых эта работа являлась основной (независимо от количества отработанного времени). Исключаются домашние и личные услуги, оказываемые членами домашних хозяйств бесплатно, услуги, оказываемые добровольно на общественных началах, а также производство для собственного конечного использования продукции сельского, лесного хозяйства, охоты и рыболовства.
В список организаций наряду с организациями, состоящими на самостоятельном балансе, также включаются все расположенные на территории муниципального образования филиалы, головные организации которых находятся за его пределами. Во избежание повторного счета численность работников филиалов, участков, отделений и других структурных подразделений, не имеющих самостоятельного баланса, учитывается по списку головных организаций, но при условии, если они также находятся на территории данного муниципального образования. В случае когда головные организации размещаются на территории других муниципальных образований, сведения о численности работников следует получать по возможности в соответствующих подразделениях филиалов, а при отсутствии таковых - в головных организациях.
Военнослужащие и жители Российской Федерации, работающие за границей, в численность занятых в экономике не включаются.
Распределение численности занятых по видам экономической деятельности.
Численность занятых по видам экономической деятельности распределяется на уровне разделов ОКВЭД согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД), разработанному Госкомстатом России (постановление Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 6 ноября 2001 г. № 454-ст "О принятии и введении в действие Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД)". Перечень разделов приведен в приложении № 1.
Учащиеся в трудоспособном возрасте, обучающиеся с отрывом от работы.
В состав учащихся в этом возрасте (16 лет и старше) включаются лица, обучающиеся с отрывом от производства в средних общеобразовательных школах, в учебных заведениях начального, среднего, высшего профессионального образования, учащиеся подготовительных отделений вузов. Расчет численности учащихся производится по каждому виду обучения в среднегодовом исчислении. Численность учащихся на начало календарного года принимается равной численности обучающихся на начало учебного года.
Справочно:
- численность учащихся в трудоспособном возрасте средних общеобразовательных школ, а также обучающихся с ограниченными возможностями здоровья трудоспособного возраста формируется по формам № 76-рик "Сведения об учреждениях, реализующих программы общего образования" и № ОШ-1 (НОУ) "Сведения об учреждении, реализующем программы общего образования";
- численность учащихся в трудоспособном возрасте учебных заведений начального профессионального образования формируется по форме № 1 (профтех.) "Сведения об образовательных учреждениях, реализующих программы начального профессионального образования";
- численность учащихся трудоспособного возраста в государственных и негосударственных учебных заведениях среднего профессионального образования формируется по формам № 2-НК "Сведения о подготовке специалистов со средним профессиональным образованием в государственном образовательном учреждении" и № 2-НК (НОУ) "Сведения о подготовке специалистов со средним профессиональным образованием в негосударственном образовательном учреждении";
- численность студентов государственных и негосударственных вузов формируется по формам № 3-НК "Сведения о подготовке специалистов с высшим образованием в государственном образовательном учреждении" и № 3-НК (НОУ) "Сведения о подготовке специалистов с высшим образованием в негосударственном образовательном учреждении";
- численность аспирантов и докторантов, обучающихся с отрывом от производства, формируется по форме № 1-НК "Сведения о работе аспирантуры и докторантуры" (учитывается численность обучающихся только в аспирантурах и докторантурах при учебных заведениях высшего профессионального образования).
При прогнозировании численности учащихся за основу берется численность, сложившаяся в отчетном году, которая корректируется с учетом тенденций и факторов прогнозного периода (демографическая ситуация, требования на рынке труда, предъявляемые к профессиональной подготовке работников).
Трудоспособное население в трудоспособном возрасте, не занятое в экономике.
В состав численности населения, не занятого в экономике, входят: военнослужащие срочной службы (проходящие службу на территории муниципального образования); лица, не имеющие работы и занимающиеся поиском работы либо самостоятельно, либо обратившись в органы службы занятости; находящиеся в отпусках по беременности и родам и по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет; занятые в домашнем и личном подсобном хозяйстве производством продукции для собственного потребления; граждане России, работающие за границей; лица, находящиеся в учреждениях, исполняющих наказания в виде лишения свободы (в учреждениях, расположенных на территории муниципального образования), и другое не занятое в экономике население.
V. Проверка правильности составления баланса трудовых ресурсов.
Расчет баланса трудовых ресурсов основан на балансовом методе, предполагающем единство и взаимосвязь его частей и разделов. Между первой и второй частями баланса существует равенство, т.е. численность трудовых ресурсов составляет сумму численности занятых в экономике, учащихся в трудоспособном возрасте и незанятого в экономике населения.
При проверке правильности расчета баланса трудовых ресурсов учитывается, что численность занятых в экономике равна сумме занятых по видам экономической деятельности.
Информация по отдельным демографическим и трудовым показателям в разрезе муниципальных образований также находится на сайте Росстата (Федеральная служба государственной статистики - www.gks.ru - "Базы данных" - "показатели муниципальных образований".
Муниципальные образования представляют в Комитет по труду и занятости населения Московской области прогноз баланса трудовых ресурсов муниципального образования ежегодно до 1 октября текущего года по утвержденной форме (приложение № 3).





Приложение № 1
к Методическим рекомендациям
по разработке прогноза баланса
трудовых ресурсов муниципальных
районов и городских округов
Московской области

ПЕРЕЧЕНЬ
РАЗДЕЛОВ ОКВЭД, ПО КОТОРЫМ РАЗРАБАТЫВАЕТСЯ ПРОГНОЗ БАЛАНСА
ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


№ Наименование раздела Код
п/п

1. Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство A

2. Рыболовство, рыбоводство B

3. Добыча полезных ископаемых C

4. Обрабатывающие производства D

5. Производство и распределение электроэнергии, газа и воды E

6. Строительство F

7. Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, G
мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

8. Гостиницы и рестораны H

9. Транспорт и связь I

10. Финансовая деятельность J

11. Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг K

12. Государственное управление и обеспечение военной безопасности; L
обязательное социальное обеспечение

13. Образование M

14. Здравоохранение и предоставление социальных услуг №

15. Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных O
услуг

16. Прочие виды экономической деятельности P, Q






Приложение № 2
к Методическим рекомендациям
по разработке прогноза баланса
трудовых ресурсов муниципальных
районов и городских округов
Московской области

Расчет
численности трудоспособного населения в трудоспособном
возрасте _____ муниципального образования Московской области

(тыс. чел.)

№ Код годы:
строки
отчетный текущий очередной первый второй
год год год год год
планового планового
периода периода

1. Численность населения в 01
трудоспособном возрасте в
предыдущем году (с учетом
итогов Всероссийской переписи
населения 2010 года)

2. Прибавить численность 02
населения, вступившего в
16-летний возраст в отчетном
году

3. Вычесть численность достигших в 03
отчетном году мужчин 60-летнего
возраста, женщин 55-летнего
возраста

4. Вычесть численность умерших в 04
отчетном году мужчин в возрасте
16-59 лет, женщин в возрасте
16-54 лет

5. Прибавить (вычесть) 05
механический приток (отток)
населения в трудоспособном
возрасте за отчетный год

6. Прибавить (вычесть) изменения 06
численности трудоспособного
населения в результате
произошедших территориальных
преобразований

7. Итоговая численность населения 07
в трудоспособном возрасте
строка 07 = строка 01 + строка
02 - строка 03 - строка 04 +/-
строка 05 +/- строка 06

8. Вычесть численность 08
неработающих инвалидов I и II
групп в трудоспособном возрасте

9. Вычесть численность 09
неработающих пенсионеров в
трудоспособном возрасте,
получающих пенсию по старости
на льготных условиях

10. Трудоспособное население в 10
трудоспособном возрасте (строка
10 = строка 07 - строка 08 -
строка 09)






Приложение № 3
к Методическим рекомендациям
по разработке прогноза баланса
трудовых ресурсов муниципальных
районов и городских округов
Московской области

Прогноз
баланса трудовых ресурсов _______ муниципального образования
Московской области

(тыс. чел.)

№ п/п Наименование показателя отчетный текущий очередной первый второй
год год год год год
планового планового
периода периода

I. Численность трудовых ресурсов
(сумма строк 1-5)

в том числе:

1.1. трудоспособное население в
трудоспособном возрасте

1.2. иностранные трудовые мигранты

1.3. сальдо маятниковой миграции
учащихся (+ или -)

1.4. сальдо маятниковой трудовой
миграции (+ или -) (сумма строк
1.4.1-1.4.2)

1.4.1. численность граждан, приезжающих
на работу в муниципальное
образование из других регионов
РФ

1.4.2. численность граждан, выезжающих
на работу из муниципального
образования в другие регионы РФ

1.5. работающие граждане, находящиеся
за пределами трудоспособного
возраста (сумма строк 5.1-5.2)

в том числе:

1.5.1. пенсионеры старше
трудоспособного возраста

1.5.2. подростки моложе трудоспособного
возраста

II. Распределение трудовых ресурсов

2.1. Численность занятых в экономике
(без военнослужащих)

2.2. Численность населения, не
занятого в экономике (сумма
строк 2.2.1-2.2.3)

в том числе:

2.2.1. численность учащихся в
трудоспособном возрасте,
обучающихся с отрывом от работы

2.2.2. численность безработных,
зарегистрированных в органах
службы занятости

2.2.3. численность прочих категорий
населения в трудоспособном
возрасте, не занятого в
экономике

III. Распределение занятых в
экономике по разделам ОКВЭД:

1. сельское хозяйство, охота и
лесное хозяйство

2. рыболовство, рыбоводство

3. добыча полезных ископаемых

4. обрабатывающие производства

5. производство и распределение
электроэнергии, газа и воды

6. строительство

7. оптовая и розничная торговля;
ремонт автотранспортных средств,
мотоциклов, бытовых изделий и
предметов личного пользования

8. гостиницы и рестораны

9. транспорт и связь

10. финансовая деятельность

11. операции с недвижимым
имуществом, аренда и
предоставление услуг

12. государственное управление и
обеспечение военной
безопасности; социальное
страхование

13. образование

14. здравоохранение и предоставление
социальных услуг

15. предоставление прочих
коммунальных, социальных и
персональных услуг

16. прочие виды экономической
деятельности



------------------------------------------------------------------