Типы документов

Реклама

Партнеры

Постановление Мособлдумы от 16.05.2013 N 19/52-П "Об итогах мониторинга правоприменительной практики Закона Московской области N 39/2010-ОЗ "О региональном государственном контроле в сфере содержания и ремонта внутридомового газового оборудования многоквартирных домов на территории Московской области"



МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 мая 2013 г. № 19/52-П

ОБ ИТОГАХ МОНИТОРИНГА ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ ЗАКОНА
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ № 39/2010-ОЗ "О РЕГИОНАЛЬНОМ
ГОСУДАРСТВЕННОМ КОНТРОЛЕ (НАДЗОРЕ) В СФЕРЕ СОДЕРЖАНИЯ
И РЕМОНТА ВНУТРИДОМОВОГО ГАЗОВОГО ОБОРУДОВАНИЯ
МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМОВ НА ТЕРРИТОРИИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ"

Рассмотрев Отчет о проведенном мониторинге правоприменительной практики Закона Московской области № 39/2010-ОЗ "О региональном государственном контроле (надзоре) в сфере содержания и ремонта внутридомового газового оборудования многоквартирных домов на территории Московской области" за период с 1 октября 2010 года по 31 декабря 2012 года, в соответствии с частью 2 статьи 8 Закона Московской области № 46/2012-ОЗ "О правовом мониторинге в Московской области", пунктом 15 Положения о порядке проведения правового мониторинга в Московской областной Думе, утвержденного постановлением Московской областной Думы от 13.12.2012 № 25/37-П, Московская областная Дума постановила:
1. Принять к сведению Отчет о проведенном мониторинге правоприменительной практики Закона Московской области № 39/2010-ОЗ "О региональном государственном контроле (надзоре) в сфере содержания и ремонта внутридомового газового оборудования многоквартирных домов на территории Московской области" за период с 1 октября 2010 года по 31 декабря 2012 года. (Приложение.)
2. Поручить Комитету по вопросам строительства, архитектуры, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики:
1) исходя из анализа выявленных в ходе мониторинга проблем, с учетом поступивших предложений подготовить до 15 июля 2013 года законодательные инициативы Московской областной Думы по внесению изменений в федеральное законодательство в части:
введения нормы, позволяющей органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации регулировать тарифы на услуги по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования (далее - ВДГО);
установления административной ответственности за незаключение договора о техническом обслуживании ВДГО и аварийно-диспетчерском обеспечении, а также за ненадлежащее исполнение требований по техническому обслуживанию ВДГО лицами, обязанными соблюдать соответствующие требования;
2) совместно с государственным унитарным предприятием газового хозяйства Московской области (ГУП МО "Мособлгаз") выработать предложения по совершенствованию и унификации процессов ценообразования в сфере технического обслуживания ВДГО.
3. Предложить Правительству Московской области:
1) организовать разработку и утвердить программу по диагностике, ремонту и замене ВДГО, включающую мероприятия по оказанию адресной помощи малоимущим гражданам;
2) организовать методическое обеспечение разработки муниципальных программ по диагностике, ремонту и замене ВДГО;
3) утвердить рекомендуемую форму договора о техническом обслуживании ВДГО и аварийно-диспетчерском обеспечении;
4) организовать проведение мониторинга стоимости услуг специализированных организаций по техническому обслуживанию ВДГО и доведение информации о стоимости данных услуг до жителей Московской области посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
5) принять меры к упорядочению допуска организаций к осуществлению деятельности по техническому обслуживанию ВДГО, ведению учета (реестра) и сертификации таких организаций в пределах своей компетенции;
6) принять меры к созданию единой областной информационной базы данных по ВДГО (включая ВДГО, подлежащее ремонту и замене), специализированным организациям по техническому обслуживанию ВДГО, муниципальным программам по диагностике, ремонту и замене ВДГО в пределах своей компетенции.
4. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Московской области:
1) оказать содействие проведению инвентаризации ВДГО на территории муниципальных образований Московской области в пределах своей компетенции;
2) обеспечить информирование через средства массовой информации и посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" населения о действующем порядке содержания и ремонта ВДГО, условиях заключения и оплаты договоров о техническом обслуживании ВДГО и аварийно-диспетчерском обеспечении, правилах безопасного пользования газом в быту.
5. Опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации и разместить на официальном сайте Московской областной Думы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Московской областной Думы Жукова И.Н.

Председатель
Московской областной Думы
И.Ю. Брынцалов





Приложение
к постановлению
Московской областной Думы
от 16 мая 2013 г. № 19/52-П

ОТЧЕТ
О ПРОВЕДЕННОМ МОНИТОРИНГЕ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ
ЗАКОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ № 39/2010-ОЗ "О РЕГИОНАЛЬНОМ
ГОСУДАРСТВЕННОМ КОНТРОЛЕ (НАДЗОРЕ) В СФЕРЕ СОДЕРЖАНИЯ
И РЕМОНТА ВНУТРИДОМОВОГО ГАЗОВОГО ОБОРУДОВАНИЯ
МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМОВ НА ТЕРРИТОРИИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ"
ЗА ПЕРИОД С 1 ОКТЯБРЯ 2010 ГОДА ПО 31 ДЕКАБРЯ 2012 ГОДА

I. Общие положения

Объект мониторинга правоприменительной практики (далее - мониторинг) - Закон Московской области № 39/2010-ОЗ "О региональном государственном контроле (надзоре) в сфере содержания и ремонта внутридомового газового оборудования многоквартирных домов на территории Московской области" (далее - Закон Московской области № 39/2010-ОЗ).
Субъект мониторинга - Московская областная Дума.
Период времени, за которое проводился мониторинг, - с 1 октября 2010 года по 31 декабря 2012 года, срок проведения мониторинга - 4 квартал 2012 года, январь - апрель 2013 года.
Целью проведения мониторинга является проведение комплексного изучения правового регулирования отношений в сфере регионального государственного контроля (надзора) в области содержания и ремонта внутридомового газового оборудования многоквартирных домов на территории Московской области.
Реализация данной цели предполагает решение следующих задач:
1) сбор, обработка и систематизация информации о практике применения Закона Московской области № 39/2010-ОЗ;
2) сбор, обработка и систематизация информации о законодательстве субъектов Российской Федерации по вопросам регионального государственного контроля (надзора) в сфере содержания и ремонта внутридомового газового оборудования многоквартирных домов;
3) анализ информации о практике применения Закона Московской области № 39/2010-ОЗ на территории Московской области;
4) подготовка предложений по совершенствованию федерального законодательства и законодательства Московской области по вопросам регионального государственного контроля (надзора) в сфере содержания и ремонта внутридомового газового оборудования многоквартирных домов.

II. Информация о деятельности Комиссии
по проведению мониторинга

В целях проведения мониторинга постановлением Московской областной Думы от 04.10.2012 № 39/27-П "О проведении мониторинга практики применения Закона Московской области № 39/2010-ОЗ "О региональном государственном контроле (надзоре) в сфере содержания и ремонта внутридомового газового оборудования многоквартирных домов на территории Московской области" была создана Комиссия по проведению мониторинга (далее - Комиссия) в следующем составе:
1) Жуков И.Н. - депутат Московской областной Думы, член фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ";
2) Дупак В.В. - депутат Московской областной Думы, член фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ";
3) Леонтьев М.П. - депутат Московской областной Думы, член фракции КПРФ;
4) Калтайс А.В. - депутат Московской областной Думы, член фракции ЛДПР;
5) Яременко Е.А. - депутат Московской областной Думы, член фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ";
6) Алымов Ю.М. - консультант Комитета по вопросам строительства, архитектуры, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики;
7) Невская О.В. - консультант отдела правовой экспертизы Государственно-правового управления Московской областной Думы.
По согласованию с Губернатором Московской области Шойгу С.К., Председателем Совета муниципальных образований Московской области Барановым А.Н. в состав Комиссии были также включены:
1) Маркин В.В. - заместитель министра строительного комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Московской области;
2) Выборова С.Л. - первый заместитель начальника Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области";
3) Семенов О.В. - старший консультант в экспертно-правовом отделе Правового управления Губернатора Московской области;
4) Копцик Ю.А. - заместитель руководителя администрации города Реутов.
Председателем Комиссии был избран Дупак Владимир Владимирович - председатель Комитета по вопросам строительства, архитектуры, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики.
Комиссией был разработан и утвержден план проведения мониторинга правоприменительной практики Закона Московской области № 39/2010-ОЗ, в соответствии с которым проведены следующие мероприятия:
1) проведен анализ законодательства субъектов Российской Федерации по теме мониторинга;
2) разработаны и утверждены анкеты мониторинга правоприменительной практики Закона Московской области № 39/2010-ОЗ для:
исполнительных органов государственной власти Московской области;
муниципальных образований Московской области;
специализированных организаций по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования;
3) проведен опрос респондентов через рассылку анкет по электронной почте и получены ответы на них;
4) проведена работа по обобщению предложений респондентов по результатам опроса;
5) проведены консультации с Главным управлением Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области", Прокуратурой Московской области, Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Московской области;
6) проведены анализ и оценка эффективности действия норм объекта мониторинга, изучены предложения респондентов, направленные на совершенствование законодательства в части рассматриваемых вопросов;
7) выработаны предложения по совершенствованию законодательства по теме мониторинга.

III. Проведение мониторинга

1. Состояние законодательства Российской Федерации,
субъектов Российской Федерации в сфере содержания и ремонта
внутридомового газового оборудования многоквартирных домов

Основными нормативными правовыми актами в области газификации на федеральном уровне являются следующие федеральные законы:
от 31 марта 1999 года № 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации";
от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Правовую основу регулирования отношений в области регионального государственного контроля (надзора) в сфере содержания и ремонта внутридомового газового оборудования многоквартирных домов составляют следующие нормативные правовые акты:
Жилищный кодекс Российской Федерации;
постановление Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность";
постановление Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 № 549 "О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан";
постановление Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов";
приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 26.06.2009 № 239 "Об утверждении Порядка содержания и ремонта внутридомового газового оборудования в Российской Федерации";
приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 02.12.2009 № 1001 "Об утверждении Методических рекомендаций по контролю за техническим обслуживанием и состоянием внутридомового газового оборудования".
В соответствии с Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 № 549, к внутридомовому газовому оборудованию относятся газопроводы многоквартирного дома или жилого дома, подключенные к газораспределительной сети либо к резервуарной или групповой баллонной установке, обеспечивающие подачу газа до места подключения газоиспользующего оборудования, а также газоиспользующее оборудование и приборы учета газа (далее - ВДГО).
В период существования СССР содержанием газового оборудования в целом занимались газораспределительные организации (далее - ГРО).
В 1993 году началось акционирование государственных предприятий, объединений и организаций газового хозяйства в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 08.12.1992 № 1559 "О преобразовании в акционерные общества и приватизации государственных предприятий, объединений и организаций газового хозяйства Российской Федерации". При этом приватизировались только распределительные газопроводы, а ВДГО никому не было передано на баланс и фактически оказалось бесхозным. Тем не менее ГРО продолжили следить за техническим состоянием ВДГО, так как соответствующие затраты учитывались при установлении тарифов для населения. В условиях тяжелой экономической ситуации 90-х годов плановая замена изношенных внутридомовых газовых сетей и газового оборудования не осуществлялась.
Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" ВДГО не было включено в перечень опасных производственных объектов. Кроме того, в 2003 году были введены в действие Правила безопасности систем газораспределения и газопотребления, утвержденные постановлением Госгортехнадзора России от 18.03.2003 № 9, в пункте 1.1.5 которых указано, что их действие не распространяется на внутренние газопроводы и газовое оборудование производственных, административных, общественных и бытовых зданий, где газ используется для пищеприготовления или лабораторных целей.
Таким образом, необходимая нормативно-правовая база в области безопасной эксплуатации ВДГО была ликвидирована.
В соответствии с пунктом 5.5.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170, организации по обслуживанию жилищного фонда должны своевременно заключать договоры со специализированными организациями на техническое обслуживание и ремонт (в том числе замену) внутренних устройств газоснабжения.
Стоимость работ по техническому обслуживанию ВДГО до 1 января 2005 года была включена в тариф на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям и входила в розничную цену на газ, реализуемый населению, а с введением в действие Жилищного кодекса Российской Федерации услуги по техническому обслуживанию ВДГО должен оплачивать потребитель газа. На нем же лежит обязанность по обеспечению надлежащего технического состояния и безопасной эксплуатации ВДГО.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" предусмотрено заключение договоров на техническое обслуживание газопроводов многоквартирных жилых домов, входящих в состав общего имущества дома. При этом расходы на оплату услуг по техническому обслуживанию ВДГО, входящего в состав общего имущества дома, должны быть включены в плату за содержание и ремонт жилого помещения. Кроме того, постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения" предусмотрено, что в такой перечень входят следующие работы, выполняемые в целях надлежащего содержания систем ВДГО в многоквартирном доме:
организация проверки состояния системы ВДГО и ее отдельных элементов;
организация технического обслуживания и ремонта систем контроля загазованности помещений;
при выявлении нарушений и неисправностей ВДГО, систем дымоудаления и вентиляции, способных повлечь скопление газа в помещениях, - организация проведения работ по их устранению.
Но есть еще газовое оборудование, которое находится непосредственно внутри квартир. Их обслуживание - это сфера ответственности собственника или нанимателя квартиры.
Нормативными правовыми актами (постановление Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 № 549 "О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан", приказ Минрегиона России от 26.06.2009 № 239 "Об утверждении Порядка содержания и ремонта внутридомового газового оборудования в Российской Федерации") регламентировано в обязательном порядке наличие у каждого потребителя газа договора о техническом обслуживании ВДГО и аварийно-диспетчерском обеспечении, заключенного со специализированной организацией по техническому обслуживанию ВДГО. Административная ответственность за невыполнение этого требования не установлена.
С введением в действие Жилищного кодекса Российской Федерации функции обеспечения конечных потребителей газом были переданы в том числе товариществам собственников жилья и управляющим организациям, которые нередко в целях экономии заключают договоры о техническом обслуживании ВДГО и аварийно-диспетчерском обеспечении с организациями, не имеющими необходимых опыта работы, персонала и оборудования.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 № 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" утвержден перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В указанный перечень не входят услуги по техническому обслуживанию ВДГО в жилищном фонде.
Таким образом, законодательство Российской Федерации предусматривает обязательность заключения договора о техническом обслуживании ВДГО и аварийно-диспетчерском обеспечении по нерегулируемым ценам, не устанавливая ответственности за уклонение от его заключения.
После взрыва бытового газа в девятиэтажном жилом доме в городе Астрахани 27.02.2012, повлекшего большие разрушения и гибель 10 человек, межведомственной рабочей группой, созданной по поручению Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина, был разработан и утвержден первым заместителем Председателя Правительства Российской Федерации В.А. Зубковым от 05.05.2012 № 2127п-П9 План мероприятий по вопросу обеспечения максимальной безопасности эксплуатации внутридомового газового оборудования (далее - План). Среди основных мероприятий Плана:
разработка проекта постановления Правительства Российской Федерации "О безопасности домового газового оборудования";
разработка проекта постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении правил противопожарного режима Российской Федерации", направленного на установление контроля за хранением бытового газа в баллонах;
внесение в законодательство Российской Федерации изменений, направленных на введение федерального государственного контроля за безопасностью ВДГО;
внесение изменений в законодательство Российской Федерации, в том числе в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления ответственности за ненадлежащую эксплуатацию ВДГО;
внесение изменений в Методические указания по регулированию тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям и Методические указания по регулированию розничных цен на газ, реализуемый населению, в части включения в тариф газораспределительных организаций на транспортировку газа оплаты аварийно-диспетчерского обеспечения ВДГО;
подготовка предложений по внесению изменений в нормативные правовые акты Российской Федерации об обязательности установления средств контроля загазованности в многоквартирных и жилых домах, в том числе в жилых помещениях, общественных зданиях, в которых эксплуатируется ВДГО;
утверждение методических рекомендаций по разработке органами социальной защиты населения планов мероприятий по обеспечению безопасности жизнедеятельности лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, недееспособных, ограниченно дееспособных, в том числе состоящих на психоневрологическом и наркологическом учете, в целях снижения риска возникновения аварийных ситуаций при эксплуатации такими лицами объектов ВДГО;
проведение информирования через средства массовой информации, в том числе на государственных каналах центрального телевидения, официальных сайтах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", населения в области безопасного пользования газом в быту.
Мероприятия Плана предполагалось осуществить в 2012 году, однако до настоящего времени они не выполнены.
Анализ законодательства субъектов Российской Федерации в сфере содержания и ремонта ВДГО показал отсутствие в субъектах Российской Федерации законов, регламентирующих указанные вопросы. Исключением являются Закон Московской области № 39/2010-ОЗ и Закон города Москвы от 19.12.2007 № 52 "О Городской целевой программе по капитальному ремонту многоквартирных домов на 2008-2014 годы".

2. Состояние законодательства Московской области в области
регионального государственного контроля (надзора) в сфере
содержания и ремонта ВДГО многоквартирных домов
на территории Московской области

Правительством Московской области было принято постановление от 18.08.2008 № 685/31 "О внесении изменений в Положение о Главном управлении Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" и утверждении структуры и штатной численности Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области".
Данным постановлением Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" (далее - Госжилинспекция Московской области) было поручено разработать проект закона Московской области о государственном контроле и административной ответственности за правонарушения в сфере содержания и ремонта ВДГО на территории Московской области.
Органам местного самоуправления муниципальных образований Московской области было рекомендовано в срок до 1 декабря 2008 года:
провести инвентаризацию ВДГО и газовых сетей на территории муниципального образования;
разработать муниципальные программы по замене аварийного ВДГО в муниципальном жилищном фонде.
Закон Московской области № 39/2010-ОЗ действует с 1 октября 2010 года.
Закон Московской области № 39/2010-ОЗ регулирует отношения, связанные с осуществлением исполнительными органами государственной власти Московской области регионального государственного контроля (надзора) в сфере содержания и ремонта ВДГО многоквартирных домов, определяет меры по обеспечению соблюдения и предупреждению нарушения требований по содержанию и ремонту ВДГО многоквартирных домов, а также устанавливает административную ответственность за соответствующие правонарушения в указанной сфере на территории Московской области.
Изменения в Закон Московской области № 39/2010-ОЗ вносились один раз. Законом Московской области № 113/2012-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О государственном контроле в сфере содержания и ремонта внутридомового газового оборудования многоквартирных домов на территории Московской области" понятия, используемые в Законе Московской области № 39/2010-ОЗ, были приведены в соответствие с федеральным законодательством.

3. Информация о правоприменительной практике
законодательства Московской области о региональном
государственном контроле (надзоре) в сфере содержания
и ремонта ВДГО многоквартирных домов

Госжилинспекция Московской области с момента вступления в силу Закона Московской области № 39/2010-ОЗ является его исполнителем и в рамках своих полномочий в соответствии с Положением о Главном управлении Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области", утвержденным постановлением Правительства Московской области от 12.09.2007 № 674/28, осуществляет функции по региональному государственному контролю (надзору) в сфере содержания и ремонта ВДГО многоквартирных домов на территории Московской области.
С момента вступления в силу Закона Московской области № 39/2010-ОЗ Госжилинспекцией Московской области:
в 2010 году рассмотрено 116 обращений, проведено 2402 проверки, проверено 5220 многоквартирных домов, возбуждено 16 дел об административных правонарушениях, в том числе 11 с наложением штрафов на сумму 70400 рублей; по выданным предписаниям выполнены ремонтные работы (замена) ВДГО в 465 многоквартирных домах на сумму 16,2 млн. рублей;
в 2011 году рассмотрено 210 обращений, проведено 4508 проверок, проверено 13987 многоквартирных домов, возбуждено 92 дела об административных правонарушениях, в том числе 80 с наложением штрафов на сумму 990900 рублей; по выданным предписаниям выполнены ремонтные работы (замена) ВДГО в 664 многоквартирных домах на сумму 22,9 млн. рублей;
в 2012 году рассмотрено 278 обращений, проведено 7152 проверки, проверено 17929 многоквартирных домов, возбуждено 229 дел об административных правонарушениях, в том числе 196 с наложением штрафов на сумму 2886400 рублей; по выданным предписаниям выполнены ремонтные работы (замена) ВДГО в 998 многоквартирных домах на сумму 32,5 млн. рублей.
С начала 2013 года рассмотрено 59 обращений, проведено 1369 проверок, проверено 4859 многоквартирных домов, возбуждено 30 дел об административных правонарушениях, в том числе 29 с наложением штрафов на сумму 328100 рублей; по выданным предписаниям выполнены ремонтные работы (замена) ВДГО в 40 многоквартирных домах на сумму 826,6 тыс. рублей.
Таким образом, наблюдается ежегодный рост количества обращений граждан и юридических лиц, поступающих в Госжилинспекцию Московской области, с жалобами на ненадлежащее содержание и ремонт ВДГО. По результатам проводимых проверок должностными лицами Госжилинспекции Московской области незамедлительно применяются меры административного воздействия, предусмотренные законодательством.
По результатам проведенных Госжилинспекцией Московской области проверок заключено 2064 договора о техническом обслуживании ВДГО и аварийно-диспетчерском обеспечении многоквартирных домов (на газопровод дома) со специализированными организациями по техническому обслуживанию ВДГО, что составляет 98,7% от общего количества газифицированных домов, в том числе заключено 817 совместных договоров о техническом обслуживании газопроводов и газоиспользующего оборудования.
Постановления Госжилинспекции Московской области неоднократно обжаловались в суды, решения которых были в основном в пользу Госжилинспекции Московской области. За 2012 год в Арбитражном суде Московской области было обжаловано 20 постановлений Госжилинспекции Московской области о привлечении к административной ответственности в сфере содержания и ремонта ВДГО многоквартирных домов на территории Московской области, 15 постановлений оставлены в силе.
На заседании Московской областной межведомственной комиссии по профилактике преступлений и иных правонарушений (протокол от 29.12.2011 № 4/15) указано на положительный опыт по реализации Госжилинспекцией Московской области Закона Московской области № 39/2010-ОЗ.

4. Результаты опроса

В Комиссию по мониторингу поступило 84 анкеты от муниципальных образований Московской области и специализированных организаций по техническому обслуживанию ВДГО. Респондентами являлись администрации поселений (в большинстве случаев), специализированные организации по техническому обслуживанию ВДГО, администрации городских округов и муниципальных районов. Степень полноты информации, содержащейся в анкетах, отличалась в зависимости от характера вопросов.
Наиболее полно респонденты ответили на первую группу вопросов, касающуюся статистических данных о степени газификации многоквартирных домов, количестве газовых плит, проточных водонагревательных колонок, аппаратов отопительных газовых бытовых с водяным контуром (далее - АОГВ), - анкеты в этой части заполнены в 97% случаев.
По второй группе вопросов, касающейся состояния внутриквартирного газоиспользующего оборудования (количество газовых плит, проточных водонагревательных колонок, АОГВ, подлежащих замене), ответ был дан в 12% анкет (10 анкет). При этом на вопрос, проводилась ли на территории муниципального образования техническая инвентаризация ВДГО, 52% респондентов ответили утвердительно, указав при этом, что инвентаризация проводится регулярно с периодичностью от 1 года до 3 лет. Таким образом, можно сделать вывод о том, что инвентаризация ВДГО ведется, как правило, в отношении внутридомовых газопроводов. Состояние внутриквартирного газоиспользующего оборудования при этом остается малоизученным.
По вопросам наличия в муниципальном образовании программы по диагностике и замене ВДГО и наличия в этой программе мероприятий по социальной поддержке малообеспеченных жителей положительный ответ дало минимальное количество респондентов. Такие программы есть в городском поселении Подольск и Шатурском муниципальном районе, и они предусматривают меры социальной поддержки малообеспеченных граждан. В городском округе Ивантеевка такой программы нет, но в городской бюджет ежегодно закладываются средства на замену газоиспользующего оборудования в квартирах, относящихся к муниципальному жилищному фонду, а малообеспеченным гражданам оказывается материальная помощь на замену газоиспользующего оборудования. Всего, по данным Госжилинспекции Московской области, в 17 муниципальных образованиях Московской области разработаны соответствующие программы.
По вопросам оплаты населением услуг специализированных организаций по техническому обслуживанию ВДГО предоставили информацию 72% респондентов. Из полученной информации следует, что оплата за обслуживание внутридомовых газопроводов, как правило, взимается ежемесячно, а плата за обслуживание внутриквартирного газоиспользующего оборудования (газовые плиты, проточные водонагревательные колонки, АОГВ) взимается разово, как правило, после выполнения конкретного вида работ по заявке.
По вопросам, характеризующим взаимоотношения населения со специализированными организациями по техническому обслуживанию ВДГО и органами местного самоуправления в части обслуживания и ремонта ВДГО, предоставило информацию 62% респондентов. Наиболее часто ответы об отношении населения к деятельности специализированных организаций по техническому обслуживанию ВДГО сформулированы как "удовлетворительно" и "жалоб не поступало". Отрицательных оценок получено не было. 46% респондентов отметили, что на территории муниципального образования проводится разъяснительная работа среди населения о правильной эксплуатации ВДГО, необходимости заключения договоров со специализированными организациями по техническому обслуживанию ВДГО, порядке и условиях оплаты услуг по техническому обслуживанию ВДГО.
Информацию о специализированных организациях по техническому обслуживанию (в том числе ремонту, диспетчерскому и аварийному обслуживанию) ВДГО, осуществляющих свою деятельность на территории муниципального образования, предоставили 46% респондентов. Однако с учетом того, что 72% респондентов предоставили информацию по вопросам оплаты услуг специализированных организаций по техническому обслуживанию ВДГО, можно сделать вывод, что не всеми респондентами вопрос был понят правильно. Это подтверждается и такими вариантами ответов, как "на территории муниципального образования специализированных организаций нет" или "на территории муниципального образования специализированные организации не зарегистрированы". По поступившей информации о деятельности на территории муниципальных образований Московской области специализированных организаций по техническому обслуживанию ВДГО можно сделать вывод, что основной объем работ по техническому обслуживанию ВДГО осуществляют филиалы и подразделения Государственного унитарного предприятия газового хозяйства Московской области (далее - ГУП МО "Мособлгаз"), а до 10% рынка услуг по техническому обслуживанию ВДГО приходится на иные специализированные организации по техническому обслуживанию ВДГО (на территориях муниципальных образований Московской области, направивших в Комиссию анкеты).
В последней группе вопросов респондентам предлагалось дать информацию о том, какие проблемы возникают на территории муниципального образования при реализации Закона Московской области № 39/2010-ОЗ, и изложить свои предложения по совершенствованию нормативных правовых актов в области содержания и ремонта ВДГО многоквартирных домов (включая федеральный и областной уровни).
В 48% анкет, поступивших из муниципальных образований Московской области, соответствующие графы остались незаполненными. Информация по этим вопросам содержится в 52% анкет (44 анкеты), поступивших из муниципальных образований, при этом в 26 анкетах указано, что проблем с реализацией Закона Московской области № 39/2010-ОЗ на территории муниципального образования Московской области не имеется, а в 18 анкетах изложены проблемы и предложения по изменению нормативных правовых актов.
Для Министерства строительного комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Московской области, Министерства энергетики Московской области, Комитета по ценам и тарифам Московской области, Госжилинспекции Московской области, ГУП МО "Мособлгаз" были подготовлены отдельные анкеты, учитывающие специфику их деятельности. Содержательная часть анкет была сокращена по сравнению с анкетами для муниципальных образований Московской области до вопросов, направленных на оценку результатов практики применения Закона Московской области № 39/2010-ОЗ, выявление проблем, связанных с практикой применения Закона Московской области № 39/2010-ОЗ, предложений по совершенствованию нормативно-правовой базы в сфере технического обслуживания ВДГО.
Относительно проблем по реализации Закона Московской области № 39/2010-ОЗ наиболее часто встречаются ответы о нежелании граждан заключать договоры о техническом обслуживании ВДГО и аварийно-диспетчерском обеспечении (что объясняет низкую информированность органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области о состоянии газоиспользующего оборудования) и обеспечивать доступ в свои квартиры специалистов, осуществляющих техническую инвентаризацию ВДГО (в том числе отсутствие доступа в квартиры, имеющие собственников, но не используемые для проживания). Отмечались респондентами также следующие проблемы: несвоевременное заключение указанных договоров, несвоевременная оплата за выполненные по таким договорам работы, отсутствие конкуренции между специализированными организациями по техническому обслуживанию ВДГО.
От респондентов поступили следующие предложения по корректировке законодательства и организации работы по техническому обслуживанию ВДГО, которые частично были поддержаны Комиссией:
о необходимости регулирования тарифов на техническое обслуживание ВДГО с целью обеспечения их прозрачности, доступности для населения, с одной стороны, и экономической обоснованности, необходимой для развития рынка услуг по техническому обслуживанию ВДГО, - с другой;
о необходимости установления административной ответственности граждан за незаключение договоров о техническом обслуживании ВДГО и аварийно-диспетчерском обеспечении;
о раздельном регулировании в Законе Московской области № 39/2010-ОЗ вопросов обслуживания внутридомовых газопроводов и внутриквартирного газоиспользующего оборудования;
о необходимости разработки программ по замене выработавшего нормативный срок внутриквартирного газоиспользующего оборудования;
о необходимости постоянного мониторинга состояния ВДГО на территории Московской области;
об установлении административной ответственности специализированных организаций по техническому обслуживанию ВДГО за ненадлежащее обслуживание ВДГО.

IV. Выводы и рекомендации

Принятие Закона Московской области № 39/2010-ОЗ создало необходимую правовую базу в области регионального государственного контроля (надзора) в сфере содержания и ремонта ВДГО многоквартирных домов на территории Московской области, расширило рамки административного воздействия в отношении лиц, нарушающих требования законодательства в сфере содержания и ремонта ВДГО многоквартирных домов на территории Московской области.
Практика применения Закона Московской области № 39/2010-ОЗ явно свидетельствует о его эффективности.
По результатам мониторинга Комиссия полагает необходимым:
1) поручить Комитету по вопросам строительства, архитектуры, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики исходя из анализа выявленных в ходе мониторинга проблем, с учетом поступивших предложений подготовить законодательные инициативы Московской областной Думы по внесению изменений в федеральное законодательство в части:
введения нормы, позволяющей органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации регулировать тарифы на услуги по техническому обслуживанию ВДГО;
установления административной ответственности за незаключение договора о техническом обслуживании ВДГО и аварийно-диспетчерском обеспечении, а также за ненадлежащее исполнение требований по техническому обслуживанию ВДГО лицами, обязанными соблюдать соответствующие требования;
2) предложить Правительству Московской области:
организовать разработку и утвердить программу по диагностике, ремонту и замене ВДГО, включающую мероприятия по оказанию адресной помощи малоимущим гражданам;
организовать методическое обеспечение разработки муниципальных программ по диагностике, ремонту и замене ВДГО;
утвердить рекомендуемую форму договора о техническом обслуживании ВДГО и аварийно-диспетчерском обеспечении;
организовать проведение мониторинга стоимости услуг специализированных организаций по техническому обслуживанию ВДГО и доведение информации о стоимости данных услуг до жителей Московской области посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
принять меры к упорядочению допуска организаций к осуществлению деятельности по техническому обслуживанию ВДГО, ведению учета (реестра) и сертификации таких организаций в пределах своей компетенции;
принять меры к созданию единой областной информационной базы данных по ВДГО (включая ВДГО, подлежащее ремонту и замене), специализированным организациям по техническому обслуживанию ВДГО, муниципальным программам по диагностике, ремонту и замене ВДГО в пределах своей компетенции;
3) рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Московской области:
оказать содействие проведению инвентаризации ВДГО на территории муниципальных образований Московской области в пределах своей компетенции;
обеспечить информирование через средства массовой информации и посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" населения о действующем порядке содержания и ремонта ВДГО, условиях заключения и оплаты договоров о техническом обслуживании ВДГО и аварийно-диспетчерском обеспечении, правилах безопасного пользования газом в быту.


------------------------------------------------------------------