Решение Совета депутатов городского поселения Люберцы Люберецкого муниципального района МО от 23.05.2013 N 287/4 "Об утверждении Положения о правилах депутатской этики депутатов Совета депутатов города Люберцы"
СОВЕТ ДЕПУТАТОВ
ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ЛЮБЕРЦЫ
ЛЮБЕРЕЦКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
РЕШЕНИЕ
от 23 мая 2013 г. № 287/4
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПРАВИЛАХ ДЕПУТАТСКОЙ ЭТИКИ
ДЕПУТАТОВ СОВЕТА ДЕПУТАТОВ ГОРОДА ЛЮБЕРЦЫ
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьей 25 Устава города Люберцы Совет депутатов города Люберцы решил:
1. Утвердить Положение о правилах депутатской этики депутатов Совета депутатов города Люберцы (прилагается).
2. Контроль над исполнением настоящего решения оставляю за собой.
Председатель Совета депутатов
С.Н. Антонов
Утверждено
решением Совета депутатов
города Люберцы
Московской области
от 23 мая 2013 г. № 287/4
ПОЛОЖЕНИЕ
О ПРАВИЛАХ ДЕПУТАТСКОЙ ЭТИКИ ДЕПУТАТОВ
СОВЕТА ДЕПУТАТОВ ГОРОДА ЛЮБЕРЦЫ
Статья 1. Общие положения
1. Настоящее Положение разработано с целью содействия эффективной законодательной деятельности депутатов Совета депутатов города Люберцы (далее - депутаты), повышению авторитета Совета депутатов города Люберцы (далее - Совет) среди населения города Люберцы.
2. Положение в соответствии с общепринятыми этическими нормами социального поведения определяет основные правила поведения депутатов, а также нормы взаимоотношений между депутатами Советов депутатов разных муниципальных образований, нормы взаимоотношений депутата с должностными лицами органов государственной власти и местного самоуправления, общественностью, избирателям, средствами массовой информации в ходе исполнения депутатами своих полномочий, устанавливает порядок разрешения возможных этических конфликтов между депутатами и меры ответственности за нарушение этических норм и требований, предусмотренных настоящим Положением.
3. Правила депутатской этики депутатов (далее - Правила этики) - это моральные и нравственные нормы поведения, обязательные для соблюдения депутатами как в ходе заседаний Совета, так и вне заседаний. Их исполнение рассматривается депутатами как профессиональный долг и обязанность.
4. Соблюдение и исполнение норм настоящего Положения должно способствовать более эффективной нормотворческой и контрольной деятельности депутатов, росту уважения граждан к Совету, укреплению авторитета местной власти.
Статья 2. Общие правила депутатской этики
1. Деятельность депутатов осуществляется на основе принципов:
- защиты прав, свобод и законных интересов населения города Люберцы;
- защиты интересов города Люберцы;
- соблюдения Конституции Российской Федерации, федерального законодательства, законодательства Московской области, муниципальных правовых актов города Люберцы;
- следования моральным критериям, отражающим идеалы гуманизма, справедливости, честности и порядочности.
2. Депутат в соответствие со статусом народного избранника обязан в своей деятельности защищать интересы избирателей, всего населения города Люберцы на основании приоритета прав и свобод человека и гражданина.
3. Депутат не должен ставить выполнение депутатских обязанностей в зависимость от личной заинтересованности и несет персональную ответственность за исполнение своих депутатских полномочий, в том числе за законность, своевременность и эффективность исполнения муниципальных правовых актов города Люберцы.
4. Деятельность депутата должна быть направлена на достижение благополучия и процветания города Люберцы в соответствии с предвыборными наказами, федеральными, областными, районными, городскими программами.
5. Депутат обязан:
- стремиться служить образцом исполнения своих депутатских полномочий, обладать безупречной профессиональной и гражданской репутацией;
- воздерживаться от действий, заявлений и поступков, способных скомпрометировать его самого, представляемых им избирателей, Совет;
- в равной мере соблюдать собственное достоинство и уважать достоинство других депутатов, должностных лиц и граждан;
- добросовестно выполнять свои депутатские полномочия.
Статья 3. Правила этики на заседании Совета, комиссий, других органов Совета
1. Отношения между депутатами строятся на основе равноправия. Каждый депутат обязан лояльно относиться к другим депутатам независимо от их социального статуса и политических взглядов. Депутаты содействуют созданию в Совете атмосферы доброжелательности, взаимной поддержки и товарищеского сотрудничества.
2. Депутаты должны строить свою работу на принципах свободного коллективного обсуждения и принятия решения по рассматриваемым вопросам, уважения к многообразию мнений, не допускать конфликтов, искать пути преодоления разногласий среди депутатов путем дискуссий.
3. Депутат должен присутствовать на заседаниях Совета, заседаниях постоянных депутатских комиссий, членом которых он является. Отсутствие депутата на заседаниях допускается только по уважительной причине.
4. Депутат перед принятием решений обязан всесторонне учитывать позиции других депутатов и интересы избирателей. Депутат не может проявлять безапелляционность, навязывать свою позицию посредством угроз, ультиматумов, оскорблений.
5. Участвуя в заседаниях Совета, депутатских слушаниях, в работе постоянных депутатских комиссий и рабочих групп, депутат должен проявлять вежливость, тактичность и уважение к председателю, депутатам, аппарату Совета и иным лицам, присутствующим на заседаниях, а также соблюдать лояльное отношение к другим депутатам независимо от их социального статуса и политических взглядов, обязан соблюдать Регламент Совета, высказываться только по обсуждаемому вопросу. Не допускаются индивидуальные и коллективные действия депутатов, направленные на срыв заседаний: уход из зала заседания по мотивам, не признанными уважительными; выкрики, создание препятствий для выступающих, которым председательствующий на заседании предоставил слово.
6. Выступления на заседании Совета или постоянной депутатской комиссии допускаются только с разрешения председательствующего.
7. При обращении друг к другу, к иным лицам, участвующим в заседаниях, а также при упоминании их в третьем лице должны обращаться друг к другу, а также ко всем лицам, участвующим в работе заседаний, в официальной форме по имени отчеству. Депутатам также рекомендуется использовать форму "уважаемый депутат", "уважаемый председатель", "уважаемый эксперт" и т.п. с прибавлением фамилии, имени, отчества или без них.
8. Выступающий на заседании, совещании не вправе употреблять в своей речи грубые и оскорбительные выражения, допускать действия, наносящие ущерб чести, достоинству и деловой репутации депутатов и других лиц, допускать необоснованные обвинения в чей-либо адрес, использовать заведомо ложную информацию, призывать к незаконным действиям.
9. В случае употребления в своем выступлении оскорбительного высказывания депутат лишается председательствующим на заседании права на выступление по обсуждаемому вопросу повестки дня и не вправе в связи с этим покидать зал заседаний в знак протеста.
10. Депутат обязан добросовестно выполнять решения и поручения комиссий, Совета депутатов, председателя Совета депутатов.
11. На заседании Совета и постоянных депутатских комиссий депутатам не рекомендуется использование мобильных средств связи.
Статья 4. Правила этики депутатов при работе с избирателями
1. Взаимоотношения депутата с избирателями строятся на основе взаимного уважения, вежливости, внимательного отношения депутата к обращениям, жалобам, заявлениям граждан.
2. Депутат признает приоритет прав, свобод и законных интересов граждан и действует в соответствии с интересами избирателей своего избирательного округа, ответственен перед ними и им подотчетен.
3. Депутат несет моральную ответственность перед своими избирателями за обещания, данные в период предвыборной кампании; за свою деятельность, речи и голосование.
Давление со стороны иных лиц не может быть основанием для голосования против своей совести.
4. Депутат обязан
- проводить активную работу с избирателями;
- принимать все предусмотренные законодательством Российской Федерации меры, направленные на обеспечение прав, свобод и законных интересов своих избирателей и других граждан;
- строго соблюдать сроки и порядок приема граждан на своих избирательных участках. Прием граждан может осуществляться помощниками депутатов при условии, что граждане не настаивают на личной встрече с депутатом. В этом случае депутат обязан лично принять граждан;
- добросовестно рассматривать поступившие от своих избирателей наказы и предложения;
- вносить предложения в соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения, направленные на решение поставленных гражданами задач;
- информировать избирателей через средства массовой информации и во время встреч с ними о своей деятельности, в том числе связанной с личными обращениями граждан.
Депутат в установленном порядке отчитывается перед избирателями, периодически информируя о своей деятельности во время встреч с избирателями и через средства массовой информации. Информация, предоставляемая депутатом избирателям, должна быть полной, достоверной, объективной.
5. Депутат не вправе отказать в помощи обратившемуся к нему гражданину под предлогом, что тот не является его избирателем, однако может просить депутата, на территории избирательного округа которого проживает гражданин, помочь в решении возникшего вопроса.
Статья 5. Правила этики депутатов при публичных выступлениях
1. Депутат может выступать от имени Совета или постоянной депутатской комиссии лишь в случае, если он уполномочен выражать мнение этого органа или комиссии.
2. Депутат вправе публично выступать вне Совета со своим личным мнением, специально оговорив при этом, что это его личное мнение. Депутат, высказавший свое личное мнение, не может подвергаться за это какому-либо преследованию.
3. Депутат не имеет права формировать общественное мнение с целью причинить вред другому депутату.
4. В публичных выступлениях, обращениях, заявлениях депутаты используют официальную и уважительную форму обращения. Недопустимы фамильярные и пренебрежительные обращения.
5. В публичных выступлениях депутат обязан:
- соблюдать культуру речи, быть сдержанным и умеренным в своих высказываниях:
- всегда оставаться в рамках официальной вежливости;
- уважительно относиться к мнению оппонентов;
- не употреблять оскорбительных и некорректных выражений в адрес депутатов;
- не призывать к незаконным и насильственным действиям;
- не распространять информацию, не подтвержденную официально.
6. Использование в выступлениях оскорбительных, невежливых обращений или высказываний депутатов по отношению друг к другу, личностных аргументов, распространение порочащей того или иного депутата недостоверной информации, затрагивающей честь и достоинство депутата, квалифицируется как грубое нарушение депутатской этики и может являться основанием для возбуждения уголовного дела в установленном действующим законодательством порядке.
7. В случае употребления в своем публичном выступлении недостоверных, непроверенных фактов депутат обязан публично признать некорректность своих высказываний и принести извинения тем органам, организациям и лицам, чьи интересы или честь были затронуты этим выступлением. Публичным считается принесение извинений лично в присутствии третьих лиц или на заседании Совета, комиссий Совета, или в письменной форме либо через средства массовой информации. Публичное извинение депутата за нанесенное личное оскорбление, равно как и за клевету, не лишает орган, организацию или лицо, чьи интересы или честь были затронуты, права обратиться в правоохранительные органы в установленном действующим законодательством порядке.
Статья 6. Правила этики депутатов при взаимодействии с государственными органами и должностными лицами, организациями, предприятиями
1. При взаимоотношениях с органами государственной власти и местного самоуправления, должностными лицами, общественными организациями, иными юридическими и физическими лицами депутат не должен использовать возможности, обусловленные статусом депутата, в личных, не связанных с исполнением обязанностей целях. Депутат не вправе принимать участие в рассмотрении и решении вопросов, в которых он имеет личный или коммерческий интерес. Депутат не вправе использовать свое положение для рекламы деятельности каких-либо организаций. Депутат не имеет права использовать предоставленную ему органами местного самоуправления, органами государственной власти, должностными лицами официальную служебную информацию для личной выгоды.
2. Депутат вправе использовать бланки депутата только для официальных документов, обращений, писем, запросов, подписанных собственноручно. Запрещается передача депутатских бланков другим лицам для использования от имени депутата.
3. Депутат не вправе прямо или косвенно просить, предлагать или получать любые подарки либо услуги от предприятий, учреждений, организаций, частных лиц при решении вопросов, связанных с депутатской деятельностью.
4. Депутат не может разглашать сведения, которые стали ему известны в связи с осуществлением депутатских полномочий, если эти сведения:
- касаются вопросов, рассмотренных на закрытых заседаниях Совета;
- составляют государственную, коммерческую или служебную тайну;
- связаны с личной или семейной жизнью граждан, с деловой репутацией и деятельностью юридических лиц и доверены депутату при условии их неразглашения.
5. Депутат воздерживается от участия в уголовном процессе в качестве общественного защитника либо обвинителя, не выступает с публичными оценками по судебному делу до вступления решения или приговора в законную силу.
6. Депутат не должен использовать в своих личных целях имущество, в том числе транспортные средства, средства связи, оргтехнику, а также другое имущество, предоставленное ему для выполнения своей депутатской деятельности.
7. Для покрытия расходов, связанных с выполнением депутатских полномочий, депутаты могут использовать официально выделенные бюджетные и личные средства.
8. Депутат не может претендовать на какие-либо льготы, привилегии, если только они не входят в официальный перечень льгот и привилегий, предусмотренных действующим законодательством, Уставом города Люберцы, предоставляемых депутату на законных основаниях.
Статья 7. Правила этики депутатов при взаимодействии с сотрудниками аппарата администрации
1. Депутат вправе в установленном действующим законодательством порядке запросить в администрации города Люберцы любую информацию, необходимую для исполнения своих депутатских полномочий.
2. Депутат и сотрудники администрации города Люберцы должны быть корректными и взаимно вежливыми в общении друг с другом, способствовать формированию благоприятного морально-психологического климата.
3. Депутат не вправе требовать от сотрудников администрации города Люберцы исполнения функций, не предусмотренных их должностными обязанностями.
Статья 8. Порядок рассмотрения обращений о нарушении Правил этики. Ответственность за нарушение Правил этики
1. Рассмотрение вопросов, связанных с нарушениями депутатами Правил этики, контроль над соблюдением депутатами указанных Правил, применение мер воздействия за их нарушение осуществляет уполномоченная постоянная депутатская комиссия Совета (далее - Комиссия) в соответствии с Положением о постоянных депутатских комиссиях и Регламентом Совета. В отдельных случаях рассмотрение перечисленных вопросов может осуществлять Согласительная комиссия по этике.
2. Комиссия в течение 14 дней после обращения в нее обязана рассмотреть вопросы, связанные с нарушением настоящих Правил:
- по письменному заявлению депутата или группы депутатов;
- по собственной инициативе, если решение об этом принято большинством членов Комиссии или ее председателем;
- по обращению должностного лица органа государственной власти и местного самоуправления, по заявлению граждан.
3. Заседание Комиссии проводится открыто, если Комиссия не примет иного решения.
4. Заявители и другие заинтересованные лица приглашаются на заседание заранее. Им предоставляется возможность обосновать свое заявление и дать объяснения. В случае отказа депутата дать объяснение по существу вопроса, изложенного в заявлении, либо его неявки без уважительных причин на заседание Комиссия рассматривает заявление в его отсутствие и информирует депутата о принятом решении.
5. По ходатайству депутата или по решению Комиссии на заседание могут быть приглашены другие лица, располагающие необходимой информацией.
6. Депутат, в отношении которого рассматривается вопрос о неэтичном поведении, вправе подать в Комиссию в письменном виде мотивированный ответ, представить документы, дать устные пояснения по существу вопроса.
7. Депутат, не согласный с решением Комиссии в отношении нарушений Правил этики, вправе обжаловать действия и требования Комиссии непосредственно на заседании Совета.
8. Комиссия не вправе рассматривать вопросы, относящиеся к компетенции судебных и правоохранительных органов. Комиссия не вправе рассматривать вопросы, относящиеся к личной жизни депутата, за исключением случаев грубого нарушения норм общественной морали и нравственности. Комиссия не рассматривает вопросы, относящиеся к осуществляемой в соответствии с законодательством политической деятельности депутата.
9. В случае подачи необоснованной жалобы, затрагивающей честь, достоинство, деловую репутацию депутата, депутат вправе защищать свои права в соответствии с действующим законодательством.
10. Комиссия принимает решение о наличии или отсутствии в действиях депутата нарушений Правил этики.
11. Комиссия на своем заседании может принять следующие решения:
- о нарушении Правил этики;
- об отсутствии нарушений Правил этики.
12. Комиссия, ее председатель могут предлагать следующие меры воздействия:
- объявить порицание на заседании Комиссии;
- объявить порицание на заседании Совета;
- предложить принести публичные извинения на заседании Совета;
- лишить права выступления на заседаниях, представительства от имени Совета.
13. Факты нарушений Правил этики могут быть доведены на основании решения Совета депутатов до сведения избирателей округа, в том числе и через средства массовой информации города Люберцы.
14. В случае если депутат не удовлетворен результатами рассмотрения своего заявления (обращения) на Комиссии, депутат вправе обратиться в Согласительную комиссию по этике либо в правоохранительные органы или в суд.
15. Избиратели и иные граждане, считающие себя оскорбленным словами, действиями депутата либо считающие, что поведение депутата не соответствует этическим нормам, вправе обратиться в Комиссию или в Согласительную комиссию по этике в письменной форме в виде заявления с изложением конкретных и достоверных фактов. Граждане несут установленную законодательством ответственность за достоверность представленной информации. Заявление гражданина рассматривается в порядке и сроки, установленные действующим законодательством для рассмотрения обращений граждан.
------------------------------------------------------------------