Типы документов

Реклама

Партнеры

Решение Московского областного суда от 29.05.2013 по делу N 3-60/13 <О признании недействующим пункта 4.2 раздела 4 приложения 1 к Закону Московской области от 26.12.2007 N 227/2007-ОЗ "О разграничении муниципального имущества между Озерским муниципальным районом Московской области и вновь образованными поселениями, входящими в его состав">



МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 29 мая 2013 г. по делу № 3-60/13

Московский областной суд в составе:
председательствующего судьи Власовой М.Г.,
при секретаре П.В.А.,
с участием прокурора Козловой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 3-60/13 по заявлению администрации Озерского муниципального района Московской области о признании недействующим пункта 4.2 раздела 4 Перечня муниципального имущества Озерского муниципального района Московской области, передаваемого в собственность городскому поселению Озеры Озерского муниципального района Московской области - приложения 1 к Закону Московской области от 26 декабря 2007 года № 227/2007-ОЗ "О разграничении муниципального имущества между Озерским муниципальным районом Московской области и вновь образованными поселениями, входящими в его состав"

установил:

Законом Московской области от 26 декабря 2007 года № 227/2007-ОЗ "О разграничении муниципального имущества между Озерским муниципальным районом Московской области и вновь образованными поселениями, входящими в его состав", опубликованным в газете "Ежедневные Новости. Подмосковье" № 3 от 12 января 2008 года и № 6 от 16 января 2008 года (спецвыпуск № 30), утвержден Перечень муниципального имущества Озерского муниципального района Московской области, передаваемого в собственность городскому поселению Озеры Озерского муниципального района Московской области, согласно приложению 1 к данному Закону (далее - Перечень) (л.д. 7-13, 190-220).
Согласно пункту 4.2 раздела 4 указанного Перечня в собственность городского поселения Озеры Озерского муниципального района Московской области передано имущество предназначенное для организации обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры - двухэтажное здание детской музыкальной школы, общей площадью 1823,4 кв. м, расположенное по адресу: Московская область, г. Озеры, д. 37 (л.д. 12, 192).
Администрация Озерского муниципального района Московской области обратилась в суд с заявлением о признании недействующим со дня принятия пункт 4.2 раздела 4 названного Перечня.
Обосновывая свои требования, заявитель ссылается на то, что передача здания музыкальной школы, указанного в оспариваемой норме, в муниципальную собственность городского поселения Озеры Озерского муниципального района является ошибочной, поскольку не соответствует критериям разграничения имущества, установленным Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Принятие оспариваемой нормы, по утверждению заявителя, противоречит ст. 15 и 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в силу положений которых здание музыкальной школы является объектом, который должен находиться в собственности муниципального района.
Передача данного здания в собственность поселения, указывает заявитель, лишает возможности Озерский муниципальный район осуществлять возложенные на него указанным Федеральным законом полномочия по организации предоставления дополнительного образования детям на территории муниципального района.
В судебном заседании представитель администрации Озерского муниципального района - К.А.Г. поддержал заявленные требования.
Представитель Московской областной Думы - М.Т.С. и представитель Губернатора Московской области - Г.Ю.И. в судебном заседании требования заявителя не признали и пояснили, что оспариваемое положение Закона Московской области от 26 декабря 2007 года № 227-ОЗ принято в пределах компетенции органов государственной власти Московской области, в соответствии с требованиями федерального законодательства и не нарушает права Озерского муниципального района Московской области. Представители данных заинтересованных лиц также указывают, что в случае невозможности исполнять возложенные на район обязанности по предоставлению дополнительного образования, ч. 4 ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ предоставляет возможность району заключить с городским поселением Озеры соглашение о передаче им этих полномочий за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджет поселения.
Представитель администрации городского поселения Озеры Озерского муниципального района Московской области - К.А.А. требования заявителя также не признал и пояснил, что передача здания музыкальной школы в собственность городского поселения для организации обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры было обусловлена тем, что значительная часть данного здания была занята Центральной районной библиотекой и муниципальным учреждением культуры "Централизованная библиотечная система". Каких-либо споров и разногласий по поводу передаваемого здания музыкальной школы не было, и перечень имущества был согласован и утвержден в установленном законом порядке. Довод заявителя о невозможности без данного здания осуществлять полномочия по организации дополнительного образования, представитель считает необоснованным, поскольку наличие недвижимости в собственности муниципальных образований не является обязательным условием для реализации данных полномочий. Каких-либо препятствий для дальнейшего размещения Озерской музыкальной школы в данном здании не имеется, поскольку городское поселение Озеры не намерено его перепрофилировать. В удовлетворении заявления представитель городского поселения Озеры просит отказать.
Представителями заинтересованных лиц, представлены также письменные возражения на заявление (л.д. 232-237, 298-299, 363-368).
Выслушав представителя заявителя, представителей заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего заявление подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом "н" части 1 статьи 72, части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации.
Статьями 83, 85 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) был установлен переходный период до 1 января 2009 года, в течение которого должна быть реализована реформа местного самоуправления, предусматривающая перераспределение имущества между муниципальными образованиями в соответствии с разграничением полномочий.
Порядок разграничения имущества между вновь образованными поселениями и муниципальными районами, в состав которых они входят, определен частью 11.1 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 122-ФЗ). В Московской области порядок разграничения имущества определялся также Законом Московской области от 2 ноября 2005 года № 231/2005-ОЗ "О порядке решения вопросов местного значения вновь образованных поселений на территории Московской области в переходный период" (утратил силу с 1 января 2009 года).
В соответствии с названными нормативными актами передача в процессе разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами производится в соответствии с установленными Федеральным законом № 131-ФЗ разграничением вопросов местного значения и установленными статьей 50 того же Федерального закона видами имущества. Муниципальные учреждения передаются единым имущественным комплексом (п. 11.1 ст. 154 Федерального закона № 122-ФЗ, ч. 3 ст. 3.1 Закона Московской области № 231/2005-ОЗ).
Таким образом, в силу названных норм, передаваемое имущество неразрывно связано с полномочиями муниципальных образований по решению вопросов местного значения.
Согласно пункту 11 части 1 статьи 15 Федерального закона № 131-ФЗ организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организации отдыха детей в каникулярное время, относится к вопросам местного значения муниципального района.
Пунктом 7 части 3 статьи 50 Федерального закона № 131-ФЗ в собственности муниципальных районов может находится имущество, предназначенное, для обеспечения общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего среднего (полного) общего образования, а также предоставления дополнительного образования и организации отдыха в каникулярное время.
Организация библиотечного обслуживания населения, а также создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры относится к вопросам местного значения поселения (п. 11, 12 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ). В связи с чем в собственности поселений могут находиться имущество библиотек поселения и имущество, предназначенное для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры (п. 7, 8 ст. 50 Федерального закона № 131-ФЗ).
Судом установлено, что более 20 лет в здании, обозначенном в оспариваемом пункте Перечня, располагается Озерская детская музыкальная школа. С 2006 года музыкальная школа переименована в муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Озерская детская музыкальная школа, с 2008 года - муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Озерская детская школа искусств" (далее - музыкальная школа) (л.д. 84, 120). Данное здание изначально предназначалось для Озерской музыкальной школы, находилось в оперативном управлении данной школы. Земельный участок под зданием находится в постоянном пользовании музыкальной школы и в собственности муниципального района с видом разрешенного использования - под здание музыкальной школы. Указанные обстоятельства подтверждаются копиями технических паспортов на здание за 1989 и 2008 годы, копиями соответствующих свидетельств о государственной регистрации права, кадастровым планом земельного участка, выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц, уставом музыкальной школы 2006, 2008, 2012 годов (л.д. 28, 29, 33-36, 37-64, 86-111, 121-166, 182, 185, 329-339, 340-348, 359-362) и не оспаривается заинтересованными лицами.
Также судом установлено, что до настоящего времени на здание музыкальной школы зарегистрировано право собственности Озерского муниципального района, который полностью несет расходы по его содержанию, что подтверждается объяснениями лиц, участвующих в деле, копией свидетельства о регистрации права от 31 марта 2012 года, выпиской из реестра собственности муниципального образования Озерский муниципальный район, справкой Озерского финансового управления Озерского муниципального района Московской области (л.д. 30, 184, 188-189).
В силу положений п.п. 1 п. 3 ст. 23 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании" и п. 1 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей, утвержденного приказом Минобрнауки России от 26 июня 2012 года № 504, а также в соответствии со свидетельством о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц, выписки из данного реестра, свидетельства о постановке организации на учет в налоговом органе, лицензиями на осуществление образовательной деятельности, свидетельством о государственной аккредитации, устава музыкальной школы (современное наименование - муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Озерская детская школа искусств"), данная школа является муниципальным образовательным учреждением дополнительного образования детей (л.д. 31, 32, 33-36, 37-61, 76-83, 121-145, 147-149, 177, 178, 179, 180, 357-358).
Таким образом, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что спорное здание всегда предназначалось, использовалось и используется до настоящего времени для предоставления Озерской музыкальной школой (Озерской школой искусств) дополнительного образования детям.
При таких обстоятельствах, учитывая, что согласно пункту 11 части 1 статьи 15 Федерального закона № 131-ФЗ организация предоставления дополнительного образования детям относится к вопросам местного значения муниципального района, здание музыкальной школы, переданное городскому поселению Озеры не относится к видам имущества, которое может находиться в собственности поселения, не имеющего полномочий по организации предоставления дополнительного образования детям.
Доводы представителя городского поселения Озеры о том, что нахождение данного здания в собственности городского поселения не препятствует осуществлению Озерским муниципальным районом возложенных на него законом полномочий по предоставлению дополнительного образования детям, поскольку поселение не намерено перепрофилировать указанное здание, суд находит несостоятельными, поскольку в этом случае указанное имущество подлежит перепрофилированию либо отчуждению в силу закона (ч. 5 ст. 50 Федерального закона № 131-ФЗ).
Ссылка представителя городского поселения Озеры, в обоснование своих возражений, на нахождение в здании музыкальной школы библиотеки, являющейся учреждением культуры, не может быть принята судом во внимание.
Как усматривается из материалов дела, действительно в здании музыкальной школы, с неустановленного периода времени, незначительную его часть (около 1/5) занимает библиотека, в настоящее время именуемая "Центр культуры и досуга городского поселения Озеры". С 2012 года отношения данного Центра и Озерской детской школы искусств регулируются договором аренды, где арендодателем является школа, а Центр - арендатором (л.д. 66-74, 176-172, 349-356). Однако данные обстоятельства, по мнению суда, не меняют целевого назначения указанного имущества как здания, предназначенного для предоставления дополнительного образования детям.
Доводы представителей заинтересованных лиц о том, что, в силу положений ч. 4 ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ, муниципальный район вправе заключить соглашение с городским поселением о передаче своих полномочия по организации предоставления дополнительного образования детям городскому поселению за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджет поселения, не могут служить основанием для отказа в удовлетворения заявления, поскольку заключение подобного соглашения является правом, а не обязанностью, как муниципального района, так и поселения, входящего в его состав. Кроме того, по смыслу указанной нормы, заключение соглашения о передаче полномочий не влечет передачу в собственность поселению имущества, принадлежащего муниципальному району и предназначенного для осуществления передаваемых полномочий.
Исходя из изложенного, заявление Озерского муниципального района Московской области подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194-198, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

заявление администрации Озерского муниципального района Московской области удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия пункт 4.2 раздела 4 Перечня муниципального имущества Озерского муниципального района Московской области, передаваемого в собственность городскому поселению Озеры Озерского муниципального района Московской области - приложения 1 к Закону Московской области от 26 декабря 2007 года № 227/2007-ОЗ "О разграничении муниципального имущества между Озерским муниципальным районом Московской области и вновь образованными поселениями, входящими в его состав".
На решение может быть подана апелляционная жалоба и принесено апелляционное представление прокурором в Верховный Суд Российской Федерации через Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья
М.Г. Власова


------------------------------------------------------------------