Типы документов

Реклама

Партнеры

Решение Арбитражного суда МО от 24.06.2013 по делу N А41-7740/13 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим распоряжения Мособлкомцен от 30.10.2012 N 101-Р "Об отмене пункта 1 решения Совета депутатов Раменского муниципального района Московской области от 14.12.2011 N 14/6-СД">



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 24 июня 2013 г. по делу № А41-7740/13

Резолютивная часть объявлена 18 июня 2013
Полный текст решения изготовлен 24 июня 2013
Арбитражный суд Московской области в составе председательствующий судьи М.В. Козловой, судей Валюшкиной В.В., Кудрявцевой Е.И., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания С.А.С., рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Совета депутатов Раменского муниципального района Московской области к Комитету по ценам и тарифам Московской области об оспаривании распоряжения Комитета по ценам и тарифам Московской области от 30.10.2012 г. № 101-р "Об отмене пункта 1 решения Совета депутатов Раменского муниципального района Московской области от 14.12.2011 № 14/6-СД",
при участии в заседании:
смотри протокол судебного заседания

установил:

Совет депутатов Раменского муниципального района Московской области обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Комитету по ценам и тарифам Московской области об оспаривании распоряжения Комитета по ценам и тарифам Московской области от 30.10.2012 г. № 101-р "Об отмене пункта 1 решения Совета депутатов Раменского муниципального района Московской области от 14.12.2011 № 14/6-СД".
Отводов нет.
Представитель Совета депутатов Раменского муниципального района Московской области поддержал заявленные требования по мотивам, изложенным в заявлении.
Представитель Комитета по ценам и тарифам Московской области требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве.
Исследовав материалы дела, арбитражный суд установил.
В связи с обращением Федеральной службы по тарифам и на основании приказа Комитета по ценам и тарифам Московской области от 15.08.2012 № 76 Комитетом по ценам и тарифам Московской области проведено мероприятие по государственному контролю в форме внеплановой выездной проверки в отношении Совета депутатов Раменского муниципального района Московской области (далее - Совет депутатов) по вопросу соблюдения обязательных требований законодательства в сфере ценообразования за период 2011-2012 годы.
В результате проверки было установлено, что советом депутатов принято решение от 14.12.2011 № 14/6-СД "Об установлении на 2012 год инвестиционной составляющей в виде надбавок к тарифам для всех групп потребителей на услуги теплоснабжения для ОАО "Раменская теплосеть" и услуги водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод для ОАО "Раменский водоканал", согласно которому с 01.01.2012 по 30.06.2012 для ОАО "Раменская теплосеть" инвестиционную составляющую в виде надбавки к тарифу на услуги тепловой энергии в размере 88,84 руб./Гкал (без НДС) и с 01.07.2012 по 31.12.2012 в размере 95 руб. 65 коп./Гкал (без НДС), что отражено в п. 1 указанного решения.
При этом на момент принятия вышеуказанного решения совета депутатов вступил в силу Федеральный закон от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении", исходя из положений статей 5 и 6 которого с момента вступления в силу данного правового акта установление органами местного самоуправления надбавок к регулируемым тарифам в сфере теплоснабжения не предусмотрено. Полномочиями на регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию совет депутатов в порядке частей 6 и 7 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Федеральный закон от 27.07.2010 № 190-ФЗ не наделялся. Таким образом, решение совета депутатов от 14.12.2011 № 14/6-СД в части установления для ОАО "Раменская теплосеть инвестиционной составляющей в виде надбавок к тарифу на услуги тепловой энергии на 2012 год принято с нарушением законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.
Комитет по ценам и тарифам Московской области пришел к выводу о нарушении Советом депутатов Раменского муниципального района Московской области законодательства Российской Федерации в области регулирования тарифов. На основании материалов внеплановой проверки Комитетом по ценам и тарифам Московской области вынесено постановление от 14.11.2012 по делу об административном правонарушении № 34/08-11-2012, в соответствии с которым Совет депутатов Раменского муниципального района Московской области признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ и освобожден от административной ответственности в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ в связи с малозначительностью.
Комитетом по ценам и тарифам Московской области было принято распоряжение от 30.10.2012 г. № 101-р "Об отмене пункта 1 решения Совета депутатов Раменского муниципального района Московской области от 14.12.2011 № 14/6-СД".
С указанным решением совет депутатов не согласился, обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконным распоряжения Комитета по ценам и тарифам Московской области от 30.10.2012 № 101-р "Об отмене пункта 1 решения Совета депутатов Раменского муниципального района Московской области от 14.12.2011 № 14/6-СД".
Арбитражный суд считает, что заявленные требования подлежат оставлению без удовлетворения по следующим основаниям.
При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт. Арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме (части 4 и 5 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт уполномоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений (пункт 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части").
В данном случае распоряжение Комитета по ценам и тарифам Московской области от 30.10.2012 г. № 101-р "Об отмене пункта 1 решения Совета депутатов Раменского муниципального района Московской области от 14.12.2011 № 14/6-СД" признается судом нормативным правовым актом, так как вносит изменения в решение Совета депутатов Раменского муниципального района Московской области от 14.12.2011 № 14/6-СД, имеющее признаки нормативного правового акта, указанные в постановлении Пленума Верховного Суда РФ, как то: принято органом местного самоуправления, устанавливает правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и направлено на урегулирование общественных отношений в сфере теплоснабжения.
В соответствии со ст. 1, 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ тарифы в сфере теплоснабжения - система ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за тепловую энергию (мощность), теплоноситель и за услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя. Тарифы подлежат обязательному государственному регулированию.
Регулируемыми видами деятельности являются виды деятельности в сфере теплоснабжения, при осуществлении которых расчеты за товары, услуги в сфере теплоснабжения осуществляются по ценам (тарифам), подлежащим в соответствии с настоящим Федеральным законом государственному регулированию, а именно: реализация тепловой энергии (мощности), теплоносителя, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, при которых допускается установление цены реализации по соглашению сторон договора; оказание услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя; оказание услуг по поддержанию резервной тепловой мощности, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, при которых допускается установление цены услуг по соглашению сторон договора.
Статьей 10 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ установлено, что государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, установленных названным Федеральным законом, в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения, правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения.
Разногласия, связанные с установлением тарифов и (или) их предельных уровней, рассматриваются Федеральной службой по тарифам в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, что установлено пунктом 24 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 674.
Данный порядок регулируется Правилами рассмотрения разногласий, возникающих между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления поселений, городских округов, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, и потребителям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 05.11.2003 № 109.
Таким органом, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05.11.2003 № 674, является Федеральная служба по тарифам.
В силу п. 19 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ органом регулирования в сфере теплоснабжения является уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) либо орган местного самоуправления поселения или городского округа в случае наделения соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации, осуществляющие регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.
Согласно ч. 2, 3 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ федеральный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения устанавливает предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям; органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) устанавливают тарифы, перечень которых приведен в ст. 8 названного Федерального закона, за исключением предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более, предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в срок, определяемый Правительством Российской Федерации, устанавливают тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в том числе населению, в рамках указанных предельных уровней тарифов.
Постановлением Правительства Московской области от 01.11.2011 № 1321/46 "О формировании Комитета по ценам и тарифам Московской области" образован центральный исполнительный орган государственной власти Московской области - Комитет по ценам и тарифам Московской области, которому переданы полномочия по государственному регулированию цен (тарифов) в том числе и по теплоснабжению, а также утверждено Положение о Комитете по ценам и тарифам Московской области.
Пунктом 1 указанного Положения установлено, что Комитет по ценам и тарифам Московской области (далее - Комитет) является центральным исполнительным органом государственной власти Московской области, проводящим государственную политику и осуществляющим на коллегиальной основе межотраслевое управление, координацию по вопросам государственного регулирования и осуществления контроля за применением цен (тарифов), а также функциональное регулирование в указанной сфере деятельности.
Согласно подп. 12.2 Комитет осуществляет полномочия по установления цен (тарифов), в том числе, на:
тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии (мощности), составляющей 25 мегаватт и более, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней указанных тарифов;
тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям тепловой энергии (мощности), в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней указанных тарифов, а также на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям;
теплоноситель, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям тепловой энергии (мощности), другим теплоснабжающим организациям;
услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя.
Кроме того, Комитет осуществляет контроль за применением регулируемых Комитетом цен (тарифов) с проведением проверки хозяйственной деятельности организаций, осуществляющих деятельность в сфере ценового и тарифного регулирования, в части обоснованности величины цен (тарифов) и правильности их применения (подп. п. 12.8).
Полномочия, имеющие непосредственное отношение к рассматриваемому спору указаны в 12.21 Положения, согласно которому Комитет осуществляет принятие по вопросам, находящимся в компетенции Комитета, правовых актов нормативного характера - распоряжений, действующих на всей территории Московской области и обязательных для государственных органов Московской области и государственных учреждений Московской области, а также органов местного самоуправления, юридических и физических лиц.
С учетом изложенного, Комитет является органом государственного регулирования и осуществления контроля за применением цен (тарифов) и осуществляет полномочия по принятию распоряжений по вопросам своей компетенции, обязательных для органов муниципального уровня.
Постановление Правительства РФ от 03.03.2004 № 123 "Об утверждении Правил отмены решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов" определяет порядок отмены решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, принятых с превышением полномочий, установленных нормативными правовыми актами в сфере ценообразования в области электроэнергетики и теплоснабжения, и решений об утверждении тарифов в сфере горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, принятых ими с нарушением законодательства Российской Федерации, а также решений органов местного самоуправления поселений или городских округов, принятых с превышением переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию либо противоречащих законодательству Российской Федерации в сфере теплоснабжения, и решений, принятых ими в рамках реализации полномочий, переданных им в соответствии с частью 2 статьи 5 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении", если такие решения противоречат законодательству Российской Федерации.
Согласно п. 4 указанных Правил они определяют порядок отмены решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, принятых с превышением полномочий, установленных нормативными правовыми актами в сфере ценообразования в области электроэнергетики и теплоснабжения, и решений об утверждении тарифов в сфере горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, принятых ими с нарушением законодательства Российской Федерации, а также решений органов местного самоуправления поселений или городских округов, принятых с превышением переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию либо противоречащих законодательству Российской Федерации в сфере теплоснабжения, и решений, принятых ими в рамках реализации полномочий, переданных им в соответствии с частью 2 статьи 5 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении", если такие решения противоречат законодательству Российской Федерации (далее - решение).
Федеральный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов (орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов) может рассмотреть вопрос об отмене решения по собственной инициативе на основании материалов, подтверждающих наличие нарушений, указанных в пункте 1 настоящих Правил.
Отменяя п. 1 вышеуказанного решения Совета депутатов, Комитет по ценам и тарифам Московской области в оспариваемом распоряжении правомерно и обосновано указал, что на момент принятия решения Совета депутатов от 14.12.2011 № 14/6-СД вступил в силу Федеральный закон от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении", исходя из положений которого не предусмотрено установление надбавок к регулируемым тарифам в сфере теплоснабжения органами местного самоуправления.
Указанный вывод не оспаривается Советом депутатов, однако, заявитель ссылается, что период действия надбавки на тариф установлен на срок реализации инвестиционной программы принятой 08.12.2010, т.е. до 01.01.2011, момента вступления в действия поправок к федеральному закону "О теплоснабжении" № 210-ФЗ, в связи с чем, по его мнению, он имел право устанавливать надбавку на 2012 г.
Вместе с тем, статьей 3 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" определены общие принципы регулирования тарифов и надбавок, в том числе: установление тарифов и надбавок, обеспечивающих финансовые потребности организаций коммунального комплекса, необходимые для реализации их инвестиционных программ.
В силу части 1 статьи 5, частей 11-12 статьи 11 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ утверждение инвестиционной программы организаций коммунального комплекса, установление надбавки к ценам (тарифам) для потребителей относится к компетенции представительного органа местного самоуправления.
Согласно ч. 12 статьи 11 указанного Закона после утверждения представительным органом муниципального образования инвестиционной программы организаций коммунального комплекса, установления надбавки к ценам (тарифам) для потребителей орган регулирования муниципального образования устанавливает надбавку к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
Статья 15 Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 210-ФЗ устанавливала особенности регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере теплоснабжения и определяла, что финансирование инвестиционных программ организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере теплоснабжения, необходимых для реализации программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, осуществляется в порядке, аналогичном порядку, установленному статьями 10-12, частями 4 и 5 статьи 13 и частью 4 статьи 14 настоящего Федерального закона, в соответствии с порядком, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
В связи с изменениями, предусмотренными Федеральным законом от 27.07.2010 № 191-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О теплоснабжении" только с 01 января 2011 года из Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 210-ФЗ были исключены положения по регулированию тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса в сфере теплоснабжения, в том числе была признана утратившей силу и статья 15.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 191-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О теплоснабжении" вышеуказанные изменения вступают в силу с 1 января 2011 года.
Согласно п. 5 ст. 29 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении", регулируемые надбавки к тарифам на тепловую энергию (мощность), надбавки к тарифам на товары, услуги организаций коммунального комплекса в сфере теплоснабжения, установленные в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняют свое действие до окончания периода, на который они установлены.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, решением Совета депутатов от 08.12.2010 № 14/2-СД "О принятии Инвестиционной программы муниципального унитарного предприятия Раменского района "Раменское ПО ТВК" "Развитие системы теплоснабжения Раменского муниципального района на 2011-2013 гг." была принята Инвестиционная программа Раменского района "Раменское ПО ТВК" "Развитие системы теплоснабжения Раменского муниципального района 2011-2013 гг.".
На момент принятия вышеуказанного решения Совета депутатов в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 № 201-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" обладал полномочиями по принятию инвестиционных программ.
Вместе с тем, в нарушение частей 6 и 7 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении", не имея полномочий на установление надбавок к тарифам, совет депутатов принял решение от 14.12.2011 № 14/6-СД "Об установлении на 2012 год инвестиционной составляющей в виде надбавки к тарифам для всех групп потребителей на услугу теплоснабжения для ОАО "Раменская теплосеть" и услуги водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод для ОАО "Раменский водоканал", поскольку данными полномочиями наделен Комитет по ценам и тарифам Московской области, согласно части 3 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении".
Таким образом, распоряжение от 30.10.2012 г. № 101-р "Об отмене пункта 1 решения Совета депутатов Раменского муниципального района Московской области от 14.12.2011 № 14/6-СД" не нарушает права и законные интересы заявителя.
Суд также не может признать обоснованной позицию Совета депутатов, что в период с 20 августа по 14 сентября 2012 года Комитетом по ценам и тарифам Московской области проводилась внеплановая выездная проверки, в ходе которой каких-либо нарушений обязательных требований законодательства в сфере ценообразования за период с 2011-2012 годы не выявлено, поскольку она по правилам статей 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не относимое и не допустимое доказательство по рассматриваемому предмету спора.
Согласно части 5 статьи 194 АПК РФ арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме.
Как уже было указано выше, судом не установлено несоответствия оспариваемого нормативного положения законодательству Российской Федерации.
При наличии установленных обстоятельств дела, заявленные требования подлежат отклонению.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

В удовлетворении заявления Совета депутатов Раменского муниципального района Московской области отказать.
Решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта вступает в законную силу немедленно после его принятия.
Решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Московского округа в течение месяца со дня его принятия.

Председательствующий
М.В. Козлова

Судьи
В.В. Валюшкина
Е.И. Кудрявцева


------------------------------------------------------------------