Решение Арбитражного суда МО от 21.01.2013 по делу N А41-40060/12 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим подпункта 7 пункта 2 решения Совета депутатов сельского поселения Баранцевское Чеховского муниципального района МО от 27.08.2008 N 2/29 в части слов "физических и юридических лиц", "за исключением индивидуального жилищного строительства">
АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 21 января 2013 г. по делу № А41-40060/12
Резолютивная часть решения объявлена 16 января 2013 года
Полный текст решения изготовлен 21 января 2013 года
Арбитражный суд Московской области в составе председательствующего судьи Кудрявцевой Е.И., судей Козловой М.В., Морхата П.М.
при ведении протокола судебного заседания помощником Л.Ю.А.
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению
ООО "С", ООО "С.М", ООО "Э"
к Совету депутатов сельского поселения Баранцевское Чеховского муниципального района Московской области
о признании подпункта 7 пункта 2 решения Совета депутатов сельского поселения Баранцевское Чеховского муниципального района Московской области от 27.08.2008 № 2/29 "Об установлении ставок земельного налога и введение его в действие на территории сельского поселения Баранцевское" в части содержащихся в данном пункте слов и словосочетаний "физических и юридических лиц", "за исключением индивидуального жилищного строительства" недействующим и несоответствующим положениям абзаца 2 подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации
при участии в заседании:
от заявителей - Л.В.В.,
от заинтересованного лица - С.В.А., К.Е.В.,
установил:
ООО "С", ООО "С.М", ООО "Э" обратились в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Совету депутатов сельского поселения Баранцевское Чеховского муниципального района Московской области о признании подпункта 7 пункта 2 решения Совета депутатов сельского поселения Баранцевское Чеховского муниципального района Московской области от 27.08.2008 № 2/29 "Об установлении ставок земельного налога и введение его в действие на территории сельского поселения Баранцевское" в части содержащихся в данном пункте слов и словосочетаний "физических и юридических лиц", "за исключением индивидуального жилищного строительства" недействующим и несоответствующим положениям абзаца 2 подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель заявителей требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении, полагая, что нормативный правовой акт в оспариваемой части не соответствует положениям абзаца 2 подпункта 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ.
Представитель заинтересованного лица против удовлетворения требований возражал по основаниям, изложенным в отзыве, указав, что оспариваемый нормативный правовой акт определяет налоговые ставки в соответствии с главой 31 Налогового кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что решением Совета депутатов сельского поселения Баранцевское Чеховского муниципального района Московской области от 27.08.2008 № 2/29 "Об установлении ставок земельного налога и введение его в действие на территории сельского поселения Баранцевское" на территории сельского поселения Баранцевское с 01.01.2009 были установлены ставки земельного налога.
ООО "С.М" имеет на праве собственности земельный участок с кадастровым номером 50:31:0060313:0042, общей площадью 349400 кв. м, категория - земли поселений, под застройку жилыми и нежилыми строениями, расположенный по адресу: Московская область, Чеховский район, с.о. Баранцевский, в районе д. Баранцево, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права от 18.11.2010 (л.д. 39).
ООО "Э" имеет на праве собственности земельный участок с кадастровым номером 50:31:0060313:442, общей площадью 1669 кв. м, категория - земли населенных пунктов, под застройку жилыми и нежилыми строениями, расположенный по адресу: Московская область, Чеховский район, СП Баранцевское, в районе д. Попово, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права от 10.06.2010 (л.д. 47).
ООО "С" имеет на праве собственности земельный участок с кадастровым номером 50:31:0062703:0006, общей площадью 22365 кв. м, категория - земли поселений, под застройку жилыми и нежилыми строениями, расположенный по адресу: Московская область, Чеховский район, Баранцевский с.о., с. Новый Быт, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права от 28.07.2010 (л.д. 49).
В обоснование заявленных требований ООО "С", ООО "С.М", ООО "Э" указывают, что словосочетания "физических и юридических лиц", "за исключением индивидуального жилищного строительства", содержащиеся в подпункте 7 пункта 2 решения Совета депутатов сельского поселения Баранцевское Чеховского муниципального района Московской области от 27.08.2008 № 2/29, ограничивают их право на применение ставки земельного налога в размере 0,3% от кадастровой стоимости земельных участков и возлагают на них обязанность уплачивать земельный налог в большем размере, применяя ставку 1,5% от кадастровой стоимости земельных участков, что не соответствует положениям абзаца 2 подпункта 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ.
Изучив материалы дела, оценив представленные доказательства, заслушав представителей участвующих в деле лиц, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
В силу ч. 1 ст. 192 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ст. 15 НК РФ земельный налог относится к местным налогам.
В соответствии с п. 4 ст. 12 НК РФ местными налогами признаются налоги, которые установлены настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований, если иное не предусмотрено настоящим пунктом и пунктом 7 настоящей статьи.
Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах.
Земельный налог и налог на имущество физических лиц устанавливаются настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих поселений (межселенных территориях), городских округов, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи. Земельный налог и налог на имущество физических лиц вводятся в действие и прекращают действовать на территориях поселений (межселенных территориях), городских округов в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах.
Статьей 387 НК РФ определено, что земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, порядок и сроки уплаты налога.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 10 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится кроме прочего установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно ст. 388 НК РФ в редакции, действовавшей в спорный период, налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно ст. 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать:
1) 0,3 процента в отношении земельных участков:
отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;
занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;
приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;
2) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.
Решением Совета депутатов сельского поселения Баранцевское Чеховского муниципального района Московской области от 27.08.2008 № 2/29 "Об установлении ставок земельного налога и введение его в действие на территории сельского поселения Баранцевское" (пункт 2 решения) на территории сельского поселения Баранцевское с 01.01.2009 установлены ставки земельного налога, в том числе, в размере:
- 0,3% от кадастровой стоимости земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 2 в течение трехлетнего срока строительства, начиная с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.
В случае завершения такого жилищного строительства и государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости до истечения трехлетнего срока строительства сумма налога, уплаченного за этот период сверх суммы налога, исчисленной с учетом коэффициента 1, признается суммой излишне уплаченного налога и подлежит зачету (возврату) налогоплательщику в общеустановленном порядке.
В отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 4 в течение периода, превышающего трехлетний срок строительства, вплоть до даты государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости (подпункт 7 пункта 2);
- 1,5% от кадастровой стоимости прочих земельных участков, не указанных в подпунктах 1-10 настоящего пункта (подпункт 11 пункта 2).
Суд считает, что налоговая ставка, установленная подпунктом 7 пункта 2 решения Совета депутатов сельского поселения Баранцевское Чеховского муниципального района Московской области от 27.08.2008 № 2/29 "Об установлении ставок земельного налога и введение его в действие на территории сельского поселения Баранцевское" в отношении земельных участков предоставленных (приобретенных) в собственность на условиях осуществления на них жилищного строительства в размере 0,3% от кадастровой стоимости земельного участка, не превышает максимальный предел налоговой ставки - 0,3% от кадастровой стоимости земельного участка), установленной абзацем 2 подпункта 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ.
При этом ссылка в подпункте 7 пункта 2 решения Совета депутатов сельского поселения Баранцевское Чеховского муниципального района Московской области от 27.08.2008 № 2/29 "Об установлении ставок земельного налога и введение его в действие на территории сельского поселения Баранцевское" на субъектный состав - "физические и юридические лица" не противоречит положениям Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку плательщиками земельного налога являются организации и физические лица, а указание - "за исключением индивидуального жилищного строительства" не нарушает права заявителей, поскольку согласно представленным в материалы дела Свидетельствам о государственной регистрации права вид разрешенного использования земельных участков - "под застройку жилыми и нежилыми строениями".
С учетом изложенного судом не принимается в качестве доказательства лингвистическое толкование положений подпункта 7 пункта 2 решения Совета депутатов сельского поселения Баранцевское Чеховского муниципального района Московской области от 27.08.2008 № 2/29, изложенное в заключение специалиста АНО "Центра судебных экспертиз по ЦФО" 25.07.2012.
Кроме того, в соответствии с пунктом 15 ст. 396 НК РФ (в ред. Федерального закона от 24.07.2007 № 216-ФЗ) в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 2 в течение трехлетнего срока строительства начиная с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости. В случае завершения такого жилищного строительства и государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости до истечения трехлетнего срока строительства сумма налога, уплаченного за этот период сверх суммы налога, исчисленной с учетом коэффициента 1, признается суммой излишне уплаченного налога и подлежит зачету (возврату) налогоплательщику в общеустановленном порядке.
В отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 4 в течение периода, превышающего трехлетний срок строительства, вплоть до даты государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.
Таким образом, оспариваемые положения подпункта 7 пункта 2 решения Совета депутатов сельского поселения Баранцевское Чеховского муниципального района Московской области от 27.08.2008 № 2/29 "Об установлении ставок земельного налога и введение его в действие на территории сельского поселения Баранцевское" соответствуют положениям Налогового кодекса Российской Федерации.
Судом не установлено, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают права и законные интересы заявителей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 195,196 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
в удовлетворении заявления ООО "С", ООО "С.М", ООО "Э" о признании подпункта 7 пункта 2 решения Совета депутатов сельского поселения Баранцевское Чеховского муниципального района Московской области от 27.08.2008 № 2/29 "Об установлении ставок земельного налога и введение его в действие на территории сельского поселения Баранцевское" в части содержащихся в данном пункте слов и словосочетаний "физических и юридических лиц", "за исключением индивидуального жилищного строительства" недействующим и несоответствующим положениям абзаца 2 подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации отказать.
Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия.
Решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Московского округа в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.
Председательствующий судья
Е.И. Кудрявцева
Судья
М.В. Козлова
Судья
П.М. Морхат
------------------------------------------------------------------