Типы документов

Реклама

Партнеры

Решение Московского областного суда от 24.01.2013 по делу N 3-8/13 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим постановления Правительства МО от 09.11.2006 N 1047/43 "Об утверждении нормативов потребления природного газа населением при отсутствии приборов учета газа">



МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 24 января 2013 г. по делу № 3-8/13

Московский областной суд в составе:
председательствующего судьи Власовой М.Г.,
при секретаре Д.А.А.,
с участием прокурора Козловой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 3-8/13 по заявлению С.Д.Л. о признании недействующим в части постановления Правительства Московской области от 9 ноября 2006 года № 1047/43 "Об утверждении нормативов потребления природного газа населением при отсутствии приборов учета газа"

установил:

С.Д.Л. обратился в Московский областной суд с заявлением об оспаривании в части постановления Правительства Московской области от 9 ноября 2006 года № 1047/43 "Об утверждении нормативов потребления природного газа населением при отсутствии приборов учета газа", от 17 декабря 2010 года № 1132/59 "Об утверждении цен на природный газ, реализуемый населению Московской области" и об оспаривании в части распоряжения Комитета по ценам и тарифам Московской области от 27 апреля 2012 года № 36-Р "Об установлении цен на природный газ, реализуемый населению Московской области".
Определением суда от 24 января 2013 года производство по делу в части оспаривания постановления Правительства Московской области от 17 декабря 2010 года № 1132/59 и распоряжения Комитета по ценам и тарифам Московской области от 27 апреля 2012 года № 36-Р прекращено на основании п. 1 ч. 1 ст. 132 абз. 2 ст. 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (л.д. 238-241).
Оспаривая постановление Правительства Московской области от 9 ноября 2006 года № 1047/43 "Об утверждении нормативов потребления природного газа населением при отсутствии приборов учета газа", С.Д.Л. просит суд признать данный нормативный правовой акт противоречащим федеральному законодательству и недействующим с момента принятия в части примечания к нему (л.д. 9-6, 83-88, 115-116).
Указанным примечанием к постановлению Правительства Московской области от 9 ноября 2008 года № 1047/43 предусмотрено, что при наличии установленных и подключенных бытовых газовых плит и газовых водонагревателей в жилых помещениях (жилых домах, квартирах, комнатах) независимо от формы собственности в случае отсутствия в них постоянно проживающих граждан нормативы потребления природного газа определяются в целом на жилое помещение (жилой дом, квартиру, комнату) исходя из среднестатистического количества членов семьи Московской области (2,7 чел.). При предоставлении в филиал Государственного унитарного предприятия газового хозяйства Московской области справок администрации муниципального образования о количестве проживающих в жилом помещении (жилом доме, квартире, комнате) норматив потребления природного газа принимается на 1 человека.
Обосновывая свои требования, С.Д.Л. указывает, что он постоянно проживает в Тверской области и одновременно является собственником газифицированной квартиры, расположенной на территории на которую распространяется действие постановления Правительства Московской области от 9 ноября 2006 года № 1047/43. В принадлежащей ему - заявителю квартире никто не проживает и прибор учета фактического потребления газа (счетчик) не установлен.
С.Д.Л. полагает, что постановление Правительства Московской области от 9 ноября 2006 года № 1047/43 противоречит нормам гражданского законодательства, а именно положениям п. 1 ст. 454, п. 2 ст. 1, п. 1 ст. 421 ГК РФ, закрепляющим принцип свободы договора и исключающим возможность понуждения граждан к оплате услуг, которые им не оказывались, а также нарушает его - заявителя права как потребителя коммунальных услуг.
Кроме того, указывает заявитель, названное постановление Правительства Московской области в оспариваемой части способствует неосновательному обогащению (ст. 1102 ГК РФ) газоснабжающих организаций, которые на основании данного нормативного правового акта взимают с граждан плату за непотребленный ими газ.
В судебное заседание заявитель С.Д.Л. не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.
Представитель С.Д.Л. - Т.Б.В. в судебном заседании поддержал требования своего доверителя.
Представитель Правительства Московской области - Г.Ю.И., а также представители Комитета по ценам и тарифам Московской области - Л.Н.А. и ГУП МО "Мособлгаз" - Б.А.Л. требовании заявителя не признали и пояснили, что оспариваемые положения постановления Правительства Московской области от 9 ноября 2006 года № 1047/43 приняты в пределах полномочий Правительства Московской области, не противоречат федеральному законодательству и не нарушает права, свободы или законные интересы С.Д.Л. Представители заинтересованных лиц представили также письменные возражения на заявление (л.д. 40-43, 44-46, 103-106).
Выслушав объяснения представителя заявителя, представителей заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего в удовлетворении заявления отказать, суд приходит к следующему.
В силу положений ч. 1, 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги (в том числе за газ) рассчитывается исходя из объема потребляемого газа, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации 13 июня 2006 года приняло постановление № 373 "О порядке установления нормативов потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа". В соответствии с данным постановлением нормативы потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа (нормативы потребления коммунальных услуг в части газоснабжения) устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации на основании норм потребления при отсутствии приборов учета газа. При этом нормы для соответствующего субъекта Российской Федерации не могут быть ниже минимально допустимых норм потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа, установленных в приложении к указанному постановлению Правительства Российской Федерации.
Постановлением Правительства Московской области от 9 ноября 2006 года № 1047/43 "Об утверждении нормативов потребления природного газа населением при отсутствии приборов учета газа", частично оспариваемого заявителем, утверждены нормативы потребления природного газа населением при отсутствии приборов учета газа. Данные нормативы установлены в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306, и Методикой расчета потребления природного газа населением при отсутствии приборов учета газа, утвержденной приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 13 июля 2006 года № 83.
В соответствии с данными нормативными правовыми актами размер платы за газ зависит от направления использования природного газа, количества человек, постоянно проживающих в жилом помещении, и площади этого помещения.
Поскольку при отсутствии сведений о количестве проживающих определить среднемесячный платеж за газ, исходя из нормы потребления на одного человека, невозможно, в оспариваемом заявителем примечании к нормативам потребления природного газа населением при отсутствии приборов учета газа, утвержденным постановлением Правительства Московской области от 9 ноября 2006 года № 1047/43, установлено, что при наличии установленных и подключенных газовых плит и газовых водонагревателей в жилых помещениях независимо от формы собственности в случае отсутствия в них постоянно проживающих граждан нормативы потребления природного газа определяются в целом на жилое помещение исходя из среднестатистического количества членов семьи Московской области - 2,7 человек. В случае наличия проживающих в данном жилом помещении и предоставлении об этом соответствующих справок администрации муниципального образования в филиал ГУП газового хозяйства Московской области норматив потребления природного газа принимается на 1 человека.
Суд, проанализировав вышеназванные нормы федерального и областного законодательства, приходит к выводу о том, что оспариваемые положения постановления Правительства Московской области от 9 ноября 2006 года № 1047/43 "Об утверждении нормативов потребления природного газа населением при отсутствии приборов учета газа" приняты в пределах полномочий Правительства Московской области, соответствуют действующему федеральному законодательству и не нарушают права С.Д.Л. как потребителя коммунальных услуг.
Довод заявителя о том, что он не должен оплачивать газ, поскольку не проживает в принадлежащем ему жилом помещении и, соответственно, не потребляет газ, является необоснованным.
Согласно ч. 11 ст. 155 Жилищного кодекса РФ неиспользование собственниками помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Кроме того, заявитель не лишен возможности установить прибор учета газа и оплачивать газ за фактически принятое его количество либо произвести отключение газового оборудования в установленном порядке.
Ссылка заявителя в обоснование своих требований на нормы гражданского законодательства (п. 1 ст. 454, п. 2 ст. 1, п. 1 ст. 421, 1102) не может быть принята судом во внимание, поскольку оспариваемым нормативным правовым актом урегулированы вопросы ценообразования, которые нормами гражданского законодательства не регулируются.
Учитывая изложенное, суд не усматривает оснований для удовлетворения заявления С.Д.Л.
Руководствуясь ст. 194-198, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

заявление С.Д.Л. о признании недействующим в части постановления Правительства Московской области от 9 ноября 2006 года № 1047/43 "Об утверждении нормативов потребления природного газ населением при отсутствии приборов учет газа" оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба и принесено апелляционное представление прокурором в Верховный Суд Российской Федерации через Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решении суда в окончательной форме.

Судья
М.Г. Власова


------------------------------------------------------------------