Постановление Мособлдумы от 31.01.2013 N 7/42-П "Об Отчете о деятельности Комитета по вопросам государственной власти и региональной безопасности за 2012 год"
МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 января 2013 г. № 7/42-П
ОБ ОТЧЕТЕ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМИТЕТА ПО ВОПРОСАМ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И РЕГИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
ЗА 2012 ГОД
Рассмотрев Отчет о деятельности Комитета по вопросам государственной власти и региональной безопасности за 2012 год, в соответствии с пунктом 14 раздела III Положения о комитетах Московской областной Думы, утвержденного постановлением Московской областной Думы от 23.04.2009 № 12/77-П, Московская областная Дума постановила:
Принять к сведению Отчет о деятельности Комитета по вопросам государственной власти и региональной безопасности за 2012 год. (Приложение.)
Председатель
Московской областной Думы
И.Ю. Брынцалов
Приложение
к постановлению
Московской областной Думы
от 31 января 2013 г. № 7/42-П
ОТЧЕТ
О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМИТЕТА ПО ВОПРОСАМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ВЛАСТИ И РЕГИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЗА 2012 ГОД
Комитет по вопросам государственной власти и региональной безопасности Московской областной Думы (далее - Комитет) осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением о Комитете, утвержденным постановлением Московской областной Думы от 02.02.2012 № 17/5-П.
В состав Комитета входят депутаты Московской областной Думы:
Алексеев В.К. - председатель Комитета, член фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ";
Черкасов Н.И. - заместитель председателя Комитета, член фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ";
Князев С.Н. - член Комитета, член фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ";
Федоров С.В. - член Комитета, член фракции КПРФ;
Сапа А.А. - член Комитета, член фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".
Обеспечение деятельности Комитета осуществляет аппарат Комитета, состоящий из руководителя аппарата Комитета Царева С.А., консультантов: Валиева И.Г., Гайдукова Р.Н., Иванова А.В., Слесаревой А.А., Туник Г.А., Аристовой С.В. и главного специалиста Хрусталевой Г.А.
В 2012 году Комитет уделял внимание правовому регулированию всех находящихся в ведении Комитета вопросов, особенно:
организации государственной власти;
порядка проведения выборов;
прохождения государственной гражданской и муниципальной службы;
деятельности правоохранительных и судебных органов;
назначения и деятельности мировых судей Московской области;
административно-территориального устройства Московской области.
За отчетный период Комитет как ответственный исполнитель подготовил к рассмотрению Думой более 70 законопроектов. Из них принято в целом - 67, в том числе 27 внесены Комитетом. Принято за основу - 3. Одобрено - 2. Отклонен - 1. Находятся на рассмотрении Комитета - 2.
Кроме того, в течение года 3 законопроекта после всестороннего анализа целесообразности их принятия и тщательной правовой экспертизы в Государственно-правовом управлении и Комитете были авторами отозваны. Это проекты законов Московской области "О государственной поддержке создания и деятельности в Московской области многофункциональных центров по оказанию государственных и муниципальных услуг", "О внесении изменений в Закон Московской области "О Московской областной Думе" и "О внесении изменений в Закон Московской области "О статусе депутата Московской областной Думы". Это тоже результат повседневной деятельности Комитета.
В 2012 году несколько раз в Устав Московской области вносились изменения.
Законом Московской области № 50/2012-ОЗ "О поправках к Уставу Московской области" внесены изменения, касающиеся организации и деятельности органов государственной власти Московской области. В том числе учреждены новые государственные должности, изменена структура Правительства Московской области. В состав Правительства Московской области входят: Вице-губернатор - Председатель Правительства Московской области, первый заместитель Председателя Правительства Московской области, заместители Председателя Правительства Московской области, министры Правительства Московской области.
Изменен порядок назначения Вице-губернатора, полномочия Губернатора Московской области дополнены положением, согласно которому он образует Администрацию Губернатора Московской области, назначает ее руководителя, утверждает положение о ней, ее численность и структуру.
Правительство Московской области было наделено правом законодательной инициативы в Московской областной Думе.
В связи с проведением прямых выборов высших должностных лиц субъектов Российской Федерации Законом Московской области № 69/2012-ОЗ "О поправках к Уставу Московской области" внесены соответствующие изменения, касающиеся выборов Губернатора Московской области.
Законом Московской области № 106/2012-ОЗ "О поправке к Уставу Московской области" принята новая редакция статьи 23.
Принятие Закона Московской области № 173/2012-ОЗ "О поправках к Уставу Московской области" связано с упразднением должности Вице-губернатора - Председателя Правительства Московской области и объединением полномочий этого должностного лица с полномочиями Губернатора Московской области.
Изменения, внесенные в Устав Московской области в мае и ноябре 2012 года, потребовали признать утратившим силу Закон Московской области № 60/2006-ОЗ "О Вице-губернаторе Московской области" и изменения порядка 10 законов Московской области, таких как: "О Губернаторе Московской области", "О системе исполнительных органов государственной власти Московской области", "О Правительстве Московской области", "О Московской областной Думе", "О государственной гражданской службе Московской области", "О денежном содержании лиц, замещающих государственные должности Московской области и должности государственной гражданской службы Московской области" и другие.
В целях приведения Закона Московской области "О Московской областной Думе" в соответствие с Уставом Московской области принят Закон Московской области № 12/2012-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О Московской областной Думе".
В связи с избранием депутатов Думы по смешанной избирательной системе внесены соответствующие изменения в статью 4.
Уточнен порядок созыва нового состава Думы на первое заседание (на тридцатый день после избрания в ее состав не менее двух третей от установленного числа депутатов).
В новой редакции изложена статья 10, определяющая порядок избрания Председателя Думы, его полномочия, а также порядок прекращения его полномочий.
Уточнен порядок избрания заместителей Председателя Думы и председателей комитетов Думы.
В новой редакции изложена статья 12. Установлено, что порядок деятельности фракций в Думе и порядок формирования и деятельности депутатских групп устанавливаются Регламентом Думы и положениями о них. Регистрация фракций и депутатских групп в Думе также осуществляется в порядке, установленном Регламентом Думы.
Закон Московской области № 17/2012-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О статусе депутата Московской областной Думы" устанавливает обязанность депутата Думы ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным финансовым годом, представлять в комиссию Думы по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Думы, сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Комиссия наделена полномочиями по проверке данных, представленных депутатами.
В связи с избранием депутатов Думы по смешанной избирательной системе внесены соответствующие изменения в статью, определяющую начало и окончание полномочий депутата Думы.
Закон Московской области № 194/2012-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О мерах по противодействию коррупции в Московской области" принят с целью наделения Губернатора Московской области правом установления единого порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Губернатора Московской области, руководителя администрации Губернатора Московской области, Правительства Московской области, центральных исполнительных органов государственной власти Московской области, государственных органов Московской области и их проектов.
Закон Московской области № 27/2012-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О наградах Московской области" принят в целях социальной поддержки граждан, удостоенных почетного звания "Почетный гражданин Московской области".
Указанной категории граждан установлены денежные выплаты в размере 5000 рублей к дням воинской славы России:
23 февраля - День защитника Отечества;
9 Мая - День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов (1945 год);
5 декабря - День начала контрнаступления советских войск против немецко-фашистских войск в битве под Москвой (1941 год).
В соответствии с решением Геральдической комиссии Московской области Закон Московской области № 64/2012-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О символике в Московской области и муниципальных образованиях Московской области" устанавливает правовые основы по созданию гимна Московской области. Создание гимна будет осуществляться на конкурсной основе. Порядок проведения открытого творческого конкурса на создание гимна устанавливается Губернатором Московской области.
Устранен ряд внутренних противоречий в Законе в части уточнения перечней, составляющих символику в Московской области и муниципальных образований Московской области, а также знаков различия муниципальных образований Московской области.
Законом Московской области № 127/2012-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О гербе Московской области" устанавливаются правовые основы использования герба Московской области на печатях и бланках государственных органов Московской области, органов исполнительной власти Московской области и их руководителей, государственных организаций Московской области, бланках лиц, занимающих государственные должности Московской области.
Кроме того, устранен ряд противоречий, содержащихся в Законе Московской области "О гербе Московской области" в части уточнения порядка использования равнодопустимых версий герба Московской области на гербовых бланках.
В сфере законодательства о государственной гражданской службе принято 16 законов Московской области, в том числе 9 законопроектов разработаны и внесены Комитетом.
С целью повышения социальных гарантий внесены изменения в Закон Московской области № 66/2002-ОЗ "О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Московской области, государственным служащим Московской области, государственным гражданским служащим Московской области и лицам, замещавшим должности в органах государственной власти Московской области". Повышен с 300 рублей до 1000 рублей минимальный размер пенсии за выслугу лет. Установлено также, что выплата пенсии за выслугу лет не будет приостанавливаться лицу, вышедшему на пенсию, в случае назначения его на должность, введенную для технического обеспечения деятельности государственных органов или органов местного самоуправления.
Во исполнение изменившегося федерального законодательства уточнены требования по сдаче квалификационного экзамена при присвоении классных чинов государственным гражданским служащим Московской области. Другим законом Московской области отменено требование передавать сведения Реестра должностей государственной гражданской службы Московской области в сводный федеральный реестр.
Целый ряд изменений внесен в законы Московской области № 39/2005-ОЗ "О государственной гражданской службе Московской области" и № 116/2003-ОЗ "О денежном содержании лиц, замещающих государственные должности Московской области и должности государственной гражданской службы Московской области" в связи с реорганизацией системы органов исполнительной власти Московской области. Для обеспечения деятельности новых государственных органов Московской области учреждены новые государственные должности Московской области, например, руководитель Администрации Губернатора Московской области. Внесены в Реестр новые должности государственной гражданской службы Московской области. Уточнены статус, полномочия и денежное содержание должностных лиц созданных подразделений.
Законодательство об административно-территориальном устройстве - исключительная компетенция каждого субъекта Российской Федерации, в том числе Московской области. В эту сферу законодательства в 2012 году внесены важные изменения, подготовлено и принято 3 закона Московской области в связи с вступлением в силу федеральных нормативных правовых актов.
Для приведения законодательства Московской области в соответствие с принятым постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 27.12.2011 № 560-СФ "Об утверждении изменения границы между субъектами Российской Федерации городом федерального значения Москвой и Московской области" в Закон Московской области № 12/2001-ОЗ "Об административно-территориальном устройстве Московской области" внесены изменения, согласно которым из перечня городов областного подчинения Московской области исключены два города - Троицк и Щербинка, которые с 1 июля 2012 года переданы в состав территории города Москвы.
Принята в новой редакции статья 23 Устава Московской области, в которой дается определение понятию "граница Московской области", устанавливается правовая норма о том, что описание границы Московской области будет содержаться в законе Московской области. Устанавливается также, что порядок выражения органами государственной власти Московской области согласия на изменение границы Московской области будет определен законом Московской области. Разработка и принятие закона Московской области о границе Московской области не только с Москвой, но и с семью другими сопредельными субъектами Российской Федерации, станет первоочередной задачей на ближайшую перспективу.
В ноябре 2012 года принята за основу новая редакция Закона Московской области "Об административно-территориальном устройстве Московской области". Прежний закон действовал 11 лет. За то время было принято 13 законов Московской области о внесении около 100 изменений в большинство его статей. Принять новый закон в целом планируется в I квартале 2013 года. Это станет логическим завершением большой работы по упорядочению административно-территориального устройства Московской области, которая была проведена в связи с реформой территориальной организации местного самоуправления.
В сфере избирательного законодательства разработано несколько законопроектов.
В связи с тем, что 2 мая 2012 года Президент Российской Федерации подписал Федеральный закон № 40-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), который предусматривает, что высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) избирается гражданами Российской Федерации, проживающими на территории данного субъекта Российской Федерации и обладающими активным избирательным правом, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, Комитетом совместно с Избирательной комиссией Московской области в максимально короткий срок был разработан и Думой принят в установленный Федеральным законом срок (до 1 июля 2012 года) Закон Московской области № 98/2012-ОЗ "О выборах Губернатора Московской области".
Законом определены избирательные права граждан на выборах Губернатора Московской области, установлен порядок назначения выборов, определены система и полномочия избирательных комиссий, установлены требования к выдвижению кандидата, регламентирован порядок проведения предвыборной агитации, в том числе с использованием организаций телерадиовещания и периодических печатных изданий, определены требования к финансированию выборов, закреплен порядок голосования, в том числе досрочного голосования и голосования по открепительным удостоверениям, порядок подсчета голосов и определения результатов выборов.
Во исполнение требований федерального законодательства внесены изменения в Закон Московской области № 93/2003-ОЗ "О референдуме Московской области". Закреплена обязанность избирательных комиссий принимать необходимые меры по информированию избирателей, являющихся инвалидами. В этих целях участки для голосования должны быть обеспечены стендами с информационными материалами, выполненные крупным шрифтом и с применением рельефно-точечного шрифта Брайля. Кроме того, в помощь инвалидам по зрению отдельные участки для голосования должны обеспечиваться специальными трафаретами для самостоятельного заполнения бюллетеней. Также устанавливается, что лица с ограниченными возможностями вследствие инвалидности (например, при участии в электронном голосовании, при заполнении бюллетеня, заполнении или заверении иных документов) вправе воспользоваться помощью другого лица. При этом установлены некоторые ограничения: не могут выступать в качестве представителя инвалида члены избирательной комиссии, зарегистрированный кандидат (его доверенное лицо) или наблюдатель.
Кроме того, введены единые термины: "информационно-телекоммуникационная сеть "Интернет", "официальный сайт в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", "информация, в отношении которой установлено требование об обеспечении ее конфиденциальности", "информационно-телекоммуникационные сети, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц" и т.п. Уточнен перечень случаев, при которых подписи избирателей, участников референдума в подписных листах могут быть признаны недействительными. Кроме этого, установлена возможность привлечения к проверке соблюдения порядка сбора подписей, достоверности самих подписей и сведений, включаемых в подписные листы, экспертов из числа специалистов различных государственных органов, а также возможность использования для установления достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях или участниках референдума государственной автоматизированной системы "Выборы". Уточнены требования к голосованию вне помещения для голосования и к иным вопросам голосования, уточнена организация голосования по открепительным удостоверениям и с помощью переносных ящиков для голосования.
Определено максимальное количество переносных ящиков для голосования вне помещения для голосования, используемых на одном избирательном участке в зависимости от числа зарегистрированных избирателей (в любом случае на одном избирательном участке должно использоваться не более 3 переносных ящиков).
Также во исполнение федерального законодательства принят Закон Московской области № 200/2012-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О выборах депутатов Московской областной Думы". В связи с принятием Федерального закона от 2 мая 2012 года № 41-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с освобождением политических партий от сбора подписей избирателей на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления" политические партии освобождаются от сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов.
Федеральным законом от 2 мая 2012 года № 40-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" уточняются ограничения избирательного права. Не смогут выдвигаться на выборах любого уровня те, кто был когда-либо осужден к лишению свободы за тяжкие и (или) особо тяжкие преступления (кроме ситуаций, когда указанные деяния более не признаются таковыми по новому уголовному закону). Запрет касается и случаев снятия или погашения судимости за названные преступления.
Также снижается количество подписей избирателей, необходимых для регистрации кандидата, до 0,5 процента от числа избирателей.
Подготовлены изменения в законы Московской области № 79/2011-ОЗ "О выборах депутатов Московской областной Думы", № 98/2012-ОЗ "О выборах Губернатора Московской области" и № 93/2003-ОЗ "О референдуме Московской области" в связи с вступлением в силу 1 ноября 2012 года Федерального закона от 2 октября 2012 года № 157-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О политических партиях" и Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Уточняется порядок проведения досрочных выборов Губернатора Московской области, порядок формирования избирательных участков, участковых избирательных комиссий. Также уточняются полномочия Избирательной комиссии Московской области в части формирования резерва составов участковых избирательных комиссий. Соответственно изменения коснутся норм Закона Московской области № 93/2003-ОЗ "О референдуме Московской области" в части формирования соответствующих комиссий.
В связи с принятием и вступлением в силу Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ "О полиции" приостановлены выплаты ежемесячных надбавок к денежному содержанию сотрудников и должностному окладу работников Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Московской области, подчиненных ему территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне и их подразделений; отряда особого назначения "Зубр" Центра специального назначения сил оперативного реагирования и авиации Министерства внутренних дел Российской Федерации (дислокация г. Щелково-7), а также ежемесячные надбавки к денежному содержанию руководящему составу Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Московской области и подчиненных ему территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне и ежемесячную выплату указанным сотрудникам, выполняющим служебно-боевые задачи на территории Северо-Кавказского региона. Сейчас финансовое обеспечение деятельности полиции, включая гарантии социальной защиты сотрудников полиции, является расходным обязательством Российской Федерации и обеспечивается за счет средств федерального бюджета. Соответствующие изменения внесены в начале года в Закон Московской области № 25/2005-ОЗ "О дополнительных гарантиях социальной защиты сотрудников и работников органов внутренних дел и их подразделений, осуществляющих охрану общественного порядка на территории Московской области, членов их семей и должностных лиц, замещающих должности правоохранительной службы в Управлении Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Московской области".
В целях приведения Закона Московской области № 4/2005-ОЗ "О народных дружинах в Московской области" в соответствие с бюджетным законодательством внесены соответствующие изменения в указанный Закон.
В целях уточнения наименования Территориального фонда обязательного медицинского страхования Московской области внесены изменения в Закон Московской области № 250/2008-ОЗ "Об органах и должностных лицах, уполномоченных рассматривать дела и составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 15.14, 15.15 и 15.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, совершенных в отношении средств бюджета Московской области, бюджета Московского областного фонда обязательного медицинского страхования и бюджетов муниципальных образований Московской области".
Принят Закон Московской области № 46/2012-ОЗ "О правовом мониторинге в Московской области", внесенный Прокурором Московской области. Указанный Закон разработан в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 20.05.2011 № 657 "О мониторинге правоприменения в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.2011 № 694 "Об утверждении методики осуществления мониторинга правоприменения в Российской Федерации" в целях установления единых методологических подходов к проведению правового мониторинга, совершенствования законодательства и обеспечения законности в правотворческой деятельности органов государственной власти Московской области.
Закон предусматривает порядок организации и проведения правового мониторинга органами государственной власти Московской области. В Законе даны определения видам правового мониторинга, а также субъектам, инициаторам и участникам правового мониторинга.
Также принят Закон Московской области № 142/2012-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О защите населения и территории Московской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера". Закон разработан с целью приведения Закона Московской области "О защите населения и территории Московской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" в соответствие с федеральным законодательством, регламентирующим вопросы функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Уточнены полномочия Губернатора Московской области по установлению режимов повышенной готовности или чрезвычайных ситуаций, а также установлению уровня реагирования на чрезвычайную ситуацию.
В декабре принят Закон Московской области № 196/2012-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области" и о признании утратившими силу некоторых законов Московской области в сфере предоставления дополнительных гарантий социальной защиты". Данный Закон предоставляет Правительству Московской области право принимать решение об установлении в рамках реализации долгосрочных целевых программ, направленных на обеспечение законности и (или) правопорядка и (или) общественной безопасности на территории Московской области, мер социальной поддержки в виде дополнительных выплат отдельным категориям лиц, проходящих службу (работающих) в органах (учреждениях), осуществляющих указанную деятельность на территории Московской области, вне зависимости от факта наличия места жительства на территории Московской области. Категории указанных лиц, случаи, размер и порядок осуществления указанных дополнительных выплат также определяются Правительством Московской области.
Поскольку Законом Московской области № 25/2005-ОЗ "О дополнительных гарантиях социальной защиты сотрудников и работников органов внутренних дел и их подразделений, осуществляющих охрану общественного порядка на территории Московской области, членов их семей и должностных лиц, замещающих должности правоохранительной службы в Управлении Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Московской области" были установлены дополнительные гарантии членам семей сотрудников Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Московской области и его подразделений, погибших (умерших) при исполнении служебных обязанностей, в виде ежемесячных и единовременных пособий, то с целью соблюдения конституционных прав этих категорий граждан эти дополнительные гарантии членам семей сотрудников включены в Закон Московской области № 36/2006-ОЗ "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области". Законы Московской области, которыми были установлены дополнительные гарантии социальной защиты личному составу силовых ведомств в виде ежемесячных надбавок к заработной плате, данным Законом признаны утратившими силу.
В целях приведения Закона Московской области № 122/2005-ОЗ "О порядке назначения на должность и обеспечении деятельности мировых судей в Московской области" в соответствие с изменениями федерального законодательства, а также необходимостью внесения некоторых изменений был разработан и принят Закон Московской области № 61/2012-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О порядке назначения на должность и обеспечении деятельности мировых судей в Московской области". В целях унифицированного использования терминов, в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" Законом вносится уточнение в статью 12.2 Закона в части наименования "информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Исключены полномочия Управления по обеспечению деятельности мировых судей в части осуществления мероприятий по включению информационных ресурсов мировых судей в объединенные базы данных и банки данных и установлению единых технических требований, поскольку эти полномочия в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 240-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" переданы Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации. Кроме того, Законом увеличен срок полномочий мирового судьи при повторном и последующих назначениях с пяти до семи лет. Целесообразность увеличения срока полномочий мировых судей выявилась на практике применения норм Закона за период, прошедший с момента назначения первых мировых судей Московской области в 2001 году. Уточнены положения, касающиеся аппарата мирового судьи и прохождения ими государственной гражданской службы, а также места постоянного пребывания мирового судьи.
В связи с необходимостью изменения областного законодательства в соответствии с Соглашением об изменении границ между субъектами Российской Федерации городом федерального значения Москвой и Московской областью, утвержденного постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 27.12.2011 № 560-СФ, принят Закон Московской области № 140/2012-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О создании и упразднении судебных участков и должностей мировых судей в Московской области". Законом упразднено несколько судебных участков и изменено описание некоторых судебных участков Московской области, территория которых стала подведомственна городу федерального значения Москве. Кроме того, Законом уточнено описание состава судебных участков ряда судебных районов, в том числе с целью выравнивания нагрузки между мировыми судьями.
В Закон Московской области № 126/2007-ОЗ "О нотариальных округах и количестве должностей нотариусов в нотариальных округах в Московской области" в течение года дважды вносились изменения.
В ноябре 2012 года принята новая редакция вышеназванного Закона - Закон Московской области № 187/2012-ОЗ "О нотариальных округах и количестве должностей нотариусов в нотариальных округах в Московской области" в связи с необходимостью приведения состава нотариальных округов в соответствие с новыми границами Московской области, а также с изменением состава административно-территориальных единиц Московской области.
Упразднены нотариальные округа Троицк и Щербинка с одновременным упразднением должностей нотариусов в нотариальных округах. В Ленинском и Наро-Фоминском нотариальном округах упразднены единицы должностей тех нотариусов Московской области, которые осуществляют деятельность на территории, ставшей территорией города Москвы, и являются нотариусами города Москвы. Так, в Ленинском нотариальном округе количество должностей нотариусов составило 10 (ранее было 12), в Наро-Фоминском нотариальном округе - 8 (ранее было 9).
В соответствии с административно-территориальным устройством Московской области изменены названия указанных двух нотариальных округов на нотариальный округ Балашиха и нотариальный округ Домодедово. В состав Одинцовского и Щелковского нотариальных округов включены поселки, которые получили статус закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО), - Власиха и Звездный городок. Уточнен статус входящего в Истринский нотариальный округ поселка Восход (ЗАТО) и входящего в Наро-Фоминский нотариальный округ поселка Молодежный (ЗАТО).
Принят Закон Московской области № 84/2012-ОЗ "О внесении изменения в Закон Московской области "О совершении нотариальных действий главами администраций поселений и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления поселений в Московской области". Уточнен перечень нотариальных действий, которые могут совершать главы местных администраций и специально уполномоченные должностные лица местного самоуправления, полномочием удостоверять сведения о лицах в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Закон Московской области № 154/2012-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О порядке назначения на должность и обеспечении деятельности мировых судей в Московской области" установил сокращенную процедуру назначения мирового судьи с упраздняемого судебного участка в порядке перевода на должность мирового судьи другого судебного участка. Кроме того, урегулированы положения при назначении мирового судьи до истечения срока его полномочий на другой судебный участок.
Являясь ответственным исполнителем по законопроекту, Комитет в соответствии с Регламентом Думы анализировал и обобщал поступившие замечания, готовил проекты постановлений Думы и обобщающие заключения на проекты законов, дорабатывал проекты законов. Следует отметить, что ряд законопроектов был существенно доработан Комитетом.
Комитетом подготовлен ряд постановлений Думы, в том числе:
несколько постановлений о назначении мировых судей;
О назначении Кочергиной А.Б. на должность аудитора Контрольно-счетной палаты Московской области;
О Положении о Комитете по вопросам государственной власти и региональной безопасности;
О внесении изменений в состав комитетов Московской областной Думы и в постановление Московской областной Думы от 22.12.2011 № 7/2-П "Об утверждении состава комитетов Московской областной Думы";
О назначении члена Избирательной комиссии Московской области в части, назначаемой Московской областной Думой, и внесении изменения в постановление Московской областной Думы от 02.06.2011 № 1/159-П "О составе Избирательной комиссии Московской области в части, назначаемой Московской областной Думой";
О назначении представителей Московской областной Думы в Геральдическую комиссию Московской области;
О назначении представителей Московской областной Думы в Совет по вопросам государственной гражданской службы Московской области и муниципальной службы в Московской области;
О назначении представителей Московской областной Думы в Комиссию по проведению антикоррупционной экспертизы законов Московской области;
О внесении изменений в Положение о помощнике депутата Московской областной Думы;
О признании утратившими силу некоторых решений Московской областной Думы;
О Комиссии Московской областной Думы по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Московской областной Думы;
О проведении конкурса средств массовой информации на лучшее освещение деятельности Московской областной Думы и Советов депутатов муниципальных образований Московской области в 2012 году;
о согласовании назначений заместителей Председателя Правительства Московской области.
В рамках работы над проектом закона Московской области "О бюджете Московской области на 2013 год" Комитетом были подготовлены замечания (в части выделения средств в размере 75 млн. руб. на развитие АПК "Безопасный город"), которые были учтены при принятии закона в целом.
В сентябре 2012 года на заседании Думы был заслушан отчет представителей общественности в квалификационной коллегии судей Московской области и назначены 7 представителей общественности в квалификационной коллегии судей Московской области.
Представители общественности в квалификационной коллегии судей Московской области, назначаемые Московской областной Думой, заменили, по сути, участие Московской областной Думы в согласовании назначения на должность федеральных судей: Московского областного суда, Арбитражного суда Московской области, районных (городских) и военных судов.
Следует отметить, что во время первого назначения представителей общественности в квалификационной коллегии судей Московской области на каждое место было до 7 кандидатов. В связи с тем, что работа в квалификационной коллегии судей требует затрат времени и средств на дорогу, ведется на общественных началах, интерес к возможности быть представителем общественности в последнее время снизился.
В 2012 году проведено 34 заседания Комитета, рассмотрено 313 вопросов.
Заседаниям Комитета предшествует серьезная подготовительная работа, в ходе которой председатель, члены Комитета, сотрудники аппарата всесторонне изучают вопросы, выносимые на обсуждение. К работе Комитета привлекаются специалисты Государственно-правового управления Московской областной Думы, представители исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления. В зависимости от сложности вопроса на подготовительную работу уходит разное время: от нескольких дней до нескольких месяцев.
Заседания Комитета проходят в обстановке высокой заинтересованности всех присутствующих. В работе Комитета принимают участие представители исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, заинтересованных общественных и иных организаций. Комитет строит свою деятельность на принципах гласности и коллегиальности принимаемых решений.
В отчетный период на рассмотрение в Комитет поступило 244 федеральных законопроекта (по вопросам ведения Комитета).
В 2012 году Комитетом подготовлен проект федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации". Указанный проект разработан в связи с тем, что население Московской области увеличилось и в ряде судебных районов средняя численность населения, приходящегося на 1 мирового судью, превышает максимально допустимое число в 23 тысячи человек, установленное Федеральным законом "О мировых судьях в Российской Федерации". В связи с этим обстоятельством необходимо дополнительно ввести в Московской области 25 единиц мировых судей, после чего общее число мировых судей и количество судебных участков в Московской области составит 334 единицы.
На заседании Думы 29.11.2012 проект постановления Думы по данному вопросу был принят за основу и направлен Губернатору Московской области для согласования количества дополнительных единиц мировых судей. Проект федерального закона перед направлением в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации подлежит согласованию с Верховным Судом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации.
Комитетом рассмотрено более 20 обращений, поступивших от органов государственной власти субъектов Российской Федерации, включая вносимые в порядке законодательной инициативы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекты федеральных законов, а также обращения, адресованные руководителям высших исполнительных органов государственной власти, Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
В Комитет поступило порядка 85 письменных обращений от организаций и граждан. Кроме того, членами Комитета и сотрудниками аппарата постоянно давались разъяснения по устным обращениям, поступившим как лично, так и по телефону.
Еще одним важнейшим направлением работы Комитета является рассмотрение кандидатур на должности мировых судей Московской области, поскольку от того, насколько добросовестно и качественно работают мировые судьи, зависят судьбы многих жителей Московской области. С целью всестороннего рассмотрения и обсуждения кандидатур к участию в заседаниях Комитета всегда приглашаются депутаты всех фракций в Московской областной Думе. С учетом ряда обстоятельств, выявляемых в ходе рассмотрения, некоторые кандидаты не рекомендуются Комитетом к назначению на должность мирового судьи, часть из них снимает свои кандидатуры с рассмотрения. Всего же в 2012 году Комитетом было рассмотрено около 90 кандидатов, назначены мировыми судьями 85 человек (из них повторно - 43, до истечения срока полномочий - 4, впервые - 38). Один кандидат не был назначен мировым судьей Московской области.
В целях повышения эффективности законодательного процесса члены Комитета и сотрудники аппарата Комитета активно взаимодействовали со всеми участниками этого процесса, в первую очередь с авторами законодательных инициатив.
В ноябре 2012 года Комитет провел "круглый стол" на тему "О результатах проведения мониторинга практики применения Закона Московской области № 4/2005-ОЗ "О народных дружинах в Московской области".
В работе круглого стола приняли участие: представитель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутаты Московской областной Думы, представители федеральных и областных органов государственной власти, а также представители из 22 муниципальных образований Московской области.
Охрана общественного порядка - это та сфера, в которой ежедневно пересекаются интересы практически всех граждан страны. Без поддержания спокойствия, правопорядка в общественных местах невозможно нормальное функционирование государственных и общественных институтов. Поэтому важно, чтобы в поддержании такого спокойствия участвовали сами граждане.
Участниками мероприятия были даны предложения, которые нашли закрепление в рекомендациях по итогам "круглого стола".
В рекомендациях, в частности, сказано, что народные дружины нужны, они состоялись, но при этом существует необходимость доработки действующего Закона Московской области "О народных дружинах в Московской области", предложено реанимировать Фонд "Правопорядок", четко определить круг полномочий и функций создаваемых народных дружин.
Члены Комитета и сотрудники аппарата принимали участие в работе:
Комиссии по рассмотрению кандидатур на должности мировых судей Московской области при Губернаторе Московской области (Черкасов Н.И., Слесарева А.А.);
Совета по вопросам государственной гражданской и муниципальной службы Московской области (Алексеев В.К., Сапа А.А., Федоров С.В.);
Коллегии Главного архивного управления Московской области (Федоров С.В.).
Также члены Комитета и сотрудники аппарата принимали участие в мероприятиях, проводимых Государственной Думой и Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Избирательной комиссией Московской области, органами местного самоуправления, иными организациями, в том числе:
расширенном заседании Комитета Совета Федерации по обороне на тему "О состоянии и проблемах реализации полномочий органов государственной власти по подготовке и призыву граждан на военную службу" (на примере Москвы и Московской области), 27.03.2012, Князев С.Н.;
парламентских слушаниях на тему "Вопросы законодательного обеспечения и совершенствования разграничения полномочий между уровнями публичной власти", 26.04.2012, Федоров С.В.;
"круглом столе" на тему "О ходе реформирования органов внутренних дел и реализации Федерального закона "О полиции", 21.05.2012, Черкасов Н.И.;
открытом заседании Комитета Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции по вопросу о применении аппаратно-программных комплексов для обеспечения правопорядка и безопасности в общественных местах и при проведении массовых мероприятий (АПК "Безопасный город"), 07.06.2012, Федоров С.В., Валиев И.Г.;
парламентских слушаниях на тему "Стратегические подходы к законодательному и ресурсному обеспечению государственной национальной политики Российской Федерации", 03.12.2012, Черкасов Н.И.
Председатель Комитета Алексеев В.К. и член Комитета Федоров С.В. принимали участие и выступали с докладами в проводимых Московской областной Думой семинарах-совещаниях на тему "О некоторых вопросах организации деятельности Совета депутатов муниципального образования Московской области".
Следует отметить, что в 2012 году Комитет не так часто использовал в своей работе такие формы, как проведение выездных заседаний и "круглых столов". Это объясняется тем, что объем теоретической работы по вопросам ведения требует большого количества времени. Проблематика, находящаяся в ведении Комитета, сложна для понимания населением, требует высокого уровня правовой подготовки.
В рамках своих полномочий Комитет постоянно и эффективно взаимодействовал с Избирательной комиссией Московской области, ГУ МВД РФ по Московской области, Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Московской области, Управлением по обеспечению деятельности мировых судей Московской области, Главным управлением государственной и муниципальной службы Московской области, исполнительными органами государственной власти Московской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области.
Работа членов Комитета освещалась в печатных и электронных средствах массовой информации.
Председатель Комитета
по вопросам государственной власти
и региональной безопасности
В.К. Алексеев
------------------------------------------------------------------