Распоряжение Министерства потребительского рынка и услуг МО от 01.03.2013 N 4-Р "Об итогах правового мониторинга"
МИНИСТЕРСТВО ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА И УСЛУГ
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 1 марта 2013 г. № 4-Р
ОБ ИТОГАХ ПРАВОВОГО МОНИТОРИНГА
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 20.05.2011 № 657 "О мониторинге правоприменения в Российской Федерации" и Законом Московской области № 46/2012-ОЗ "О правовом мониторинге в Московской области":
1. Принять к сведению:
1.1. Отчет о проведенном правовом мониторинге в области государственного регулирования торговой деятельности за 2012 год (приложение № 1 к настоящему распоряжению).
1.2. Отчет о проведенном правовом мониторинге в области государственного регулирования деятельности розничных рынков за 2012 год (приложение № 2 к настоящему распоряжению).
1.3. Отчет о проведенном правовом мониторинге в области государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции за 2012 год (приложение № 3 к настоящему распоряжению).
2. Отделу правового обеспечения Организационно-правового управления Министерства потребительского рынка и услуг Московской области организовать размещение настоящего распоряжения на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
3. Контроль за выполнением настоящего распоряжения оставляю за собой.
Министр
Е.Ю. Семенова
Приложение № 1
к распоряжению Министерства
потребительского рынка и услуг
Московской области
от 1 марта 2013 г. № 4-Р
ОТЧЕТ
О ПРОВЕДЕННОМ ПРАВОВОМ МОНИТОРИНГЕ В ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТОРГОВОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗА 2012 ГОД
I. Общие положения
1.1. Объект мониторинга - отрасль законодательства - государственное регулирование торговой деятельности.
1.2. Субъект мониторинга - Министерство потребительского рынка и услуг Московской области.
1.3. Период проведения мониторинга - с 1 января 2012 года по 31 декабря 2012 года.
1.4. Правовой мониторинг законодательства проводился в целях комплексного изучения правового регулирования отношений, возникающих в связи с организацией торговли на территории Московской области, для проведения анализа действия федерального законодательства и законодательства Московской области с целью его дальнейшего совершенствования.
1.5. В соответствии с указанными целями проведение мониторинга направлено на решение следующих задач:
1) систематизация информации:
о федеральном законодательстве и законодательстве субъектов Российской Федерации, осуществляющих правовое регулирование общественных отношений, связанных с организацией торговой деятельности;
о правоприменительной практике реализации соответствующих норм Федерального закона № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 381-ФЗ) и Закона Московской области № 174/2010-ОЗ "О государственном регулировании торговой деятельности в Московской области" (далее - Закон Московской области № 174/2010-ОЗ);
2) анализ информации о практике применения соответствующих норм Федерального закона № 381-ФЗ и Закона Московской области № 174/2010-ОЗ;
3) подготовка предложений по совершенствованию законодательства Московской области по вопросам организации торговой деятельности на территории Московской области.
II. Сведения о деятельности Управления торговли
Министерства потребительского рынка и услуг
Московской области
Управлением торговли Министерства потребительского рынка и услуг Московской области (далее - Управление) были проведены следующие мероприятия:
проведен анализ федерального законодательства, законодательства субъектов Российской Федерации и законодательства Московской области по теме мониторинга;
проведена оценка эффективности действия соответствующих норм объекта мониторинга;
выработаны предложения по совершенствованию федерального законодательства и законодательства Московской области по предмету мониторинга.
III. Проведение мониторинга
3.1. Основным нормативным правовым актом, определяющим правовые основы государственного регулирования торговой деятельности, является Федеральный закон № 381-ФЗ.
Принятый в конце 2009 года Федеральный закон № 381-ФЗ был призван упорядочить взаимоотношения между торговыми сетями и производителями продукции, а также создать единые правовые основы осуществления торговой деятельности.
3.2. Основной целью мониторинга являлось выявление факторов, влияющих на эффективность реализации Федерального закона № 381-ФЗ и Закона Московской области № 174/2010-ОЗ, и выработка предложений по совершенствованию законодательства, связанного с торговой деятельностью на территории Московской области.
3.3. Для достижения целей мониторинга были проведены: анализ федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации по теме мониторинга, оценка эффективности действия соответствующих норм объекта мониторинга.
3.4. Закон Московской области № 174/2010-ОЗ регулирует отношения, возникающие между органами государственной власти Московской области и хозяйствующими субъектами при организации и осуществлении торговой деятельности в Московской области, и направлен на решение задач социально-экономического развития Московской области, в связи с чем проведение правового мониторинга указанного Закона возможно только во взаимосвязи с Федеральным законом № 381-ФЗ.
3.5. Федеральный закон № 381-ФЗ регулирует размещение нестационарных торговых объектов.
По состоянию на 01.01.2013 на территории Московской области осуществляют деятельность около 11000 нестационарных торговых объектов.
В большинстве муниципальных образований Московской области схемы размещения нестационарных торговых объектов утверждены.
Вместе с тем хозяйствующие субъекты отмечают наличие ряда проблем в отношении схем размещения, одна из которых - длительность процедуры получения места под нестационарный торговый объект.
Среди основных причин длительности процедуры предприниматели отмечают:
дороговизну аренды земли под нестационарный торговый объект;
сложность согласований;
необоснованный отказ в предоставлении места под новый нестационарный объект.
3.6. В настоящее время торговая деятельность в Российской Федерации преимущественно осуществляется в стационарных торговых объектах - торговых комплексах (торговых центрах). Вместе с тем в Федеральном законе не конкретизируется, какие именно торговые объекты являются стационарными, и не установлены критерии определения "капитальности" торгового объекта.
Указанным правовым пробелом пользуются недобросовестные предприниматели, ранее осуществлявшие деятельность в "формате" розничного рынка. Не исполняя требования статьи 24 Федерального закона "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации", отдельные хозяйствующие субъекты беспрепятственно переходят в формат "торговых центров" (комплексов) либо становятся объектами нестационарной торговой сети, фактически продолжая осуществлять торговую деятельность на розничном рынке.
3.7. Сложившаяся правоприменительная практика положений статьи 20 Федерального закона № 381-ФЗ свидетельствует об отсутствии единого подхода в решении органами государственной власти субъектов Российской Федерации вопроса сбора сведений от хозяйствующих субъектов для формирования торгового реестра субъекта Российской Федерации.
В федеральном законодательстве отсутствуют нормы, обязывающие хозяйствующие субъекты направлять сведения в органы местного самоуправления или органы государственной власти субъекта Российской Федерации для формирования торгового реестра, что не позволяет отразить объективное состояние торговли на территории субъекта Российской Федерации.
Целесообразно внести соответствующие изменения в Федеральный закон № 381-ФЗ, а также установить административную ответственность за уклонение от подачи сведений о хозяйствующем субъекте в торговый реестр.
3.8. В части 1 статьи 16 Федерального закона № 381-ФЗ установлено, что государственный контроль (надзор) за соблюдением требований настоящего Федерального закона проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации. Однако законодательно не определены предмет, основания контроля. Данный законодательный пробел не позволяет контролировать осуществление торговой деятельности вне отведенных мест, а также контролировать выполнение хозяйствующими субъектами требований Порядка размещения нестационарных торговых объектов и Порядка организации ярмарок, утвержденных субъектами Российской Федерации.
3.9. Таким образом, наблюдается неполнота в правовом регулировании общественных отношений, в связи с чем целесообразно:
1) в Федеральный закон № 381-ФЗ внести следующие изменения:
законодательно определить "форматы торговли": стационарный, нестационарный торговый объект, рынок, ярмарка, оптово-логистический центр;
для каждого "формата торговли" ввести понятийный аппарат и установить требования, в том числе к минимальной торговой площади. При этом необходимо предусмотреть, что стационарный торговый объект должен быть капитальным или иметь признаки капитальности. Установление данных требований обусловлено необходимостью запрета осуществления торговой деятельности вне указанных форматов и направлено на обеспечение общественного порядка и безопасности;
установить обязанность для хозяйствующих субъектов направлять сведения в органы местного самоуправления или органы государственной власти субъекта Российской Федерации для формирования торгового реестра;
распространить порядок размещения нестационарных торговых объектов на земельные участки, находящиеся в частной собственности;
определить предмет государственного регионального контроля, сроки и основания проверок хозяйствующих субъектов;
2) внести изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, установив административную ответственность для хозяйствующих субъектов за уклонение от подачи сведений о хозяйствующем субъекте в торговый реестр и наделив соответствующий государственный орган полномочием по составлению протоколов об административном правонарушении за данное правонарушение.
3.10. При проведении мониторинга в Законе Московской области № 174/2010-ОЗ коррупциогенных факторов, в том числе снижающих эффективность реализации объекта мониторинга, не обнаружено.
3.11. Законодательство Московской области в сфере торговой деятельности не противоречит федеральному законодательству.
Приложение № 2
к распоряжению Министерства
потребительского рынка и услуг
Московской области
от 1 марта 2013 г. № 4-Р
ОТЧЕТ
О ПРОВЕДЕННОМ ПРАВОВОМ МОНИТОРИНГЕ В ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОЗНИЧНЫХ
РЫНКОВ ЗА 2012 ГОД
I. Общие положения
1.1. Объект мониторинга - отрасль законодательства - государственное регулирование деятельности розничных рынков.
1.2. Субъект мониторинга - Министерство потребительского рынка и услуг Московской области.
1.3. Период проведения мониторинга - с 1 января 2012 года по 31 декабря 2012 года.
1.4. Правовой мониторинг законодательства проводился в целях комплексного изучения правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью розничных рынков на территории Московской области, для проведения анализа действия федерального законодательства и законодательства Московской области с целью его дальнейшего совершенствования.
1.5. В соответствии с указанными целями проведение мониторинга направлено на решение следующих задач:
1) систематизация информации:
о федеральном законодательстве и законодательстве субъектов Российской Федерации, осуществляющих правовое регулирование общественных отношений, связанных с деятельностью розничных рынков;
о правоприменительной практике реализации соответствующих норм Федерального закона № 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 271-ФЗ) и Закона Московской области от 16.03.2007 № 41/2007-ОЗ "Об организации и деятельности розничных рынков на территории Московской области" (далее - Закон Московской области № 41/2007-ОЗ);
2) анализ информации о практике применения соответствующих норм Федерального закона № 271-ФЗ и Закона Московской области № 41/2007-ОЗ;
3) подготовка предложений по совершенствованию законодательства Московской области по вопросам деятельности розничных рынков на территории Московской области.
II. Сведения о деятельности Управления торговли
Министерства потребительского рынка и услуг
Московской области
Управлением торговли Министерства потребительского рынка и услуг Московской области (далее - Управление) были проведены следующие мероприятия:
проведен анализ федерального законодательства, законодательства субъектов Российской Федерации и законодательства Московской области по теме мониторинга;
проведена оценка эффективности действия соответствующих норм объекта мониторинга;
выработаны предложения по совершенствованию федерального законодательства и законодательства Московской области по предмету мониторинга.
III. Проведение мониторинга
3.1. Основным нормативным правовым актом, определяющим правовые основы деятельности розничных рынков, является Федеральный закон № 271-ФЗ.
3.2. Основной целью мониторинга являлось выявление факторов, влияющих на эффективность реализации Федерального закона № 271-ФЗ и Закона Московской области № 41/2007-ОЗ, и выработка предложений по совершенствованию законодательства, связанного с деятельностью розничных рынков на территории Московской области.
3.3. Для достижения целей мониторинга были проведены: анализ федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации по теме мониторинга, оценка эффективности действия соответствующих норм объекта мониторинга.
3.4. Федеральный закон № 271-ФЗ регулирует отношения, связанные с организацией розничных рынков, организацией и осуществлением деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках.
Закон Московской области № 41/2007-ОЗ регулирует отношения, связанные с организацией и деятельностью розничных рынков на территории Московской области, определяет полномочия исполнительных органов государственной власти Московской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области в этой сфере, в связи с чем проведение правового мониторинга указанного Закона возможно только во взаимосвязи с Федеральным законом № 271-ФЗ.
3.5. Планом организации розничных рынков на территории Московской области, утвержденным постановлением Правительства Московской области от 17.04.2007 № 289/15 "О некоторых вопросах организации розничных рынков на территории Московской области", предусмотрена организация 292 розничных рынков.
По состоянию на 01.01.2013 разрешение на организацию розничного рынка имеют 142 рынка. Розничные рынки организованы в 46 муниципальных образованиях Московской области. Общее число торговых мест на рынках составляет 23437 единиц. Фактическая занятость торговых мест на розничных рынках составляет 86 процентов.
3.6. В целях мониторинга исполнения Федерального закона № 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации", в том числе в части перехода рынков в капитальные здания (строения, сооружения), образована Московская областная межведомственная комиссия по вопросам розничных рынков. В состав комиссии включены представители правоохранительных, надзорных и фискальных органов Московской области.
В 2012 году было проведено четыре заседания указанной комиссии, на которых рассмотрена организация и деятельность 42 розничных рынков и торговых объектов, имеющих признаки розничного рынка, расположенных на территориях Одинцовского и Мытищинского муниципальных районов. Не соответствующими требованиям Федерального закона № 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" было признано 26 розничных рынков.
3.7. В Федеральном законе определено, что розничный рынок - имущественный комплекс, предназначенный для осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на основе свободно определяемых непосредственно при заключении договоров розничной купли-продажи и договоров бытового подряда цен и имеющий в своем составе торговые места.
Вместе с тем в законодательстве отсутствует определение понятия "имущественный комплекс".
3.8. В статье 22 Федерального закона № 271-ФЗ установлено, что осуществление деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынке запрещается в случае:
приостановления срока действия разрешения;
аннулирования разрешения на право организации розничного рынка;
прекращения юридического лица, являющегося управляющей рынком компанией, в соответствии с гражданским законодательством.
Вместе с тем в Федеральном законе № 271-ФЗ отсутствует такое основание для запрета деятельности рынка, как несоответствие рынка требованиям Федерального закона № 271-ФЗ и нормативным правовым актам субъекта Российской Федерации в сфере деятельности розничных рынков.
3.9. Таким образом, наблюдается неполнота в правовом регулировании общественных отношений, в связи с чем целесообразно в Федеральный закон № 271-ФЗ внести следующие изменения:
конкретизировать определение "розничного рынка";
установить, что торговые места на рынке располагаются только внутри торговых рядов, что приведет к единообразному облику розничных рынков, а также разграничению понятий "розничный рынок" и "торговый комплекс". При этом предусмотреть, что требования к торговым рядам устанавливаются субъектом Российской Федерации, на территории которого находится рынок;
наделить субъекты Российской Федерации полномочиями по выдаче разрешений на право организации розничного рынка;
установить, что несоответствие рынка требованиям Федерального закона № 271-ФЗ и нормативным правовым актам субъекта Российской Федерации в сфере деятельности розничных рынков является основанием для внесудебного аннулирования разрешения на право организации розничного рынка;
определить предмет государственного регионального контроля, сроки и основания проверок управляющих рынками компаний.
3.10. При проведении мониторинга в Законе Московской области № 41/2007-ОЗ коррупциогенных факторов, в том числе снижающих эффективность реализации объекта мониторинга, не обнаружено.
3.11. Законодательство Московской области в сфере деятельности розничных рынков не противоречит федеральному законодательству.
Приложение № 3
к распоряжению Министерства
потребительского рынка и услуг
Московской области
от 1 марта 2013 г. № 4-Р
ОТЧЕТ
О ПРОВЕДЕННОМ ПРАВОВОМ МОНИТОРИНГЕ В ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВА И ОБОРОТА
ЭТИЛОВОГО СПИРТА, АЛКОГОЛЬНОЙ И СПИРТОСОДЕРЖАЩЕЙ
ПРОДУКЦИИ ЗА 2012 ГОД
I. Общие положения
1.1. Объект мониторинга - отрасль законодательства - государственное регулирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
1.2. Субъект мониторинга - Министерство потребительского рынка и услуг Московской области.
1.3. Период проведения мониторинга - с 1 января 2012 года по 31 декабря 2012 года.
1.4. Правовой мониторинг законодательства проводился в целях комплексного изучения правового регулирования отношений, возникающих в связи с розничной продажей алкогольной продукции на территории Московской области, для проведения анализа действия федерального законодательства и законодательства Московской области с целью его дальнейшего совершенствования.
1.5. В соответствии с указанными целями проведение мониторинга направлено на решение следующих задач:
1) систематизации информации:
о федеральном законодательстве и законодательстве субъектов Российской Федерации, осуществляющих правовое регулирование общественных отношений, связанных с розничной продажей алкогольной продукции;
о правоприменительной практике реализации соответствующих норм Федерального закона № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон № 171-ФЗ) и Закона Московской области № 40/2012-ОЗ "О розничной продаже алкогольной продукции в Московской области" (далее - Закон Московской области № 40/2012-ОЗ);
2) анализ информации о практике применения соответствующих норм Федерального закона № 171-ФЗ и Закона Московской области № 40/2012-ОЗ;
3) подготовка предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации по вопросам розничной продажи алкогольной на территории Московской области.
II. Сведения о деятельности Управления лицензирования,
декларирования и контроля Министерства потребительского
рынка и услуг Московской области
Управлением лицензирования, декларирования и контроля Министерства потребительского рынка и услуг Московской области (далее - Управление) были проведены следующие мероприятия:
проведен анализ федерального законодательства, законодательства субъектов Российской Федерации и законодательства Московской области по теме мониторинга;
проведена оценка эффективности действия соответствующих норм объекта мониторинга;
выработаны предложения по совершенствованию федерального законодательства и законодательства Московской области по предмету мониторинга.
III. Проведение мониторинга
3.1. Основным нормативным правовым актом, определяющим правовые основы производства и оборота алкогольной продукции, является Федеральный закон № 171-ФЗ.
3.2. Во исполнение Федерального закона № 171-ФЗ в Московской области принят Закон Московской области № 40/2012-ОЗ.
3.3. По смыслу Федерального закона № 171-ФЗ основными моментами государственного регулирования производства и оборота алкогольной продукции выступают установление правил предпринимательской деятельности на алкогольном рынке, осуществление контроля за соблюдением указанных правил, принятие мер правового воздействия в отношении участников алкогольного бизнеса, допускающих нарушения.
Закон Московской области № 40/2012-ОЗ регулирует отдельные отношения в области розничной продажи алкогольной продукции на территории Московской области, в том числе устанавливает полномочия государственных органов Московской области, требования к минимальному размеру оплаченного уставного капитала (уставного фонда), дополнительное ограничение времени розничной продажи алкогольной продукции, в связи с чем проведение правового мониторинга указанного Закона возможно только во взаимосвязи с Федеральным законом № 171-ФЗ.
3.4. Основной целью мониторинга являлось выявление факторов, влияющих на эффективность реализации Федерального закона № 171-ФЗ и Закона Московской области № 40/2012-ОЗ, и выработка предложений по совершенствованию законодательства, связанного с лицензированием розничной продажи алкогольной продукции.
3.5. Для достижения целей мониторинга были проведены: анализ федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации по теме мониторинга, оценка эффективности действия соответствующих норм объекта мониторинга.
3.6. Розничную продажу алкогольной продукции в Московской области осуществляют 5204 юридических лица, которые имеют 7148 лицензий. Розничная продажа алкогольной продукции осуществляется в 8616 магазинах и в 1769 предприятиях общественного питания. За год оформлено 5027 лицензий.
3.7. Особые требования к розничной продаже и потреблению (распитию) алкогольной продукции установлены в статье 16 Федерального закона № 171-ФЗ.
Частью 2 статьи 16 Федерального закона № 171-ФЗ установлены места, где не допускается розничная продажа алкогольной продукции:
в детских, образовательных, медицинских организациях, на объектах спорта, на прилегающих к ним территориях;
в организациях культуры, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой организациями, и розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемой индивидуальными предпринимателями, при оказании ими услуг общественного питания;
на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения, на остановочных пунктах его движения (в том числе на станциях метрополитена), на автозаправочных станциях;
на оптовых и розничных рынках, на вокзалах, в аэропортах, в иных местах массового скопления граждан и местах нахождения источников повышенной опасности, определенных органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Указанные ограничения действуют также на прилегающих к таким местам территориях;
на объектах военного назначения и на прилегающих к ним территориях;
в нестационарных торговых объектах.
Запрет на розничную продажу алкогольной продукции на оптовых и розничных рынках, на вокзалах, в аэропортах, в иных местах массового скопления граждан и местах нахождения источников повышенной опасности, а также в нестационарных торговых объектах не распространяется на розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более чем 16,5 процента объема готовой продукции, осуществляемую организациями, и на розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемую индивидуальными предпринимателями, при оказании этими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания, а также на розничную продажу алкогольной продукции, осуществляемую магазинами беспошлинной торговли.
3.8. В настоящее время наметилась устойчивая тенденция перевода магазинов, в которых осуществляется розничная продажа алкогольной продукции, в объекты общественного питания с целью уклонения от соблюдения указанных выше ограничений и продажи алкогольной продукции в ночное время (в Московской области установлен запрет на продажу алкогольной продукции с 21 часа до 11 часов).
Федеральный закон № 171-ФЗ не установил требования к объектам общественного питания и не наделил органы государственной власти субъектов Российской Федерации полномочиями по проверке соискателей лицензий и лицензиатов на предмет соблюдения требований законодательства в области организации общественного питания.
Организация общественного питания регулируется общими требованиями к качеству и безопасности пищевых продуктов и Правилами оказания услуг общественного питания, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.1997 № 1036. Кроме того, государственный надзор в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий осуществляется федеральными органами исполнительной власти.
3.9. Федеральным законом № 171-ФЗ установлено, что организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и (или) оборота.
Индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их розничной продажи.
Вместе с тем законодатель не вменил в обязанность предпринимателям направлять декларации в орган государственной власти субъекта Российской Федерации. Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлен состав административного правонарушения за уклонение от подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или декларации об использовании этилового спирта (статья 15.13), но орган государственной власти субъекта Российской Федерации не наделен правом по составлению протоколов об административных правонарушениях по данной статье Кодекса.
3.10. В соответствии со статьей 16 Федерального закона № 171-ФЗ принято постановление Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 № 1425 "Об определении органами государственной власти субъектов Российской Федерации мест массового скопления граждан и мест нахождения источников повышенной опасности, в которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, а также определении органами местного самоуправления границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции". Органами местного самоуправления начата работа по разработке соответствующих муниципальных актов.
3.11. Таким образом, наблюдается неполнота в правовом регулировании общественных отношений, в связи с чем целесообразно:
1) в Федеральный закон № 171-ФЗ внести изменения, дополнив перечень документов для получения лицензии на розничную продажу алкогольной продукции заключением уполномоченного федерального органа исполнительной власти (Роспотребнадзор) о соответствии помещения, в котором реализуется розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, требованиям, предъявляемым к предприятиям общественного питания, в том числе государственным стандартам;
2) в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях внести изменения, наделив органы государственной власти субъектов Российской Федерации полномочиями по составлению протоколов об административном правонарушении, установленном статьей 15.13 "Уклонение от подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или декларации об использовании этилового спирта".
3.12. При проведении мониторинга в Законе Московской области № 40/2012-ОЗ коррупциогенных факторов, в том числе снижающих эффективность реализации объекта мониторинга, не обнаружено.
3.13. Законодательство Московской области в сфере розничной продажи алкогольной продукции на территории Московской области не противоречит федеральному законодательству.
------------------------------------------------------------------