Типы документов

Реклама

Партнеры

Решение Арбитражного суда МО от 03.04.2013 по делу N А41-40301/2012 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими пунктов 1.1, абзацев 2, 3 пункта 1.10, абзацев "б", "в" пункта 6.14 Положения о порядке организации и проведения конкурса на право заключения договора на установку и эксплуатацию объектов наружной рекламы... и Методики расчета платы за установку и эксплуатацию объекта наружной рекламы... утв. решением Совета депутатов Ленинского муниципального района МО от 21.12.2011 N 17/71>



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 3 апреля 2013 г. по делу № А41-40301/2012

Резолютивная часть решения суда объявлена "14" марта 2013 г.
В полном объеме решение суда изготовлено "03" апреля 2013 г.
Арбитражный суд Московской области в составе
председательствующего судьи Валюшкиной В.В.,
судьей Захаровой Н.А., Соловьева А.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания А.Т.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "К" о признании недействующими
Методики расчета платы за установку и эксплуатацию объекта наружной рекламы и информации на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в собственности Ленинского муниципального района, а также земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена и распоряжение которыми осуществляется органами местного самоуправления Ленинского муниципального района в части автомобильных дорог: Киевское шоссе, Калужское шоссе, трасса на аэропорт Домодедово, Каширское шоссе, Симферопольское шоссе, Варшавское шоссе, Боровское шоссе, трасса М4 "Дон";
пунктов 1.1, абзацев 2, 3 пункта 1.10, абзацев "б", "в" пункта 6.14 Положения о порядке организации и проведения конкурса на право заключения договора на установку и эксплуатацию объектов наружной рекламы и информации на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в собственности Ленинского муниципального района Московской области, утвержденных решением Совета депутатов Ленинского муниципального района Московской области от 21.12.2011 № 17/71
как несоответствующие нормам федеральных законов № 131-ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", № 137-ФЗ от 25.10.2001 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", № 257-ФЗ от 08.11.2007 "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", № 38-ФЗ от 13.03.2006 "О рекламе", № 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции", второе заинтересованное лицо - глава Ленинского муниципального района Московской области,
третьи лица - Федеральное дорожное агентство, Федеральное казенное учреждение "Федеральное управление автомобильных дорог "Центральная Россия",
при участии в судебном заседании представителей заявителя, Совета депутатов Ленинского муниципального района Московской области, главы Ленинского муниципального района Московской области, ФКУ ФУАД "Центральная Россия", Федерального дорожного агентства,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "К" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействующими
Положения о порядке организации и проведения конкурса на право заключения договора на установку и эксплуатацию объектов наружной рекламы и информации на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в собственности Ленинского муниципального района Московской области, а также земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена и распоряжение которыми осуществляется органами местного самоуправления Ленинского муниципального района, утвержденного решением Совета депутатов Ленинского муниципального района Московской области от 21.12.2011 № 17/71 (далее - Положение);
постановления администрации Ленинского муниципального района Московской области от 23.12.2011 № 3477 "О проведении открытого конкурса на право заключения договора на установку и эксплуатацию объекта наружной рекламы и информации на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в муниципальной собственности, а также земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, на территории муниципального образования "Ленинский муниципальный район" Московской области.
Определением суда от 04.10.2012 требование организации о признании недействующим постановления администрации Ленинского муниципального района Московской области от 23.12.2011 № 3477 выделено в отдельное производство.
Определением суда от 08.11.2012 принято уточнение заявителем оспариваемых положений, в силу которого решение Совета депутатов Ленинского муниципального района Московской области оспаривается в части утверждения пунктов 1.1, 1.10, 6.14 Положения о порядке организации и проведения конкурса на право заключения договора на установку и эксплуатацию объектов наружной рекламы и информации, а также Методики расчета платы за установку и эксплуатацию объекта наружной рекламы и информации на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в собственности Ленинского муниципального района, а также земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена и распоряжение которыми осуществляется органами местного самоуправления Ленинского муниципального района (далее - Методика).
В судебном заседании 14.03.2013 судом принято уточнение заявителем оспариваемых положений, в силу которого ООО "К" просит признать недействующими
Методику расчета платы за установку и эксплуатацию объекта наружной рекламы и информации на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в собственности Ленинского муниципального района, а также земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена и распоряжение которыми осуществляется органами местного самоуправления Ленинского муниципального района в части автомобильных дорог: Киевское шоссе, Калужское шоссе, трасса на аэропорт Домодедово, Каширское шоссе, Симферопольское шоссе, Варшавское шоссе, Боровское шоссе, трасса М4 "Дон";
пункт 1.1, абзацы 2, 3 пункта 1.10, абзацы "б", "в" пункта 6.14 Положения о порядке организации и проведения конкурса на право заключения договора на установку и эксплуатацию объектов наружной рекламы и информации на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в собственности Ленинского муниципального района Московской области, утвержденных решением Совета депутатов Ленинского муниципального района Московской области от 21.12.2011 № 17/71.
Определением суда от 20.12.2012 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральное дорожное агентство, Федеральное казенное учреждение "Федеральное управление автомобильных дорог "Центральная Россия".
Определением суда от 25.02.2012 к участию в деле в качестве второго заинтересованного лица привлечен глава Ленинского муниципального района Московской области.
В судебном заседании 14.03.2013 представители заявителя поддержали требования по изложенным в заявлении, уточненных заявлениях, письменных пояснениях основаниям.
Представитель Совета депутатов Ленинского муниципального района Московской области, главы Ленинского муниципального района Московской области возражал против удовлетворения заявления по изложенным в отзыве основаниям.
Представитель Федерального дорожного агентства, Федерального казенного учреждения "Федеральное управление автомобильных дорог "Центральная Россия" поддержал правовую позицию заявителя по изложенным в письменных пояснениях основаниям.
Судом отказано в удовлетворении ходатайства представителя Федерального дорожного агентства, Федерального казенного учреждения "Федеральное управление автомобильных дорог "Центральная Россия" об отложении судебного заседания 14.03.2013 в связи с уточнением заявителем предмета спора. Ввиду того, что уточнение заявителем предмета спора носило формальный характер и фактически свелось к тому, что заявитель сузил заявленные требования, суд не нашел оснований для удовлетворения ходатайства представителя третьих лиц.
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, решением Совета депутатов Ленинского муниципального района Московской области от 21.12.2011 № 17/71 утверждены
- Положение о порядке организации и проведения конкурса на право заключения договора на установку и эксплуатацию объектов наружной рекламы и информации на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в собственности Ленинского муниципального района Московской области, а также земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена и распоряжение которыми осуществляется органами местного самоуправления Ленинского муниципального района;
- Методика расчета платы за установку и эксплуатацию объекта наружной рекламы и информации на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в собственности Ленинского муниципального района, а также земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена и распоряжение которыми осуществляется органами местного самоуправления Ленинского муниципального района Московской области.
Не согласившись с отдельными нормами утвержденных Положения и Методики, ООО "К" обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав в полном объеме и оценив в совокупности документы, имеющиеся в материалах дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявления ООО "К".
В соответствии с ч.ч. 4-6 ст. 194 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт.
1. В соответствии с п.п. 1.1-1.3 Положения оно регламентирует порядок организации и проведения конкурса на право заключения договора на установку и эксплуатацию объектов наружной рекламы и информации на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в собственности Ленинского муниципального района Московской области, а также земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена и распоряжение которыми осуществляется органами местного самоуправления Ленинского муниципального района.
Положение разработано в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Градостроительным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "О рекламе", Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, Уставом Ленинского муниципального района. Положение применяется и обязательно для исполнения на всей территории Ленинского муниципального района Московской области.
В соответствии с п. 1.10 Положения условиями конкурса являются предложения по цене договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, превышающую начальную цену предмета конкурса; предложение по использованию рекламных мест в социальных программах; предложения по благоустройству района и праздничному оформлению; иные условия.
На основании п. 6.14 Положения победителем конкурса признается участник, предложивший наилучшие условия установки и эксплуатации объекта наружной рекламы и информации. Определение победителя конкурса осуществляется на основании следующих критериев: максимальное предложение по цене предмета конкурса; наилучшие предложения по благоустройству района; наилучшие предложения по праздничному оформлению, размещению социальной и социально значимой рекламы; наилучшие предложения участника конкурса по другим конкурсным условиям, содержащимся в конкурсной документации.
Заявитель полагает, что пункт 1.1 Положения, пункт 1.10 Положения в части, устанавливающей такие условия конкурса как предложение по использованию рекламных мест в социальных программах, предложение по благоустройству района и праздничному оформлению, а также пункт 6.14 Положения в части, устанавливающей, что определение победителя конкурса осуществляется на основании, в том числе, наилучшего предложения по благоустройству района, наилучшего предложения по праздничному оформлению, размещению социальной и социально значимой рекламы не соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности в связи со следующим.
Одним из основных видов деятельности ООО "К" является деятельность в области размещения и распространения рекламы. Основная ценность рекламного места (рекламной конструкции) - ее географическое расположение: чем более "проходимое" место - тем выше доходность от использования рекламной конструкции. Договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции заключается сроком на пять лет. За исполнителем предусмотрены значительные финансовые вложения, как в виде прямых платежей в адрес органа местного самоуправления, так и в виде размещения за свой счет социальной рекламы, благоустройства территории.
Наименование оспариваемого Положения и п. 1.1 противоречат действующему законодательству, поскольку в соответствии с п. 9 ст. 1 Земельного кодекса одним из принципов действующего земельного законодательства является разграничение государственной собственности на землю (собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации, собственность муниципальных образований). Передача неразграниченных земель, находящихся в федеральной собственности, либо земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, производится на основании актов органов власти, которые уполномочены распоряжаться указанной землей.
Соответствующие нормативно-правовые акты, позволяющие органам местного самоуправления Ленинского муниципального района распоряжаться неразграниченной землей, отсутствуют.
Касательно условий конкурса, определенных Положением, заявитель поясняет, что предложение по использованию рекламных мест в социальных программах является одним из главных условий и критериев оценки победителей конкурса, хотя социальная составляющая определена Федеральным законом "О рекламе" в пределах 5% годового объекта распространяемой претендентом рекламы.
В отношении предложения по благоустройству района и праздничному оформлению заявитель поясняет, что размещение рекламных конструкций и благоустройство территории являются независимыми видами предпринимательской деятельности.
На основании приказа Минрегиона России от 27.12.2011 № 613 под благоустройством территории понимается комплекс мероприятий по инженерной подготовке и обеспечению безопасности, озеленению, устройству покрытий, освещению, размещению малых архитектурных форм и объектов монументального искусства.
Таким образом, по мнению заявителя, не ясно, если обязательство по благоустройству территории в связи с установкой рекламной конструкции является прямой обязанностью, какие дополнительные предложения по благоустройству могут быть выполнены и как они соотносятся с деятельностью рекламораспространителей.
Указанные в Положении критерии участия и оценки не являются конкретными и объективными, носят предположительный и неоднозначный характер, не позволяют определить, какие действия претендентов являются необходимыми и достаточными для получения высшего бала, нарушают прозрачность процедуры проведения торгов, а также ведут к субъективной оценке заявок участников торгов конкурсной комиссией.
По мнению заявителя, изложенное может повлиять на решение участников на участие в конкурсе ввиду невозможности на момент подготовки и подачи заявки на участие в торгах определить затраты, оборудование, трудовые ресурсы, необходимые для выполнения указанных требований и, кроме того, указанные критерии не позволяют претендентам определить условия, на которых, в случае победы в конкурсе будет заключен договор, что может повлиять на решение претендентов об отказе от участия в конкурсе и, как следствие, может повлечь недопущение, ограничение и устранение конкуренции, что запрещено требованиями ст. 17 Федерального закона "О защите конкуренции".
В отзыве на заявление Совет депутатов Ленинского муниципального района указывает, что оспариваемое Положение устанавливает общие нормы и правила организации и проведения конкурса на право заключения договора на установку и эксплуатацию объектов наружной рекламы безотносительно конкретного объекта, а потому не может затрагивать чьи-либо права и законные интересы. Органы местного самоуправления вправе установить самостоятельно в своих правовых актах не только форму торгов, но и определить в данных актах понятия и термины, необходимые для реализации возложенных на органы местного самоуправления функций, в том числе определить по собственному усмотрению критерии определения победителей торгов. Законодательством о размещении заказов разграничены, с одной стороны, допустимость включения в конкурсную документацию требований к участнику размещения заказа, с другой стороны, право государственного заказчика установить критерии оценки заявок на участие в конкурсе. Приведенные в Положении критерии оценки заявок на участие в конкурсе не противоречат требованиям Федерального закона "О защите конкуренции", поскольку в отличие от аукциона, победителем конкурса признается участник, предложившие наилучшие условия. Каждый из оспариваемых критерием, взятый в отдельности, не является единственным условием, определяющим победителя торгов, так как победитель торгов определяется по сумме баллов, набранных по шести критериям оценки.
По обстоятельствам несогласия заявителя с отдельными нормами оспариваемого Положения, утвержденного решением Совета депутатов Ленинского муниципального района, судом установлено следующее.
В силу ст. 16 Земельного кодекса Российской Федерации государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований. Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственности), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с Земельным кодексом и федеральными законами.
В силу абз. 2 п. 10 ст. 3 Федерального закона № 137-ФЗ от 25.10.2001 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Так, в соответствии с пунктами 2, 3 ст. 24 Федерального закона № 257-ФЗ от 08.11.2007 "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предоставление земельных участков, которые находятся в федеральной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, для размещения автомобильных дорог федерального значения осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства.
Предоставление земельных участков, которые находятся в собственности субъекта Российской Федерации или государственная собственность на которые не разграничена, для размещения автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст. 39 Федерального закона № 257-ФЗ предоставление концессионеру в аренду (субаренду) земельных участков, которые находятся в федеральной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, на которых располагается объект концессионного соглашения и (или) которые необходимы для осуществления концессионером деятельности, предусмотренной концессионным соглашением в отношении автомобильных дорог федерального значения, осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, или в случае, предусмотренном федеральным законом, организацией, осуществляющей полномочия концедента.
Предоставление концессионеру в аренду (субаренду) земельных участков, которые находятся в собственности субъекта Российской Федерации или государственная собственность на которые не разграничена, на которых располагается объект концессионного соглашения и (или) которые необходимы для осуществления концессионером деятельности, предусмотренной концессионным соглашением в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Указанные нормы ст. 24 и 39 Федерального закона № 257-ФЗ регулируют вопросы предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для размещения автомобильных дорог и особенности предоставления земельных участков, используемых для размещения платной автомобильной дороги общего пользования федерального либо регионального или межмуниципального значения или автомобильной дороги федерального либо регионального или межмуниципального значения, содержащей платные участки, на основании концессионных соглашений, и порядок определения арендной платы за указанные земельные участки.
Таким образом, с учетом норм вводного закона земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, по вопросам о размещении автомобильных дорог в силу прямого указания закона вправе распоряжаться федеральные органы исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства.
Следовательно, по перечисленным вопросам органы местного самоуправления не вправе распоряжаться земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Вместе с тем, оспариваемый п. 1.1 Положения, утвержденного решением Совета депутатов Ленинского района Московской области, регламентирует порядок организации и проведения конкурса на право заключения договора на установку и эксплуатацию объектов наружной рекламы и информации на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в собственности Ленинского муниципального района Московской области, а также земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена и распоряжение которыми осуществляется органами местного самоуправления Ленинского муниципального района.
Согласно части 5 статьи 19 Федерального закона "О рекламе" установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором. Договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции заключается на срок пять лет, за исключением договора на установку и эксплуатацию временной рекламной конструкции, который может быть заключен на срок не более чем двенадцать месяцев.
При этом порядок заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, закреплен в части 5.1 статьи 19 Федерального закона "О рекламе" - заключение такого договора осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Форма проведения торгов (аукцион или конкурс) устанавливается органами государственной власти или представительными органами муниципальных образований.
Общие требования проведения торгов закреплены положениями Гражданского кодекса Российской Федерации (статьи 447-449).
На основе общих положений о торгах орган местного самоуправления вправе принять локальный нормативный акт, в котором излагается форма и процедура проведения торгов. При этом положения локальных нормативных актов не должны противоречить законодательству Российской Федерации, в частности, статье 17 Федерального закона "О защите конкуренции".
Как видно из наименования оспариваемого Положения, оно касается вопросов размещения рекламных конструкций; ни одна из его норм не указывает на возможность распоряжения земельными участками, распоряжаться которыми органы местного самоуправления не вправе в силу приведенных норм вводного закона и Федерального закона № 257-ФЗ.
Учитывая изложенное, суд полагает, что решение, утвердившее оспариваемое Положение, принято в соответствии с предоставленными Совету депутатов полномочиями.
Касаемо оспариваемых заявителем условий конкурса и критериев оценки, указанных в п. 1.10, 6.14 Положения, суд исходит из следующего.
На основании ст. 17 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции" при проведении торгов, запроса котировок цен на товары запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе: координация организаторами торгов, запроса котировок или заказчиками деятельности его участников; создание участнику торгов, запроса котировок или нескольким участникам торгов, запроса котировок преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом; нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок; участие организаторов торгов, запроса котировок или заказчиков и (или) работников организаторов торгов, запроса котировок или работников заказчиков в торгах, запросе котировок.
Наряду с установленными частью 1 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, если организаторами или заказчиками торгов, запроса котировок являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов, запроса котировок на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок.
Наряду с установленными частями 1 и 2 настоящей статьи запретами при проведении торгов запроса котировок на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов запроса котировок путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов запроса котировок.
Нарушение правил, установленных настоящей статьей, является основанием для признания судом соответствующих торгов запроса котировок и заключенных по результатам таких торгов запроса котировок сделок недействительными, в том числе по иску антимонопольного органа.
Как указано выше, заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Форма проведения торгов (аукцион или конкурс) устанавливается органами государственной власти или представительными органами муниципальных образований (ст. 19 Федерального закона "О рекламе").
В соответствии со ст. 10 Федерального закона "О рекламе" заключение договора на распространение социальной рекламы является обязательным для рекламораспространителя в пределах пяти процентов годового объема распространяемой им рекламы (в том числе общего времени рекламы, распространяемой в теле- и радиопрограммах, общей рекламной площади печатного издания, общей рекламной площади рекламных конструкций).
По мнению суда, установленный законом пятипроцентный предел является обязательным для рекламораспространителя, однако не ограничивает его право на распространение социальной, социально значимой рекламы в большем размере.
На основании изложенного, указанные в п. 1.10 Положения условия конкурса, в том числе о предложении по использованию рекламных мест в социальных программах, и в п. 6.14 Положения нормы, согласно которым победителем признается участник, сделавший, в том числе наилучшее предложение по размещению социальной и социально значимой рекламы, не противоречат нормам действующего законодательства и не ограничивают право заявителя на участие в конкурсе на право заключения договора.
Равным образом суд не усматривает противоречий нормам действующего законодательства, в том числе Федерального закона "О рекламе", Федерального закона "О защите конкуренции", также установленным в п. 1.10 Положения условиям конкурса о предложении по благоустройству района и праздничному оформлению и в п. 6.14 Положения о том, что победителем признается участник, сделавший, в том числе наилучшие предложения по благоустройству района, по праздничному оформлению.
В соответствии со ст. 447 Гражданского кодекса Российской Федерации в качестве организатора торгов может выступать собственник вещи или обладатель иного имущественного права на нее. Организатором торгов также могут являться специализированная организация или иное лицо, которые действуют на основании договора с собственником вещи или обладателем иного имущественного права на нее и выступают от их имени или от своего имени, если иное не предусмотрено законом.
Торги проводятся в форме аукциона или конкурса. Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу - лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия.
Федеральным законом "О рекламе" установлен ряд ограничений для участников конкурса.
Участником торгов (в форме аукциона или конкурса) не вправе быть лицо, занимающее преимущественное положение в сфере распространения наружной рекламы на момент подачи заявки на участие в торгах. Если по результатам проведения аукциона или конкурса лицо приобретает преимущественное положение, данные результаты являются недействительными.
Преимущественным положением лица в сфере распространения наружной рекламы на территории муниципального района или городского округа, территориях городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга признается положение лица, при котором его доля в этой сфере на указанных территориях превышает тридцать пять процентов (за исключением случаев, если на территории муниципального района или городского округа установлено не более чем десять рекламных конструкций). Доля лица в сфере распространения наружной рекламы определяется как отношение общей площади информационных полей рекламных конструкций, разрешения на установку которых выданы лицу и его аффилированным лицам на соответствующей территории, к общей площади информационных полей всех рекламных конструкций, разрешения на установку которых выданы на этой территории. Для целей настоящей статьи под информационным полем рекламной конструкции понимается часть рекламной конструкции, предназначенная для распространения рекламы.
Однако, сам по себе конкурсный отбор рекламораспространителей не оказывает влияния на конкуренцию, поскольку каждый хозяйствующий субъект самостоятельно принимает решение об участии в конкурсе; все участники конкурса равны между собой; самостоятельные действия каждого влияют на результаты конкурса, и победителем определяется участник, предложивший наилучшие условия по всем оговоренным параметрам, т.е. более конкурентоспособный; оспариваемые заявителем условия участия в конкурсе не создают отдельным лицам преимущества и не нарушают нормы Федерального закона "О рекламе", Федерального закона "О защите конкуренции".
2. Методика расчета платы за установку и эксплуатацию объекта наружной рекламы и информации определяет формулу расчета размера годовой платы, исходя из которой величина годовой платы (Т) равна произведению базовой ставки (БС), площади информационного поля объекта наружной рекламы (S), понижающего коэффициента, отражающего зависимость размера оплаты от площади информационного поля одной стороны объекта наружной рекламы (Кп), коэффициента, стимулирующего внедрение более сложных технологий (Кт), коэффициента, учитывающего особенности размещения типов объектов наружной рекламы и информации (Кс), коэффициента, учитывающего территориальную привязку (Ктер).
Заявляя об оспаривании данной Методики, указывающей при установлении коэффициента, учитывающего территориальную привязку, на территории Ленинского муниципального района (в административных границах), среди которых Киевское шоссе, Калужское шоссе, трасса на аэропорт "Домодедово", Каширское шоссе, Симферопольское шоссе, Варшавское шоссе, Боровское шоссе, трасса М4 "Дон", Московская кольцевая автомобильная дорога, ООО "К" указывает следующее.
На основании п. 3 ч. 1 ст. 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации и Устава муниципального образования органы местного самоуправления вправе распоряжаться имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
Вместе с тем, на основании Методики территориями для установки рекламных конструкций определены, в том числе Киевское шоссе, Калужское шоссе, трасса на аэропорт "Домодедово", Каширское шоссе, Симферопольское шоссе, Варшавское шоссе, Боровское шоссе, трасса М4 "Дон".
Указанные автомобильные дороги являются дорогами общего пользования федерального значения и в силу норм Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" государственные услуг и управление государственным имуществом дорожного хозяйства осуществляет соответствующий федеральный орган исполнительной власти - Росавтодор - или государственная компания "Российские автомобильные дороги" в случае, если автомобильные дороги переданы ей в доверительное управление. Кроме того, установка рекламных конструкций в границах придорожных полос допускается при наличии согласия в письменной форме владельца автомобильной дороги также с учетом того, что ширина каждой придорожной полосы автомобильных дорог первой и второй категорий устанавливается в размере семидесяти пяти метров.
Таким образом, определяя территории для установки рекламных конструкций в полосах отвода и придорожных полосах автомобильных дорог общего пользования федерального значения, Совет депутатов Ленинского района вышел за пределы своей компетенции, установленной законодательством о местном самоуправлении и об эксплуатации автомобильных дорог.
Заявитель является профессиональным участником рынка рекламы и осуществляет свою деятельность на территориях муниципальных образований Московской области, в том числе на территории Ленинского района.
После принятия оспариваемого нормативного правового акта на заявителя, как на участника рекламного рынка, возложена дополнительная обязанность по участию в конкурсах и, соответственно, несению дополнительных расходов на такое участие, поскольку размещение рекламных конструкций на придорожных полосах автодорог может быть осуществлено после участия в таком конкурсе. Действующее решение Совета депутатов Ленинского муниципального района создает неопределенность в правовом статусе лица, правомочного распоряжаться установкой рекламных конструкций в придорожных полосах, и налагает на предпринимателей обязанность по двойному получению прав на установку рекламных конструкций - от ФКУ "Центравтомагистраль" и от администрации Ленинского муниципального района.
В отзыве на заявление Совет депутатов Ленинского муниципального района Московской области, сославшись на нормы Федерального закона "О рекламе", Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", указал что, регламентируя порядок организации и проведения конкурса на право заключения договора на установку и эксплуатацию объектов наружной рекламы и информации на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, Совет депутатов Ленинского муниципального района действовал в рамках предоставленных полномочий. Установление в Методике коэффициента, учитывающего наличие в допустимой близости к возможному месту размещения объекта наружной рекламы, автомобильной дороги, не нарушает норм действующего законодательства.
Третье лицо - Росавтодор - в судебном заседании и в письменных пояснениях выразило позицию, согласно которой указание в Методике территорий для установки рекламных конструкций, которые, в то же время относятся к автомобильным дорогам федерального значения с соответствующими полосами отвода, создает неопределенность в установлении собственника земельных участков, на которых установлены рекламные конструкции, и ведет к нарушению прав собственника на владение, пользование, распоряжение полосой отвода спорных автомобильных дорог. Представитель Росавтодор также сообщил, что в производстве арбитражного суда имеется дело № А41-16303/2012, возбужденное, в том числе на основании иска ФКУ "Центравтомагистраль" о признании недействительным торгов, проведенных администрацией Ленинского муниципального района Московской области. В качестве основания для подачи иска явился тот факт, что администрация не имела права, законных оснований и полномочий проводить торги на право заключения договора на установку и эксплуатацию объекта наружной рекламы и информации на земельных участках и ином недвижимом имуществе, находящемся в федеральной собственности.
Третье лицо - ФКУ "Центравтомагистраль" - в письменных пояснениях поддержало позицию заявителя и Федерального дорожного агентства.
Суд находит ошибочными доводы заявителя и третьих лиц о том, что Методика определяет территории размещения рекламных конструкций и в нарушение Федерального закона № 257-ФЗ орган местного самоуправлении оставляет за собой право распоряжаться земельными участками, не являющимися муниципальной собственностью.
Отношения, возникающие в связи с использование автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются нормами Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона № 257-ФЗ автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Таким образом, земельные участки полосы отвода входят в состав автомобильной дороги. Полоса отвода представляет собой земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса.
Положения ст. 25 Федерального закона № 257-ФЗ устанавливают особый режим использования земельных участков полосы отвода автомобильной дороги федерального значения в целях обеспечения требований безопасности дорожного движения, а также нормальных условий реконструкции, капитального ремонта, ремонта, содержания таких автомобильных дорог, их сохранности.
Земельные участки для установки и эксплуатации рекламных конструкций в границах полосы отвода автомобильной дороги федерального значения предоставляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, или Государственной компаний "Российские автомобильные дороги" в случае, если автомобильные дороги переданы ей в доверительное управление.
Представитель Совета депутатов Ленинского муниципального района Московской области и главы Ленинского района Московской области в судебном заседании заявил о том, что оспариваемая Методика учитывает лишь территориальную привязку к автомобильным дорогам, проходящим в границах Ленинского муниципального района Московской области, но не относится к полосам отвода и придорожным полосам автомобильных дорог общего пользования федерального значения.
Оспариваемое решение Совета депутатов Ленинского района Московской области в силу прямого указания в нем распространяет свое действие на земельные участки, здания, иное недвижимое имущество, находящееся в собственности Ленинского муниципального района Московской области, а также на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и распоряжение которыми осуществляется органами местного самоуправления Ленинского муниципального района.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что утвержденная Советом депутатов Ленинского муниципального района Методика не может распространять свое действие на территории хотя бы и находящиеся в административных границах Ленинского муниципального района, но имеющие особый режим использования, к которым относятся автомобильные дороги общего пользования федерального значения и их составные части, в том числе земельные участки, расположенные в границах полос отвода и придорожных полос таких автомобильных дорог.
По мнению суда, указание в оспариваемой Методике автомобильных дорог федерального значения (Киевское шоссе, Калужское шоссе, трасса на аэропорт Домодедово, Каширское шоссе, Симферопольское шоссе, Варшавское шоссе, Боровское шоссе, трасса М4 "Дон") является ориентиром для потенциальных участников конкурса на право заключения договора на установку и эксплуатацию объектов наружной рекламы и информации, но не предполагает права органов местного самоуправления Ленинского муниципального района Московской области распоряжаться земельными участками, являющимися федеральной собственностью.
При таких обстоятельствах, суд не усматривает несоответствия оспариваемых положений решения Совета депутатов Ленинского муниципального района Московской области от 21.12.2011 № 17/71 нормам федеральных законов № 131-ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", № 137-ФЗ от 25.10.2001 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", № 257-ФЗ от 08.11.2007 "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", № 38-ФЗ от 13.03.2006 "О рекламе", № 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции", нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности оспариваемыми положениями решения Совета депутатов судом также не установлено.
В силу ч. 1 ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Учитывая изложенное, перечисленная обществом при обращении в суд с рассматриваемым заявлением государственная пошлина в сумме 2000 руб. относится на заявителя.
Руководствуясь ст.ст. 167-170, 176 АПК РФ, арбитражный суд

решил:

в удовлетворении заявления ООО "К" отказать.
Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия. Решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Московского округа в течение месяца со дня его вступления в законную силу.

Председательствующий судья
В.В. Валюшкина

Судья
Н.А. Захарова

Судья
А.А. Соловьев


------------------------------------------------------------------