Постановление Мособлдумы от 25.04.2013 N 19/51-П "Об итогах мониторинга правоприменительной практики Закона Московской области N 1/2008-ОЗ "Об обеспечении тишины и покоя граждан в ночное время на территории Московской области"
МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 апреля 2013 г. № 19/51-П
ОБ ИТОГАХ МОНИТОРИНГА ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ ЗАКОНА
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ № 1/2008-ОЗ "ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ТИШИНЫ
И ПОКОЯ ГРАЖДАН В НОЧНОЕ ВРЕМЯ НА ТЕРРИТОРИИ
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ"
Рассмотрев Отчет о проведенном мониторинге правоприменительной практики Закона Московской области № 1/2008-ОЗ "Об обеспечении тишины и покоя граждан в ночное время на территории Московской области" за период с 1 января по 31 декабря 2012 года, в соответствии с частью 2 статьи 8 Закона Московской области № 46/2012-ОЗ "О правовом мониторинге в Московской области", пунктом 15 Положения о порядке проведения правового мониторинга в Московской областной Думе, утвержденного постановлением Московской областной Думы от 13.12.2012 № 25/37-П, Московская областная Дума постановила:
1. Принять к сведению Отчет о проведенном мониторинге правоприменительной практики Закона Московской области № 1/2008-ОЗ "Об обеспечении тишины и покоя граждан в ночное время на территории Московской области" за период с 1 января по 31 декабря 2012 года. (Приложение.)
2. Поручить Комитету по вопросам строительства, архитектуры, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики на основании выработанных Комиссией по проведению мониторинга предложений подготовить проект закона Московской области о внесении изменений в Закон Московской области № 1/2008-ОЗ "Об обеспечении тишины и покоя граждан в ночное время на территории Московской области" и внести его на рассмотрение Московской областной Думы до 15 июня 2013 года.
3. Опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации и разместить на официальном сайте Московской областной Думы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Московской областной Думы Жукова И.Н.
Председатель
Московской областной Думы
И.Ю. Брынцалов
Приложение
к постановлению
Московской областной Думы
от 25 апреля 2013 г. № 19/51-П
ОТЧЕТ
О ПРОВЕДЕННОМ МОНИТОРИНГЕ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ
ЗАКОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ № 1/2008-ОЗ "ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ТИШИНЫ
И ПОКОЯ ГРАЖДАН В НОЧНОЕ ВРЕМЯ НА ТЕРРИТОРИИ
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ"
I. Общие положения
Объект мониторинга правоприменительной практики (далее - мониторинг) - Закон Московской области № 1/2008-ОЗ "Об обеспечении тишины и покоя граждан в ночное время на территории Московской области" (далее - Закон Московской области № 1/2008-ОЗ).
Субъект мониторинга - Московская областная Дума.
Период времени, за которое проводился мониторинг, - с 1 января по 31 декабря 2012 года, срок проведения мониторинга - 4 квартал 2012 года, 1 квартал 2013 года.
Целью проведения мониторинга является проведение комплексного изучения правового регулирования отношений в сфере обеспечения тишины и покоя граждан на территории Московской области.
Реализация данной цели предполагает решение следующих задач:
1) сбор, обработка и систематизация информации о практике применения Закона Московской области № 1/2008-ОЗ;
2) сбор, обработка и систематизация информации о законодательстве субъектов Российской Федерации по вопросам обеспечения тишины и покоя граждан;
3) анализ информации о практике применения соответствующих норм Закона Московской области № 1/2008-ОЗ на территории Московской области;
4) подготовка предложений по совершенствованию законодательства Московской области по вопросам обеспечения тишины и покоя граждан на территории Московской области.
II. Информация о деятельности Комиссии
по проведению мониторинга
В целях проведения мониторинга постановлением Московской областной Думы от 06.12.2012 № 26/36-П "О проведении мониторинга практики применения Закона Московской области № 1/2008-ОЗ "Об обеспечении тишины и покоя граждан в ночное время на территории Московской области" была создана Комиссия по проведению мониторинга (далее - Комиссия) в следующем составе:
1) Жуков И.Н. - депутат Московской областной Думы, член фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ";
2) Дупак В.В. - депутат Московской областной Думы, член фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ";
3) Леонтьев М.П. - депутат Московской областной Думы, член фракции КПРФ;
4) Калтайс А.В. - депутат Московской областной Думы, член фракции ЛДПР;
5) Яременко Е.А. - депутат Московской областной Думы, член фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ";
6) Капралов Н.Н. - руководитель аппарата Комитета по вопросам строительства, архитектуры, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики;
7) Смирнов Н.М. - консультант Комитета по вопросам строительства, архитектуры, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики;
8) Невская О.В. - консультант отдела правовой экспертизы Государственно-правового управления Московской областной Думы.
По согласованию с временно исполняющим обязанности Губернатора Московской области Воробьевым А.Ю., председателем Совета муниципальных образований Московской области Барановым А.Н. в состав Комиссии были также включены:
1) Ниязов А.А. - начальник Организационно-правового управления Главного управления государственного административно-технического надзора Московской области;
2) Аксютенков В.Н. - консультант отдела по координации взаимодействия в сферах профилактики преступлений, иных правонарушений и военного управления Управления по координации взаимодействия в сферах профилактики правонарушений, военного управления и оперативному реагированию на кризисные ситуации Главного управления региональной безопасности Московской области;
3) Иванов О.Б. - исполнительный директор Совета муниципальных образований Московской области.
Председателем Комиссии был избран Дупак Владимир Владимирович - председатель Комитета по вопросам строительства, архитектуры, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики.
Комиссией был разработан и утвержден план проведения мониторинга правоприменительной практики Закона Московской области № 1/2008-ОЗ, в соответствии с которым проведены следующие мероприятия:
1) проведен анализ законодательства субъектов Российской Федерации по теме мониторинга;
2) разработан и утвержден опросный лист (анкета) мониторинга правоприменительной практики Закона Московской области № 1/2008-ОЗ;
3) проведен опрос респондентов (жителей Московской области) через официальный сайт Московской областной Думы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
4) проведена работа по обобщению предложений респондентов по результатам опроса;
5) проведены консультации с Главным управлением Министерства внутренних дел Российской Федерации по Московской области, Прокуратурой Московской области, Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области, получены мнения и предложения указанных органов по совершенствованию Закона Московской области № 1/2008-ОЗ;
6) проведены анализ и оценка эффективности применения норм объекта мониторинга, изучены предложения респондентов, направленные на совершенствование законодательства в части рассматриваемых вопросов;
7) выработаны предложения по совершенствованию законодательства Московской области по теме мониторинга.
III. Проведение мониторинга
1. Состояние законодательства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации в части норм об административной ответственности за нарушение тишины и покоя граждан.
В соответствии с пунктом "в" статьи 71 Конституции Российской Федерации регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина находятся в ведении Российской Федерации.
В настоящее время отсутствует соответствующий федеральный закон, регулирующий отношения, связанные с обеспечением тишины и покоя граждан в ночное время.
В соответствии с пунктом "б" части первой статьи 72 Конституции Российской Федерации защита прав и свобод человека и гражданина находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Таким образом, субъекты Российской Федерации вправе принимать меры, направленные на защиту прав человека и гражданина, в том числе устанавливать административную ответственность за нарушение тишины и покоя граждан в ночное время на своей территории. Такие меры должны осуществляться исключительно в целях защиты прав и свобод, включая установление дополнительных гарантий реализации конституционных прав человека и гражданина на охрану здоровья, на отдых.
Нормы об административной ответственности за нарушение тишины и покоя граждан содержатся в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
В 11 субъектах Российской Федерации (включая Московскую область) приняты и действуют отдельные законы, дополнительно регулирующие рассматриваемые правоотношения.
Время действия ограничений, направленных на обеспечение тишины и покоя граждан ("ночное время"), в большинстве случаев устанавливается с 22.00-23.00 до 6.00-8.00, хотя имеются и исключения (примеры приведены в таблице ниже).
Можно выделить ряд законов субъектов Российской Федерации, нормы которых не имеют в настоящее время аналогов в законодательстве Московской области (таблица 1).
Таблица 1
Субъект Реквизиты закона Основные положения
Российской субъекта Российской
Федерации Федерации
Город Закон Санкт-Петербурга Запрещается совершение действий,
Санкт-Петербург от 31.05.2010 № 273-70 нарушающих тишину и покой
"Об административных граждан в многоквартирных домах,
правонарушениях в в выходные и нерабочие
Санкт-Петербурге" общегосударственные праздничные
дни с 7.00 до 12.00
Республика Закон Республики К территориям, на которых
Башкортостан Башкортостан обеспечивается покой граждан и
от 18.07.2011 № 430-з тишина в ночное время, отнесены
"Об обеспечении покоя жилые зоны, в том числе
граждан и тишины в придомовые территории
ночное время" многоквартирных домов и
индивидуальных жилых домов,
стоянки автомобильного
транспорта, детские и спортивные
площадки, улицы (проспекты,
бульвары, переулки и т.п.) и
площади, находящиеся на
территории жилых зон, а также
территории садоводческих,
огороднических и дачных
некоммерческих объединений
граждан (вне помещений жилых
строений и жилых домов)
Пермский край Закон Пермского края К действиям, нарушающим тишину и
от 01.11.2007 № 139-ПК покой граждан, отнесено
"Об административных управление автомобилем
правонарушениях" (транспортным средством),
оборудованным глушителем с
прямоточным выпуском выхлопных
газов, повлекшее нарушение
тишины и покоя граждан в ночное
время
Архангельская Закон Архангельской Установлена административная
область области от 03.06.2003 ответственность за производство
№ 172-22-ОЗ "Об ремонтных и (или) строительных
административных работ в жилых домах с 20.00 до
правонарушениях" 22.00, если это не связано с
проведением аварийных и
спасательных работ, а также
других неотложных работ,
необходимых для обеспечения
безопасности граждан либо
функционирования объектов
жизнеобеспечения населения
Волгоградская Закон Волгоградской Установлена административная
область области от 11.06.2008 ответственность за осуществление
№ 1693-ОД "Кодекс ремонтных, строительных и
Волгоградской области погрузочно-разгрузочных работ,
об административной повлекшее нарушение тишины и
ответственности" покоя граждан, в жилых домах,
подъездах и на дворовых
территориях в выходной день
(воскресенье) или нерабочие
праздничные дни
Калининградская Закон Калининградской Установлена административная
область области от 12.05.2008 ответственность за действия,
№ 244 "Кодекс совершенные несовершеннолетними
Калининградской области в возрасте до 16 лет (наложение
об административных административного штрафа
правонарушениях" на родителей или иных законных
представителей
несовершеннолетнего). Кроме
того, для таких действий, как
производство ремонтных,
строительных,
разгрузочно-погрузочных работ,
осуществляемых в жилых зданиях и
помещениях, "период тишины"
установлен с 19.00
Кемеровская Закон Кемеровской Административная ответственность
область области от 16.06.2006 установлена за совершение
№ 89-ОЗ "Об отдельных действий, нарушающих
административных тишину и покой граждан и в
правонарушениях в дневное время, например, в
Кемеровской области" многоквартирных домах в выходные
и нерабочие праздничные дни
с 8.00 до 22.00, за исключением
проведения аварийных и
спасательных работ, а также
других неотложных работ,
необходимых для обеспечения
безопасности граждан либо
функционирования объектов
жизнеобеспечения населения
Свердловская Закон Свердловской Запрещено производство ремонтных
область области от 14.06.2005 и строительных работ,
№ 52-ОЗ "Об сопровождаемых шумом (за
административных исключением действий, связанных
правонарушениях на с проведением
территории Свердловской аварийно-спасательных работ и
области" других неотложных работ,
необходимых для обеспечения
безопасности граждан либо
обеспечения нормального
функционирования объектов
жизнедеятельности населения, а
также работ, приостановка
которых невозможна по
производственно-техническим
условиям), в пятницу, субботу,
воскресенье и нерабочие
праздничные дни в период с 18.00
до 11.00 по местному времени.
Кроме того, ответственность
предусмотрена за действия,
нарушающие тишину и покой
граждан, на расстоянии ближе чем
сто метров от жилых домов,
зданий, в которых размещаются
организации, осуществляющие
деятельность в сфере
образования, здравоохранения и
(или) социального обслуживания
населения с круглосуточным или
ночным пребыванием граждан, а
также организации, оказывающие
гостиничные услуги (за
исключением действий, связанных
с проведением
аварийно-спасательных работ и
других неотложных работ,
необходимых для обеспечения
безопасности граждан либо
обеспечения нормального
функционирования объектов
жизнедеятельности населения, а
также работ, приостановка
которых невозможна по
производственно-техническим
условиям)
Следует отметить, что в ряде субъектов Российской Федерации (Воронежская область, Свердловская область, Томская область) соответствующие нормы сформулированы "от обратного", то есть установлен общий запрет совершения действий, нарушающих тишину и покой граждан, и установлены особые условия его применения в зависимости от временных периодов (ночное и дневное время, рабочие и выходные или праздничные дни).
Размер административных штрафов за нарушение указанных норм (за исключением повторного совершения правонарушения) колеблется от 100 до 5000 рублей для граждан, от 100 до 25000 рублей для должностных лиц, от 100 до 100000 рублей для юридических лиц. Результаты сравнительного анализа мер административной ответственности за нарушение тишины и покоя граждан по субъектам Российской Федерации, входящим в Центральный федеральный округ, приведены в таблице 2.
Таблица 2
Наименование Мера административной ответственности
субъекта
Российской за исключением повторного при повторном совершении
Федерации совершения административного
административного правонарушения
правонарушения
Белгородская предупреждение или -
область административный штраф
на граждан в размере
от 500 до 5000 рублей;
на должностных лиц -
от 8000 до 20000 рублей;
на юридических лиц -
от 25000 до 100000 рублей
Брянская предупреждение или -
область административный штраф в
размере от 1000 до 3000
рублей
Владимирская предупреждение или административный штраф на
область административный штраф на граждан в размере от 500 до
граждан в размере от 100 4000 рублей;
до 2000 рублей; на должностных лиц - от 500 до
на должностных лиц - 7000 рублей;
от 100 до 5000 рублей; на юридических лиц - от 500 до
на юридических лиц - 50000 рублей
от 100 до 20000 рублей
Воронежская предупреждение или административный штраф на
область административный штраф граждан в размере от 2000 до
на граждан в размере 5000 рублей;
от 500 до 2000 рублей; на должностных лиц - от 5000 до
на должностных лиц - 7000 рублей;
от 1000 до 5000 рублей; на юридических лиц - от 15000
на юридических лиц - до 20000 рублей
от 2000 до 10000 рублей
Ивановская административный штраф на -
область граждан в размере от 100
до 500 рублей;
на должностных лиц -
от 500 до 2000 рублей;
на юридических лиц -
от 5000 до 10000 рублей
Калужская административный штраф на административный штраф на
область граждан в размере от 500 граждан в размере от 2500 до
до 2000 рублей; 3000 рублей;
на должностных лиц - на должностных лиц - от 7000 до
от 5000 до 10000 рублей 15000 рублей
Костромская предупреждение или -
область административный штраф
на граждан в размере
от 500 до 5000 рублей;
на должностных лиц -
от 1000 до 25000 рублей;
на юридических лиц -
от 2000 до 100000 рублей
Курская область административный штраф на административный штраф на
граждан в размере от 500 граждан в размере от 1000 до
до 1000 рублей; 2000 рублей;
на должностных лиц - на должностных лиц - от 2000 до
от 1000 до 8000 рублей; 10000 рублей;
на юридических лиц - на юридических лиц - от 4000 до
от 4000 до 20000 рублей 80000 рублей
Липецкая предупреждение или -
область административный штраф
на граждан в размере
от 300 до 2500 рублей;
на должностных лиц -
от 1000 до 5000 рублей;
на юридических лиц -
от 1000 до 10000 рублей
Город Москва предупреждение или -
административный штраф
на граждан в размере
от 1000 до 2000 рублей;
на должностных лиц -
от 4000 до 8000 рублей;
на юридических лиц -
от 40000 до 80000 рублей
Московская предупреждение или административный штраф
область административный штраф на граждан в размере от 2000 до
на граждан в размере 5000 рублей;
от 500 до 1000 рублей; на должностных лиц - от 5000 до
на должностных лиц - 10000 рублей;
от 1000 до 3000 рублей; на юридических лиц - от 20000
на юридических лиц - до 40000 рублей
от 3000 до 5000 рублей
Орловская предупреждение или -
область административный штраф
на граждан в размере
от 500 до 3000 рублей;
на должностных лиц -
от 1000 до 5000 рублей;
на юридических лиц -
от 2500 до 10000 рублей
Рязанская предупреждение или -
область административный штраф
на граждан в размере
от 100 до 400 рублей;
на юридических лиц -
от 3000 до 10000 рублей
Смоленская предупреждение или -
область административный штраф
на граждан в размере
от 1000 до 3000 рублей;
на должностных лиц -
от 3000 до 10000 рублей;
на юридических лиц -
от 5000 до 15000 рублей
Тамбовская административный штраф на -
область граждан в размере от 300
до 500 рублей;
на должностных лиц -
от 1000 до 2000 рублей;
на юридических лиц -
от 2000 до 10000 рублей
Тверская предупреждение или -
область административный штраф
на граждан в размере
от 500 до 1000 рублей;
на должностных лиц -
от 1500 до 3000 рублей;
на юридических лиц -
от 3000 до 6000 рублей
Тульская предупреждение или административный штраф
область административный штраф на граждан в размере от 2500 до
на граждан в размере 3000 рублей;
от 1000 до 3000 рублей; на должностных лиц - от 5000 до
на должностных лиц - 10000 рублей;
от 3000 до 7000 рублей; на юридических лиц - от 10000
на юридических лиц - до 20000 рублей
от 7000 до 10000 рублей
Ярославская предупреждение или административный штраф
область административный штраф на граждан в размере от 2000 до
на граждан в размере 5000 рублей;
от 200 до 2000 рублей; на должностных лиц - от 20000
административный штраф до 40000 рублей;
на должностных лиц на юридических лиц - от 100000
в размере от 2000 до до 250000 рублей
20000 рублей;
на юридических лиц -
от 20000 до 100000 рублей
Анализируя представленные данные, можно сделать вывод, что в Московской области установлены относительно низкие размеры административных штрафов за нарушение тишины и покоя граждан, особенно налагаемых на юридических лиц.
Кроме того, следует отметить, что в законах ряда субъектов Российской Федерации не предусмотрен такой вид административного наказания, как предупреждение.
Дела об административных правонарушениях рассматриваются, как правило, мировыми судьями, однако законами ряда субъектов Российской Федерации предусмотрено рассмотрение соответствующих дел об административных правонарушениях административными комиссиями, действующими в субъектах Российской Федерации в соответствии со статьей 1.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (например, Красноярский край, Архангельская область, Липецкая область и другие).
2. Состояние законодательства Московской области в области обеспечения тишины и покоя граждан.
Закон Московской области № 1/2008-ОЗ "Об обеспечении тишины и покоя граждан в ночное время на территории Московской области" действует с 2008 года.
Временным периодом, в который действуют ограничения, установленные Законом Московской области № 1/2008-ОЗ, является время с 22.00 до 6.00 в рабочие дни и с 23.00 до 9.00 в выходные дни (суббота, воскресенье).
Объектами, на которых должны обеспечиваться тишина и покой граждан в ночное время на территории Московской области, являются:
1) больницы, санатории, диспансеры, дома отдыха, пансионаты, образовательные учреждения с круглосуточным пребыванием детей, стационарные учреждения социального обслуживания;
2) квартиры жилых домов, жилые дома, номера гостиниц и жилые комнаты общежитий;
3) подъезды, кабины лифтов, лестничные клетки, подвалы, чердаки и другие места общего пользования жилых домов, больниц, санаториев, диспансеров, домов отдыха, пансионатов, гостиниц и общежитий, образовательных учреждений с круглосуточным пребыванием детей, стационарных учреждений социального обслуживания;
4) гостиницы, общежития, дворовые территории.
К действиям, нарушающим тишину и покой граждан в ночное время на защищаемых объектах в Московской области, относятся:
1) использование в ночное время звуковоспроизводящих устройств, а также устройств звукоусиления, в том числе установленных на транспортных средствах, объектах торговли, нарушающее тишину и покой граждан;
2) крики, свист, пение в ночное время, нарушающие тишину и покой граждан;
3) использование в ночное время пиротехнических средств (петард, ракетниц и других средств), нарушающее тишину и покой граждан;
4) производство в ночное время земляных, ремонтных, строительных, разгрузочно-погрузочных и иных видов работ, если такие работы нарушают тишину и покой граждан;
5) иные действия, повлекшие нарушение тишины и покоя граждан в ночное время на защищаемых объектах в Московской области.
Нарушение тишины и покоя граждан в ночное время влечет предупреждение или наложение административного штрафа:
на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей;
на должностных лиц в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей;
на юридических лиц в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
Повторное в течение года совершение административного правонарушения влечет наложение административного штрафа:
на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей;
на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей;
на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей.
С момента принятия Закона Московской области № 1/2008-ОЗ в него были внесены следующие изменения:
1) Законом Московской области № 98/2011-ОЗ были увеличены размеры административных штрафов за нарушение тишины и покоя граждан в ночное время;
2) Законом Московской области № 140/2011-ОЗ были внесены изменения в связи с принятием Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ "О полиции".
3. Информация о правоприменительной практике законодательства Московской области об административной ответственности за нарушение тишины и покоя граждан.
В рамках мониторинга был проведен опрос (анкетирование) жителей Московской области.
Опрос проводился в срок до 15 марта 2013 года.
Опросный лист (анкета) был размещен на официальном сайте Московской областной Думы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (www.moduma.ru) и включал в себя следующие вопросы:
"1. На какие временные периоды следует распространить действие Закона № 1/2008-ОЗ?
а) на дневное время;
б) на выходные и праздничные дни;
в) в части определения понятия "ночное время".
Добавьте краткий комментарий.
2. Требуется ли корректировка перечня действий, нарушающих тишину и покой граждан?
- да (какие?);
- нет.
3. Необходимо ли изменение мер административной ответственности за нарушение тишины и покоя граждан?
- да (какое?);
- нет.
4. Какие иные изменения, по вашему мнению, необходимо внести в Закон "Об обеспечении тишины..." и/или иные нормативные акты?
Добавьте краткий комментарий в свободной форме.".
В течение установленного периода было получено около 100 ответов.
По первому вопросу большинство предложений касалось:
1) распространения ограничений, предусмотренных Законом Московской области № 1/2008-ОЗ, на дневное время (по причине того, что многие жители работают в ночную смену либо являются пенсионерами и (или) инвалидами, вынужденными по состоянию здоровья большую часть времени проводить дома. Для данных категорий жителей необходимы комфортные условия для дневного отдыха);
2) распространения ограничений, предусмотренных Законом Московской области № 1/2008-ОЗ, на праздничные дни (периоды времени, аналогичные выходным дням);
3) введения "тихого часа", "времени дневного сна" для отдыха детей дошкольного возраста с 13.00 (или 14.00) до 15.00 (или 16.00);
4) продления периода "ночное время" до 8.00 в будние дни и до 11.00 в выходные, а также переноса начала указанного периода на 20.00 (или 21.00) или привязки определения ночного времени ко времени светового дня (темного времени суток).
По второму вопросу в перечень действий, нарушающих тишину и покой, респондентами предлагалось включить следующее:
1) хлопание дверями, крики в подъездах многоквартирных домов;
2) шумные игры, топот, занятия спортом в квартирах (катание на роликах, игры с мячом, использование беговых дорожек и другие);
3) выполнение в квартире ремонтно-строительных работ или совершение других действий, создающих повышенный шум или вибрацию, нарушающих нормальные условия проживания граждан;
4) шумы кондиционеров и других приборов;
5) звуки падающих предметов, стуки в стены и пол, звуки перекатываемых предметов и предметов, передвигаемых по полу;
6) погрузочно-разгрузочные работы на предприятиях, расположенных вблизи жилых домов, и вывоз готовой продукции;
7) неоднократно срабатывающую сигнализацию на автомобилях;
8) уборку территорий вакуумными подметально-уборочными машинами;
9) погрузку (сбор) твердых бытовых отходов мусоровозами из жилых кварталов, прилегающих к жилым домам магазинов, строительных площадок и прочих предприятий;
10) проезд грузового транспорта в черте города (жилые микрорайоны);
11) шумное празднование Нового года в жилых помещениях до 2 часов ночи;
12) шум, создаваемый животными (топот, прыжки, собачий лай и вой) в ночное время;
13) капитальную уборку (долбление наледи и бордюров) улиц тяжелой техникой по ночам;
14) действия, производящие шум, проникающий в другие квартиры и препятствующий полноценному отдыху граждан, в том числе действие механических средств и технических устройств, работу стиральных машин, автосигнализаций и т.п.;
15) музыку из усиливающей аппаратуры и все, что исходит из радиоисточников, будь то радио или телевизор;
16) музыкальные инструменты, пение;
17) промышленное производство, мануфактура и ткацкое дело, пошив одежды и т.п.;
18) шум (громкие разговоры) на улице перед жилым домом;
19) эксплуатацию автомобилей, мотоциклов, мопедов, уровень шума от которых не соответствует требованиям Правил дорожного движения Российской Федерации (в части перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств).
По третьему вопросу абсолютное большинство предложений касалось ужесточения санкций за нарушение требований Закона Московской области № 1/2008-ОЗ, в том числе:
1) повысить суммы штрафов в несколько раз, в случае повторных нарушений дополнить штрафы другим видом административного наказания, например, административным арестом для физического лица, а для юридического лица - закрытием заведения (приостановлением лицензии);
2) за шум из хулиганских побуждений наказывать как за мелкое хулиганство;
3) установить минимальный штраф на граждан от 1000 рублей (встречаются и предложения установить минимальный размер штрафов 5000-10000 рублей), на должностных лиц - 15000 рублей, на юридических лиц - 80000 рублей;
4) при систематических нарушениях установить такую меру воздействия, как административный арест до 15 суток;
5) для должностных лиц и организаций штрафы необходимо увеличить в разы, не менее чем до 1000000 рублей, а при систематическом нарушении (более трех раз) отзывать лицензию (разрешение на строительство);
6) вызов в отдел МВД по месту жительства нарушителей тишины после каждого инцидента в целях проведения разъяснительных бесед сотрудниками полиции;
7) ответственность должна предусматривать штрафы конкретно для каждого вида нарушения тишины и по сравнению с существующими цифрами в некоторых случаях до 10 раз больше. Меры ответственности должны также предусматривать временное задержание нарушителя, производство общественно полезных работ, административный арест до 15 суток. Обязательно должны быть предусмотрены более строгие меры для лиц, неоднократно нарушивших тишину;
8) предусмотреть, что нарушение тишины и покоя граждан в ночное время влечет предупреждение, помещение под стражу на двое суток или наложение административного штрафа на граждан в размере от 5000 до 15000 рублей; на должностных лиц в размере от 50000 до 150000 рублей; на юридических лиц в размере от 500000 до 1000000 рублей, при повторных нарушениях - кратное увеличение штрафов (психологическое воздействие на потенциальных нарушителей);
9) предусмотреть штраф 15000 рублей за первый раз, за второй - 30000 рублей, за третий - арест и принудительные работы, если и дальше продолжается - выселение;
10) в ночное время при повторном вызове полиции - административный арест на трое суток со штрафом 10000 рублей и конфискацией звуковоспроизводящей аппаратуры;
11) установить обязанность участкового проводить беседы с нарушителями продолжительностью не менее часа;
12) административная ответственность граждан должна выражаться не в рублевом эквиваленте, а в виде обязательных общественных работ (уборка мусора и т.д.);
13) ввести систему прогрессивных штрафов вплоть до выселения.
По четвертому вопросу следует выделить такие предложения (по изменению Закона Московской области № 1/2008-ОЗ и иные), как:
1) ввести ограничение по длительности проведения шумных ремонтных работ (не более 30 дней) с 10.00 до 18.00-20.00 с перерывами с 13.00 до 15.00 (на дневной сон малолетних детей) и согласовывать время с соседями;
2) усовершенствовать порядок наказания виновных (повысить информированность заявителей о ходе рассмотрения заявления органами полиции, предпринимаемых действиях);
3) ввести норму (уровень) допустимого и недопустимого шума;
4) Закон Московской области № 1/2008-ОЗ необходимо дополнить пунктом, обязывающим полицию незамедлительно реагировать на обращения граждан о нарушении тишины. В настоящее время на такие обращения полиция реагирует очень неохотно;
5) отдельным пунктом выделить производство строительных работ на близлежащих к охраняемым зонам объектах (здания, дороги, коммуникации и т.п.);
6) расширить перечень охраняемых законом мест: добавить проезжие части улиц, площади, скверы, парки и тротуары, придомовые территории, строящиеся близлежащие объекты (ввести два параметра - расстояние от такого объекта и уровень производимого шума в децибелах);
7) ввести требование для собственников помещений с повышенным уровнем шума выполнить звукоизоляцию помещения в соответствии со СНиП 23-03-2003 "Защита от шума";
8) дополнить Закон Московской области № 1/2008-ОЗ положением об устройстве специальных ограждений вдоль автодорог, защищающих горожан от шума автодорог, перенесении участков областных и федеральных трасс за пределы города и принять положение, запрещающее большегрузному транспорту двигаться по трассам, проходящим через городскую местность, жилые зоны;
9) перечень объектов, на которых обеспечиваются тишина и покой граждан в ночное время, дополнить садоводческими некоммерческими и иными товариществами, расположенными на территории муниципальных образований;
10) четко обозначить, кто отвечает за выполнение Закона Московской области № 1/2008-ОЗ в зависимости от объекта и вида нарушения;
11) четко сформулировать, как оформлять нарушение юридического лица (в случаях шума от транспорта, одновременного шума от предприятий, расположенных вблизи жилой зоны, и т.п.);
12) четко указать, какие доказательства нарушения должен предъявить гражданин, что должен написать в протоколе сотрудник полиции;
13) продумать механизм доказательства вины (например, заявление потерпевшего, подписи не менее двух свидетелей);
14) четко прописать процедуру протокола (на какие статьи какого закона должен ссылаться сотрудник полиции);
15) разделить понятия бытового шума, то есть вызываемого жизнедеятельностью граждан, и шума из хулиганских побуждений, например, громкая музыка, громкие крики и нецензурная брань, петарды. Шумы из хулиганских побуждений недопустимы в любое время суток, должны квалифицироваться как мелкое хулиганство и наказываться соответствующим образом;
16) ввести понятие "вечернее время" и прописать разрешенные шумы утром, днем, вечером и ночью;
17) граждане не должны собирать факты о нарушении их законных прав, а должны лишь сообщить о нарушении властям, которые обязаны установить нарушителей и наказать их;
18) указать, насколько громко можно использовать в течение суток (24 часа) звуковоспроизводящие устройства, а также устройства звукоусиления;
19) добавить полномочие участковому в работе с лицами, неоднократно привлекавшимися к административной ответственности за аналогичные правонарушения, в части составления протокола с одновременным наложением штрафа на указанное лицо, без судебного заседания;
20) Законом Московской области № 1/2008-ОЗ должны быть четко расписаны действия, порядок и время реагирования органов правопорядка по пресечению нарушения тишины как в дневное, так и в ночное время. При этом величина времени реагирования должна быть установлена таким образом, чтобы нарушения тишины пресекались в самые короткие возможные сроки. Материалы о нарушении тишины должны передаваться в органы прокурорского надзора или в суд. В действиях органов правопорядка должны быть предусмотрены меры вплоть до временного задержания нарушителя тишины, несмотря на то, где он находится: в своей квартире или вне ее;
21) добавить ссылки на СНиП, увязать положения Закона Московской области № 1/2008-ОЗ с тематическими техническими и медицинскими нормативами, довести до правоохранителей сами технические и медицинские нормативы и методы их измерений;
22) ввести ответственность жильцов за нарушение звукоизоляции помещений во время ремонта. Должно быть обозначено такое понятие, как "звукоизоляция в шумных квартирах" (то есть изоляция источника шума). Шум, проникающий в другие квартиры, должен быть исключен за счет и силами источника шума;
23) ввести положение о том, что ремонтно-строительные работы не могут превышать срок 3 месяца со дня начала;
24) звукоизоляция шумных квартир должна делаться за счет владельцев и в обязательном порядке после выявления неоднократного нарушения тишины как в ночное, так и в дневное время суток;
25) ввести жесткий контроль участковыми за неблагополучными квартирами (поскольку соседи боятся принять меры);
26) внести в Закон Московской области № 1/2008-ОЗ положение о возможности для страдающих от шума соседей осуществлять защиту - выключение автоматов шумящих соседей на электрощитке без опасения, что их за это потом оштрафуют как за хулиганство;
27) скорректировать под действие Закона Московской области № 1/2008-ОЗ работу круглосуточных розничных предприятий торговли в жилых домах.
Кроме того, было получено несколько обращений, касающихся нарушений норм Закона Московской области № 1/2008-ОЗ в конкретных населенных пунктах. Данные обращения в основном касаются нарушений со стороны юридических лиц (предприятий общественного питания, массового отдыха, розничных магазинов и торговых точек), находящихся в непосредственной близости от многоквартирных домов и работающих круглосуточно либо осуществляющих погрузочно-разгрузочные работы в позднее вечернее и ночное время.
Помимо проведения анкетирования жителей Комиссией было принято решение о необходимости взаимодействия с органами внутренних дел (ГУ МВД России по Московской области), Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области, Прокуратурой Московской области. В указанные органы были направлены соответствующие запросы с просьбой проинформировать Комиссию о позиции по исследуемому вопросу.
По информации Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Московской области, в 2012 году подразделениями ГУ МВД России по Московской области за нарушение покоя и спокойствия граждан в ночное время составлено 6267 протоколов об административных правонарушениях (за 2011 год - 14467), за 2 месяца 2013 года - 657 (за аналогичный период 2012 года - 1930).
ГУ МВД России по Московской области также направило следующие предложения по внесению изменений в Закон Московской области № 1/2008-ОЗ в целях повышения эффективности его применения, защиты прав и законных интересов граждан с учетом практики работы органов внутренних дел в данной сфере:
1) отнести к действиям, нарушающим тишину и покой граждан в ночное время на защищаемых объектах в Московской области, неоднократно срабатывающую охранную сигнализацию, в том числе установленную на транспортных средствах, если это повлекло нарушение покоя граждан и тишины в ночное время;
2) ввести в состав действий, на которые положения Закона Московской области № 1/2008-ОЗ не распространяются, действия юридических лиц и граждан при отправлении ими религиозных культов в рамках канонических требований соответствующих конфессий;
3) установить размеры административных штрафов за нарушения тишины и покоя граждан в ночное время:
для граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей;
для должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей;
для юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей, а также установить размеры административных штрафов за нарушение тишины и покоя граждан в ночное время лицом, которое в течение года два и более раз привлекалось к административной ответственности за аналогичные правонарушения:
для должностных лиц в размере от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей;
для юридических лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Кроме этого, по мнению ГУ МВД России по Московской области, в Законе Московской области № 1/2008-ОЗ отсутствуют основные определения, необходимые для документирования административных правонарушений, такие как шум, тишина. Как следствие, органы внутренних дел сталкиваются со следующими проблемами: каким образом измеряется шум (наличие прибора и т.д.); является ли правомерным привлечение граждан за нарушение тишины и покоя в ночное время при показаниях только заявителя и т.д.
Прокуратура Московской области, со своей стороны, также считает возможным внести изменения в Закон Московской области № 1/2008-ОЗ в части увеличения размеров административных штрафов за соответствующие правонарушения.
По информации Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области, надзор за шумовым воздействием в многоквартирных домах осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (статьи 8, 23), Санитарными нормами СН 2.2.4/2.1.8.562-96 "Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки", Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", Методическими указаниями МУК 4.3.2194-07 "Контроль уровня шума на территории жилой застройки, в жилых и общественных зданиях и помещениях".
При этом касательно многоквартирных домов Санитарными нормами СН 2.2.4/2.1.8.562-96 "Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки" и Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях" регламентируются уровни звукового давления, максимальные и эквивалентные уровни звука в дневное и ночное время в жилых комнатах квартир, на территориях, непосредственно прилегающих к жилым домам, на площадках отдыха на территории микрорайонов и групп жилых домов.
В соответствии с указанными СанПиН дневное время определено с 7.00 до 23.00, ночное - с 23.00 до 7.00.
Вместе с тем в соответствии с пунктом 1.19 Методических указаний МУК 4.3.2194-07 "Контроль уровня шума на территории жилой застройки, в жилых и общественных зданиях и помещениях" процедура санитарно-эпидемиологической экспертизы (оценки) не распространяется и измерения не проводятся в отношении шума, обусловленного:
1) естественными и случайными явлениями;
2) поведением людей, нарушением ими тишины и общественного спокойствия в жилых зданиях и на прилегающей территории (работа звуковоспроизводящей аппаратуры; игра на музыкальных инструментах; применение пиротехнических средств; громкая речь и пение; выполнение гражданами каких-либо бытовых работ; проведение ручных погрузочно-разгрузочных работ; резкое закрытие дверей при отсутствии доводчика и т.п.);
3) подачей звуковых сигналов и срабатыванием звуковой охранной и аварийной сигнализации;
4) аварийно-спасательными и аварийными ремонтными работами, работами по предотвращению и ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, не носящими регулярный или плановый характер, в том числе при уборке снега и льда;
5) обычной жизнедеятельностью людей, в том числе шума, проникающего из других помещений;
6) проведением массовых мероприятий (митингов, уличных шествий, демонстраций и т.п.);
7) проведением богослужений, других религиозных обрядов и церемоний в рамках канонических требований соответствующих конфессий.
В таких случаях Управление Роспотребнадзора по Московской области на основании частей 3, 4 статьи 8 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" направляет обращение по принадлежности в органы внутренних дел для привлечения виновных к ответственности за нарушение общественного порядка.
Верховный Суд Российской Федерации определил, что в указанных случаях подтверждением факта нарушения является соответствующее обращение заявителя, а также показания свидетелей.
Управление Роспотребнадзора по Московской области предлагает внести в перечень действий, нарушающих тишину и покой граждан в ночное время на защищаемых объектах в Московской области, содержащихся в Законе Московской области № 1/2008-ОЗ, игру на музыкальных инструментах.
Таким образом, по результатам проведенного мониторинга в целом можно выделить следующие основные проблемы правоприменения Закона Московской области № 1/2008-ОЗ:
1) временной период действия указанного Закона (с 22.00 до 6.00 в рабочие дни и с 23.00 до 9.00 в выходные дни) не соответствует потребностям определенных категорий граждан (работающих в ночную смену, пенсионеров, инвалидов, семей с детьми дошкольного возраста) и по сути не позволяет говорить о действенной защите их интересов в данной области;
2) перечень объектов, на которых обеспечивается тишина и покой граждан, требует корректировки исходя из условий жизнедеятельности в городских поселениях с плотной застройкой, наличия предприятий торговли, общественного питания, встроенных (пристроенных) в жилые здания, а также транспортной инфраструктуры;
3) недостаточный, по мнению респондентов, размер санкций за нарушения тишины и покоя граждан не способствует эффективному пресечению нарушений, неотвратимости наказания, предотвращению повторных правонарушений, особенно в отношении юридических лиц; кроме того, наличие минимальных и максимальных размеров штрафа (от... до...) выступает, по мнению респондентов, коррупциогенным фактором;
4) нечеткость норм Закона Московской области № 1/2008-ОЗ (в том числе перечень действий, нарушающих тишину и покой) создает затруднения в работе правоохранительных органов (полиции) в части выявления и подтверждения фактов указанных нарушений, производства по делам об административных правонарушениях, что, в свою очередь, вызывает жалобы жителей на неэффективность действия Закона Московской области № 1/2008-ОЗ и работы правоохранительной системы.
IV. Выводы и рекомендации
В ходе мониторинга были выявлены основные направления совершенствования Закона Московской области № 1/2008-ОЗ.
По результатам анализа полученных данных Комиссия по мониторингу полагает необходимым:
1) поручить Комитету по вопросам строительства, архитектуры, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики исходя из выявленных проблем правоприменения Закона Московской области № 1/2008-ОЗ подготовить проект закона Московской области о внесении изменений в Закон Московской области № 1/2008-ОЗ, в том числе в части:
определения времени действия норм по защите тишины и покоя граждан;
уточнения перечня действий, нарушающих тишину и покой граждан;
изменения мер административной ответственности за совершение правонарушений;
2) рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Московской области рассмотреть возможность привлечения граждан к участию в мероприятиях по выявлению, предупреждению и пресечению правонарушений в сфере обеспечения тишины и покоя граждан в рамках деятельности народных дружин в соответствии с Законом Московской области № 4/2005-ОЗ "О народных дружинах в Московской области".
------------------------------------------------------------------