Типы документов

Реклама

Партнеры

Апелляционное определение Мособлсуда от 17.07.2013 по делу N 33-15319/13 <Об оставлении без изменения решения Клинского городского суда МО от 15.05.2013, которым был признан недействующим пункт 2.5.2.3 Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги "Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования >



МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 17 июля 2013 г. по делу № 33-15319/13

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Терещенко А.А.,
судей Чиченевой Н.А., Бакулина А.А.,
при секретаре Г.П.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 17 июля 2013 года апелляционную жалобу администрации Клинского муниципального района Московской области на решение Клинского городского суда Московской области от 15 мая 2013 года по делу по заявлению Клинского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц об оспаривании п. 2.5.2.3 Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги "Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательное учреждение, реализующее основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады)", утвержденного постановлением и.о. руководителя администрации Клинского муниципального района Московской области от 22.10.2012 № 2597, в редакции постановления администрации Клинского муниципального района Московской области от 25.03.2013 № 513 "О внесении изменений в Административный регламент "Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательное учреждение, реализующее основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады)",
заслушав доклад судьи Чиченевой Н.А., объяснения представителя администрации Клинского муниципального района Московской области, Управления образования администрации Клинского муниципального района Московской области - И.М.А., прокурора Тришиной В.В.,

установила:

Клинский городской прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с заявлением о признании недействующим пункта 2.5.2.3 Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги "Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательное учреждение, реализующее основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады)", утвержденного постановлением администрации Клинского муниципального района Московской области от 22.10.2012 № 2597, в редакции постановления администрации Клинского муниципального района Московской области от 25.03.2013 № 513 "О внесении изменений в Административный регламент "Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады)".
Требования мотивированы тем, что данный нормативный правовой акт, опубликованный в установленном порядке, в указанной части противоречит действующему законодательству об организации предоставления государственных и муниципальных услуг. Так, пункт 2.5.2.3 Административного регламента предусматривает преимущественное право на зачисление в МДОУ района детей из семей, попавших в трудную жизненную ситуацию, а также детей, родители (один из родителей) которых являются сотрудниками автономных, бюджетных или казенных учреждений социальной направленности. Вместе с тем, нормами действующего федерального и областного законодательства преимущественное право приема в МДОУ названным категориям граждан не предоставлено.
В судебном заседании представитель заявителя - помощник Клинского городского прокурора Андронов С.М., поддержал требования, просил их удовлетворить.
Представитель администрации Клинского муниципального района Московской области К.Е.С. и представитель Управления образования администрации Клинского муниципального района Московской области И.М.А. возражали против удовлетворения заявления по основаниям, изложенным в письменном отзыве (л.д. 26-27).
Решением Клинского городского суда Московской области от 15 мая 2013 года заявление Клинского городского прокурора удовлетворено.
В апелляционной жалобе администрация Клинского муниципального района Московской области просит об отмене данного решения, как незаконного и необоснованного.
Выслушав объяснения явившихся лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене обжалуемого судебного акта.
Из материалов дела следует, что постановлением администрации Клинского муниципального района Московской области от 22.10.2012 № 2597 был утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги "Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады)" (л.д. 5-10).
Постановлением администрации Клинского муниципального района Московской области от 25.03.2013 № 513 внесены изменения в Административный регламент "Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады)" (л.д. 11-12).
Постановление администрации Клинского муниципального района Московской области от 22.10.2012 № 2597 и постановление администрации Клинского муниципального района Московской области от 25.03.2013 № 513 были официально опубликованы в общественно-политической газете Клинского района "Серп и Молот" от 18.12.2012 № 97/1 и от 09.04.2013 соответственно (л.д. 39-41).
Согласно ч. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Удовлетворяя заявление Клинского городского прокурора, суд первой инстанции исходил из следующего.
В силу ст. 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта; координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение.
В соответствии со ст. 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Частью 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также Конституции (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 16 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" общие требования к приему граждан в образовательные учреждения регулируются настоящим Законом и другими федеральными законами, а в государственные и муниципальные образовательные учреждения также типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих видов и типов.
Пунктом 1.1 этой же статьи установлено, что правила приема граждан в образовательные учреждения определяются учредителем образовательного учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации и закрепляются в уставе образовательного учреждения.
В соответствии с п. п. 15 и 27 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 № 666, учредителем муниципального дошкольного образовательного учреждения являются органы местного самоуправления. Порядок комплектования дошкольного образовательного учреждения определяется учредителем в соответствии с законодательством Российской Федерации и закрепляется в Уставе.
Приказом Министерства образования и науки РФ от 27.10.2011 № 2562 утверждено Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, которое регулирует деятельность государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждений всех видов.
Как верно указал суд, постановление администрации Клинского муниципального района Московской области от 22.10.2012 № 2597 "Об утверждении Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги "Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательное учреждение, реализующее основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады)" было принято компетентным органом в пределах полномочий и отвечает всем признакам нормативного правового акта, поскольку в нем содержатся правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц и рассчитанные на неоднократное применение.
Однако п. 2.5.2.3 Административного регламента (в редакции постановления администрации Клинского муниципального района Московской области от 25.03.2013 № 513 "О внесении изменений в Административный регламент "Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады)"), которым предусмотрено первоочередное право на зачисление в муниципальные дошкольные образовательные учреждения Клинского района детей из семей, попавших в трудную жизненную ситуацию, а также детей родители (один из родителей) которых являются сотрудниками автономных, бюджетных или казенных учреждений социальной направленности, противоречит федеральному законодательству и законодательству Московской области, поскольку органы местного самоуправления не наделены правом самостоятельного нормативного регулирования установления льгот и преимуществ для отдельных категорий граждан по зачислению в детские дошкольные учреждения. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий вправе самостоятельно определять только сами правила приема в образовательные учреждения муниципального образования, что предусмотрено Законом РФ "Об образовании" и постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 № 666. Льготы и преимущества приема в образовательные учреждения для детей отдельных категорий граждан могут быть установлены нормативным актом муниципального образования только в пределах тех льгот и преимуществ, которые установлены законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Осуществлять самостоятельное нормативное регулирование и расширять круг лиц, имеющих право на такие льготы и преимущества, не предусмотренные федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления не вправе.
Суд обоснованно не согласился с доводами представителей заинтересованных лиц о том, что льготы по приему детей граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, были установлены муниципальным органом во исполнение письма Министерства образования Московской области от 03.06.2011 № 641/э-2-7, поскольку указанное письмо носит только рекомендательный характер и не является нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Исходя из вышеизложенного, суд правомерно удовлетворил требования прокурора, признав недействующим п. 2.5.2.3 Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги "Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады)", утвержденного постановлением администрации Клинского муниципального района Московской области от 22.10.2012 № 2597, в редакции постановления администрации Клинского муниципального района Московской области от 25.03.2013 № 513 "О внесении изменений в Административный регламент "Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады)".
Доводы апелляционной жалобы администрации Клинского муниципального района Московской области аналогичны доводам, приводившимся в суде первой инстанции, были предметом рассмотрения и надлежащей оценки последнего, не опровергают законность обжалуемого судебного акта и не могут повлечь его отмену.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Клинского городского суда Московской области от 15 мая 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Клинского муниципального района Московской области - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:


------------------------------------------------------------------