<Письмо> УФНС России по МО от 09.08.2013 N 18-21/43128@ "Об обеспечении налогообложения земельных участков, занятых многоквартирными домами"
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПИСЬМО
от 9 августа 2013 г. № 18-21/43128@
ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ,
ЗАНЯТЫХ МНОГОКВАРТИРНЫМИ ДОМАМИ
В Управление ФНС России по Московской области поступают обращения налоговых инспекций по вопросам, касающимся исключения из объектов налогообложения земельных участков, занятых многоквартирными домами и входящими в состав такого дома объектами недвижимого имущества (далее также - Участки), в связи с аннулированием сведений об Участках в государственном кадастре недвижимости (далее - ГКН).
В целях предотвращения выпадающих бюджетных доходов по земельному налогу в отношении Участков рекомендуем учитывать следующее.
Статьей 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предусмотрено, что Участок, на котором расположен многоквартирный дом, принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в этом доме и относится к общему имуществу, которым указанные лица владеют, пользуются и в установленных законодательством пределах распоряжаются.
Согласно статье 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон № 189-ФЗ), если Участок сформирован до введения в действие ЖК РФ и в отношении него проведен государственный кадастровый учет (далее - ГКУ), он переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме; в случае, если такой Участок не сформирован до введения в действие ЖК РФ, на основании решения общего собрания собственников помещений в данном доме любое уполномоченное лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании соответствующего Участка; с момента формирования и проведения ГКУ Участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в данном доме.
Как следует из постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 28.05.2010 № 12-П и пунктов 66-68 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29.04.2010, в отличие от общего порядка приобретения прав на земельные участки, находящиеся в публичной собственности, который установлен Земельным кодексом Российской Федерации (далее - ЗК РФ), - для бесплатного перехода Участка в долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме достаточно осуществления органами государственной власти или органами местного самоуправления формирования данного Участка в соответствии с требованиями законодательства и проведения его ГКУ, при том что ни специального решения органов публичной власти о предоставлении Участка, ни регистрации права долевой собственности на данный Участок в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) не требуется.
С моментом перехода Участка в долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме связывается возникновение обязанности по уплате земельного налога (письмо Минфина России от 09.07.2012 № 03-05-06-02/44).
Статьей 7 Федерального закона от 08.12.2011 № 423-ФЗ в часть 4 статьи 24 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" внесены изменения: первое предложение "Внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер" дополнено словами ", за исключением случаев, если право собственности на данные объекты недвижимости считается возникшим в силу федерального закона вне зависимости от момента государственной регистрации этого права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Приказом Минэкономразвития России от 18.05.2012 № 289 установлены Особенности подготовки межевого плана в отношении земельного участка, право собственности на который считается возникшим в силу федерального закона.
В частности, если кадастровые работы выполняются в отношении земельного участка, право собственности на который в соответствии с федеральным законом возникает в связи с нахождением на данном участке здания или сооружения, в межевой план включаются сведения о наличии на участке здания или сооружения с указанием его назначения (если такое здание является многоквартирным домом, также приводится адрес дома).
Таким образом, перечисленные положения не допускают аннулирование сведений ГКН об Участке, право собственности на который возникло у собственников помещений в многоквартирном доме в силу статьи 16 Закона № 189-ФЗ.
Однако в ряде случаев у органа кадастрового учета могут отсутствовать данные, позволяющие однозначно подтвердить, что учтенный в ГКН Участок относится к объектам недвижимости, в отношении которых не действует временный статус сведений (например, несмотря на то, что на земельном участке фактически находится многоквартирный дом, в сведениях ГКН отсутствуют данные о том, что на участке имеется такой дом, также разрешенное использование участка ("для жилой застройки", "под жилищное строительство" и т.п.) не позволят подтвердить, что участок был сформирован как занятый многоквартирным домом, адрес участка не совпадает с адресом дома и т.п.). В свою очередь, такие обстоятельства могут повлечь аннулирование и исключение из ГКН сведений об Участке, который не отнесен к объектам со статусом сведений "учтенный".
В целях предотвращения аналогичных ситуаций, влекущих сокращение количества налогооблагаемых земель, необходимо в пятидневный срок довести настоящие рекомендации до заинтересованных органов местного самоуправления, предложив по сформированным Участкам, являющимся объектами налогообложения и в отношении которых в ГКН имеется "временный" статус сведений, представить в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области документированное обоснование, позволяющее присвоить сведениям ГКН об Участках статус "учтенный" (например, информацию о том, что на Участке расположен многоквартирный дом с указанием его адреса, сведения о номере(ах) записи(ей) в ЕГРП о регистрации права собственности на помещение(я) в данном доме, копию утвержденной в соответствии с пунктом 7 статьи 36 ЗК РФ схемы расположения Участка и т.п.).
Настоящие рекомендации имеют сугубо информационно-справочный характер и не могут рассматриваться общеобязательным (официальным) разъяснением законодательства, а также препятствующими непосредственному применению нормативных правовых актов.
Направление настоящего документа обусловлено обеспечением исполнения пункта 3 Плана действий по реализации задач мобилизации доходов бюджетов муниципальных образований Московской области, утвержденного 15.05.2013 первым заместителем Председателя Правительства Московской области, руководителем Межведомственной рабочей группы по вопросам участия организаций, осуществляющих свою деятельность на территории Московской области, в развитии экономического и налогового потенциала.
И.о. руководителя Управления,
советник государственной гражданской
службы Российской Федерации 1 класса
В.А. Морозов
------------------------------------------------------------------