Решение Московского областного суда от 04.09.2013 по делу N 3-69/13 <О признании недействующими постановлений Правительства МО от 04.05.2012 N 664/17, от 04.05.2012 N 665/17, от 04.05.2012 N 666/17>
МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 4 сентября 2013 г. № 3-69/13
Московский областной суд в составе:
председательствующего судьи Власовой М.Г.,
при секретаре Л.О.С.,
с участием прокурора Козловой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 3-69/13 по заявлениям К.Л.Ш., Ш.А.Б., Г.В.Б., Л.Н.А., С.З.А., Л.В.Н., К.А.И., О.И.Н., П.М.А., Б.Е.В., Т.Н.В., П.Р.И., П.Л.Ф., А.П.Н., А.Л.А., П.С.В., С.В.П., Л.А.Н., О.Е.И., О.М.И., П.И.С. и по заявлению У.Б.А. и Р.Г.Л. о признании недействующими постановлений Правительства Московской области от 4 мая 2012 года № 664/17 "О включении земельного участка в границы д. Глухово сельского поселения Ильинское Красногорского муниципального района (кадастровый номер 50:11:0050505:38)", № 665/17 "О включении земельного участка в границы д. Глухово сельского поселения Ильинское Красногорского муниципального района (кадастровый номер 50:11:0050505:39)", № 666/17 "О включении земельного участка в границы д. Глухово сельского поселения Ильинское Красногорского муниципального района (кадастровый номер 50:11:0050505:40)", руководствуясь ст. 199
установил:
постановлениями Правительства Московской области от 4 мая 2012 года № 664/17, № 665/17 и № 666/17 в границы деревни Глухово сельского поселения Ильинское Красногорского муниципального района (категория земель "земли населенных пунктов") включены три земельных участка:
земельный участок (категория земель "земли сельскохозяйственного назначения") площадью 1006400 кв. м с кадастровым номером 50:11:0050505:38 в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка от 8 ноября 2011 года № МО-11/ЗВ/1-650958, расположенный по адресу: Московская область, Красногорский район, южнее д. Глухово (постановление № 664/17);
земельный участок (категория земель "земли сельскохозяйственного назначения") площадью 2300000 кв. м с кадастровым номером 50:11:0050505:39 в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка от 8 ноября 2011 года № МО-11/ЗВ/1-651016, расположенный по адресу: Московская область, Красногорский район, южнее д. Глухово (постановление № 665/17);
земельный участок (категория земель "земли сельскохозяйственного назначения") площадью 1000000 кв. м с кадастровым номером 50:11:0050505:40 в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка от 8 ноября 2011 года № МО-11/ЗВ/1-652626, расположенный по адресу: Московская область, Красногорский район, южнее д. Глухово (постановление № 666/17).
Вид разрешенного использования указанных земельных участков названными постановлениями изменен не был, цель их включения в границы населенного пункта д. Глухово сельского поселения Ильинское Красногорского муниципального района в данных нормативных правовых актах не указана (т. 1 л.д. 6-8, т. 4 л.д. 119-121).
Постановления Правительства Московской области от 4 мая 2012 года № 664/17, № 665/17 и № 666/17 опубликованы в "Информационном вестнике Правительства Московской области" № 8 от 15 августа 2012 года.
Жители сельского поселения Ильинское Красногорского муниципального района, собственники недвижимости, расположенной в данных муниципальных образованиях К.Л.Ш., Ш.А.Б., Г.В.Б., Л.Н.А., С.З.А., Л.В.Н., К.А.И., О.И.Н., П.М.А., Б.Е.В., Т.Н.В., П.Р.И., П.Л.Ф., А.П.Н., А.Л.А., П.С.В., С.В.П., Л.А.Н., О.Е.И., О.М.И., П.И.С., а также У.Б.А. и Р.Г.Л. обратились в Московский областной суд с заявлениями об оспаривании указанных постановлений Правительства Московской области.
Определением Московского областного суда дело по заявлению К.Л.Ш. и других объединено в одно производство с делом по заявлению У.Б.А. и Р.Г.Л. (т. 4 л.д. 93).
Уточнив в ходе судебного разбирательства свои требования, заявители просят суд признать недействующими оспариваемые постановления Правительства Московской области со дня принятия.
В обоснование своих требований заявители указывают, что в нарушение требований ст. 4.1 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", оспариваемые постановления Правительства Московской области № 664/17, № 665/17, № 666/17 от 4 мая 2012 года были приняты без проведения публичных слушаний, чем было нарушено их - заявителей право на участие в градостроительной деятельности.
К.Л.Ш., У.Б.А., Р.Г.Л. и другие также полагают, что несмотря на то, что оспариваемыми постановлениями вид разрешенного использования земельных участков не был изменен, что предполагает их дальнейшее сельскохозяйственное использование, реальной целью включения в границы населенного пункта более 430 гектар сельхозугодий, в несколько раз превышающих его размер деревни Глухово, является комплексная застройка этих земель, что, по утверждению заявителей, недопустимо в силу ряда причин и нарушает их право на благоприятную окружающую среду и свободное пользование объектами культурного наследия.
Так, указывают заявители, включаемые в границы д. Глухово земельные участки из состава Ильинской поймы р. Москвы входят в зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г. Москвы, и в зоны охраны памятника истории и культуры - ансамбля усадьбы "Архангельское" Красногорского района, что исключает застройку данных территорий. В соответствии со Схемой территориального планирования Московской области - основные положения градостроительного развития, утвержденной постановлением Правительства Московской области от 11 июля 2007 года № 517/23 Ильинская пойма входит в границы планируемой особо охраняемой природной территории областного значения - природно-исторический ландшафт "Архангельское - Ильинское".
Заявители также утверждают, что в соответствии с постановлением Правительства Московской области от 13 мая 2003 года № 268/15 "Об использовании земель в Красногорском районе" принятым по обращению Федеральной службы охраны (ФСО) Президента РФ, был установлен запрет на изменение целевого назначения и разрешенного использования для строительства, земельных участков сельскохозяйственного назначения, расположенный в пойме реки Москвы вблизи сел Ильинское, Петрово-Дальнее, деревень Александровка и Грибаново Красногорского района.
Кроме того, К.Л.Ш. и другие указывают, что включаемые оспариваемыми постановлениями в границы д. Глухово сельского поселения Ильинское Красногорского муниципального района земельные участки являются сельскохозяйственными угодьями сельскохозяйственного производственного кооператива колхоз "Л", собственниками земельных долей которых они являются. В этой связи заявители полагают, что изменение без их согласия категории указанных земельных участков неправомерно (т. 3 л.д. 1-11, т. 4 л.д. 116-117, л.д. 123-130, т. 5 л.д. 18-24).
Заявители Г.В.Б., Л.Н.А., С.З.А., О.И.Н., Т.Н.В., П.Р.И., П.Л.Ф., П.С.В., С.В.П., заявитель К.Л.Ш., она же представитель названных заявителей, а также представитель по доверенности заявителей Ш.А.Б., П.М.А., О.Е.И., О.М.И. и К.А.И., заявители Б.Е.В., А.П.Н., он же представитель по доверенности заявителей А.Л.А. и Л.А.Н., заявители Р.Г.Л. и У.Б.А., представители заявителя Р.Г.Л. по доверенности - Ю.А.А. и С.Е.В., представитель Л.В.Н. по доверенности - Л.А.П. в судебном заседании поддержали заявленные требования в полном объеме.
Заявитель П.И.С. в судебное заседание не явилась, о времени и месте его проведения извещена надлежащим образом.
Представитель Правительства Московской области - С.Л.С., представитель главы сельского поселения Ильинское Красногорского муниципального образования Московской области - Р.П.В., представитель сельскохозяйственного производственного кооператива колхоз "Л" - адвокат Т.В.С. требования заявителей не признали и пояснили, что оспариваемые постановления Правительства Московской области приняты в пределах компетенции данного органа государственной власти Московской области, в соответствии с требованиями федерального законодательства и не нарушают права и охраняемые законом интересы заявителей. Представители Правительства Московской области и СПКК "Л" представили также письменные возражения на заявления (т. 5 л.д. 2-15, 96-103).
Представитель администрации Красногорского муниципального района Московской области - Ф.М.Ю. в судебном заседании не смогла сформулировать позицию по делу представляемого ею органа местного самоуправления, оставив разрешение данного спора на усмотрение суда.
Представители Министерства культуры Российской Федерации - С.Е.В., ФГБУК музей-усадьба "Архангельское" - Ю.О.И., ОАО "Мосводоканал" - К.Е.Ю. в судебном заседании поддержали требования заявителей и пояснили, что оспариваемые постановления Правительства Московской области считают незаконными, поскольку земли населенных пунктов, в силу положений Земельного кодекса РФ, предназначены, прежде всего, для застройки и развития данных населенных пунктов, что предполагает их активное освоение именно в указанных целях.
Между тем, земли, включенные постановлениями Правительства Московской области в состав д. Глухово Красногорского района категорически не могут использоваться для данных целей, поскольку практически целиком входят в первый (1Б) пояс и второй пояс зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г. Москвы, а также в зоны охраны объекта культурного наследия федерального значения - памятника истории и культуры - ансамбля усадьбы "Архангельское" Красногорского района (частично в охранную зону памятника, частично в зону охраняемого ландшафта памятника). При таких обстоятельствах, полагают представители указанных заинтересованных лиц, расширение границы д. Глухово нарушает интересы и права граждан, проживающих в сельском поселении Ильинское Красногорского муниципального района, а также права и интересы граждан Российской Федерации в целом.
Представителем ОАО "Мосводоканал" представлен также письменный отзыв на заявление (т. 5 л.д. 16-17).
Суд, выслушав объяснения явившихся заявителей и их представителей, представителей заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего заявление подлежащим удовлетворению, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
В силу положений ч. 3 ст. 246 ГПК РФ, при рассмотрении и разрешении дел данной категории суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.
Согласно п. "в" ч. 1 ст. 72, ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Пунктом 4 ч. 1 ст. 8 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Часть 1 статьи 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Федеральный закон № 191-ФЗ) предусматривает, что до утверждения генеральных планов городских округов, генеральных планов поселений, схем территориального планирования муниципальных районов, но не позднее 31 декабря 2012 года, а расположенных на территории Московской области - не позднее 31 декабря 2014 года, включение земельных участков в границы населенных пунктов осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящей статьей.
Как установлено судом и не оспаривается лицами, участвующими в деле, генеральный план городского поселения Ильинское Красногорского муниципального района до настоящего времени не утвержден (т. 3 л.д. 140).
Законом Московской области от 7 июня 1996 года № 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области" принятие правовых актов о включении земельных участков в границы населенных пунктов отнесено к компетенции Правительства Московской области (п.п. 7, 7.1 ч. 1, ч. 2 ст. 3 Закона).
Таким образом, оспариваемые нормативные правовые акты приняты в пределах компетенции Правительства Московской области.
Вместе тем, проанализировав действующее законодательство, регулирующие рассматриваемые правоотношения, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые постановления Правительства Московской области приняты с нарушением установленной законом процедуры принятия подобных актов.
Вывод суда основан на следующем.
Одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности является участие граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности, обеспечение свободы такого участия (п. 5 ч. 1 ст. 2 Градостроительного кодекса РФ).
Процедура принятия решения о включении земельного участка в границу населенного пункта регламентирована ст. 4.1 Федерального закона № 191-ФЗ от 29 декабря 2004 года "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закона № 191-ФЗ).
Основания для безусловного отказа в принятии решения о включении земельного участка в границы населенного пункта названы в ч. 19 ст. 4.1 Федерального закона № 191-ФЗ в соответствии с которой отказ производится в случае, если:
1) федеральными законами установлены ограничения изменения целевого назначения и (или) разрешенного использования земельного участка или запреты на изменение целевого назначения и (или) вида разрешенного использования земельного участка;
2) документами территориального планирования Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, утвержденными в установленном порядке, предусмотрено использование земельного участка, не соответствующее указанному в заявлении;
3) в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации поступил в письменной форме мотивированный отказ в согласовании заявления о включении земельного участка в границу населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования.
В силу ч. 2 ст. 4.1 Федерального закона № 191-ФЗ исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации может отказать в принятии решения о включении земельного участка в границу населенного пункта в случае, если:
1) в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации поступило заявление о невозможности или нецелесообразности включения земельного участка в границу населенного пункта и изменения вида разрешенного использования земельного участка от органа местного самоуправления городского округа или поселения, на территориях которых находится населенный пункт;
2) заключение о результатах указанных в ч. 6 настоящей статьи публичных слушаний содержит положение о несогласии лиц, участвующих в проведении таких слушаний, с решением о включении земельного участка в границу населенного пункта и об изменении разрешенного вида использования земельного участка.
Судом установлено, что собственником земельных участков указанных в оспариваемых постановлениях Правительства Московской области является Сельскохозяйственный производственный кооператив колхоз (СПКК) "Л" (т. 1 л.д. 114-123, 114-146, 151-158). Обременения данных земельных участков и назначение их согласно Схеме территориального планирования Московской области - основные положения градостроительного развития, на которые указывают заявители и представители заинтересованных лиц - Министерства культуры РФ, ОАО "Водоканал", ФГБУК музей-усадьба "Архангельское", подтверждаются также соответствующими кадастровыми паспортами земельных участков государственного кадастра недвижимости и письмом Министерства экологии и природопользования Московской области (т. 1 л.д. 147-150, 152-153, 155-157, т. 5 л.д. 93).
Судом также установлено, что СПКК "Л", в порядке, предусмотренном п. 4 ст. 4.1 Федерального закона № 191-ФЗ, обратился 14 февраля 2012 года с тремя заявлениями к главе сельского поселения Ильинское Красногорского муниципального района Московской области. В указанных заявлениях данный собственник трех земельных участков, расположенных южнее д. Глухово сельского поселения Ильинское просил главу указанного муниципального образования подготовить заключения о возможности и целесообразности включения данных участков категории "земли сельскохозяйственного назначения", вид разрешенного использования "сельскохозяйственные угодья" общей площадью около 430 га в границы д. Глухово с изменением вида разрешенного использования данных земельных участков на вид "для жилищного строительства".
В качестве обоснования возможности изменения категории земли заявитель сослался на необходимость перспективного развития д. Глухово и муниципального образования в целом, а также на потребность в развитии территории, находящейся в непосредственной близости от населенного пункта, предусмотренная в проекте генерального плана развития сельское поселения Ильинское (т. 3 л.д. 146-148).
15 февраля 2012 года главой сельского поселения Ильинское Красногорского муниципального района, в соответствии с п. 1 ч. 5 ст. 4.1 Федерального закона № 191-ФЗ, по данным заявлениям были подготовлены и направлены Правительству Московской области три заключения о возможности и целесообразности включения указанных земельных участков в границы д. Глухово с изменением их вида разрешенного использования на вид "для жилищного строительства".
Целесообразность включения земельных участков в границы д. Глухово в данных заключения обоснована необходимостью качественного изменения жилья, культурно-бытовых обслуживающих объектов, обеспечивающих благоприятную достойную среду проживания, а также увеличения объемов жилищного фонда, осуществляющихся исключительно за счет освоения новых территорий в соответствии с "Основными направлениями устойчивого градостроительного развития Московской области", утвержденными постановлениям Правительства Московской области от 30 декабря 2003 года № 743/48 (т. 3 л.д. 135-145).
Кроме того, из материалов дела усматривается, что 23 апреля 2012 года, после направления Правительству Московской области указанных заявлений и заключений с приложением всех необходимых документов, главе сельского поселения Ильинское Красногорского муниципального района от собственника земельных участков СПКК "Л" поступили еще три заявления, названные им дополнением к ранее направленным заявлениям от 14 февраля 2012 года.
В заявлениях от 23 апреля 2012 года СПКК "Л" также просит включить в границы д. Глухово сельского поселения Ильинское три вышеназванных земельных участка, но уже без изменения их вида разрешенного использования, то есть для использования в границах населенного пункта в качестве сельскохозяйственных угодий. В обоснование данных заявлений собственник земельных участков указал, что включение их в границы населенного пункта имеет важное значение для вовлечения участков в хозяйственный оборот и способствует решению задач дальнейшего социально-экономического развития деревни Глухово и поселения в целом и позволит в полном объеме реализовать функциональное использование земельных участков (т. 3 л.д. 149-151).
По указанным заявлениям СПКК "Л" главой сельского поселения Ильинское Красногорского муниципального района 24 апреля 2012 года также были подготовлены и направлены Правительству Московской области три заключения (названные дополнениями к заключениям от 15 февраля 2012 года) о целесообразности и возможности включения земельных участков в границы д. Глухово без изменения их вида разрешенного использования. Обоснование в заключениях от 23 апреля 2012 года изменения категории данных земельных участков и включение их в границы населенного пункта без изменения вида их разрешенного использования дословно воспроизводит обоснование указанное в дополнительных заявлениях СПКК "Л" (т. 3 л.д. 152-157).
В силу положений ст. 4.1 Федерального закона № 191-ФЗ, по вопросу о включении земельного участка в границы населенного пункта либо об исключении земельного участка из границ населенного пункта проводятся публичные слушания в порядке, предусмотренном п. 5-11 данной статьи.
Согласно п. 2 ч. 5 ст. 4.1 данного Федерального закона публичные слушания не проводятся в случае включения земельного участка в границы населенного пункта в целях жилищного строительства, в том числе комплексного освоения земельных участков в целях жилищного строительства или рекреационного использования.
Таким образом, учитывая, что в дополнительных заявлениях собственника земельных участков и, соответственно, дополнительных заключениях главы сельского поселения Ильинское цели включения сельхозугодий в границы населенного пункта были изменены и содержали просьбу включить данные земельные участки в границы населенного пункта без изменения вида их разрешенного использования, в целях вовлечения данных сельхозугодий в хозяйственный оборот и реализации в полном объеме их функционального использования, проведение публичных слушаний по данному вопросу, в силу названных норм Федерального закона № 191-ФЗ, было необходимо.
Однако как следует из материалов дела, пояснений заявителей и не оспаривается представителями заинтересованных лиц, публичные слушания по вопросу включения земельных участков принадлежащих СПКК "Л" в границы д. Глухово сельского поселения Ильинское Красногорского муниципального района не проводились.
Доводы представителя Правительства Московской области в судебном заседании и в письменных возражения о том, что публичные слушания необходимы только в случае если земельный участок включается в границы населенного пункта одновременно с изменением вида его разрешенного использования, о чем, по мнению представителя, свидетельствует анализ ст. 4.1 Федерального закона № 191-ФЗ, суд находит несостоятельными.
Согласно ч. 2 и п. 1 ч. 5 ст. 4.1 Федерального закона № 191-ФЗ в случае необходимости установления или изменения видов разрешенного использования земельных участков решение о включении земельных участков в границы населенных пунктов принимается одновременно с решением об установлении или об изменении видов разрешенного использования включаемых в границы населенных пунктов земельных участков (ч. 2 ст. 4.1). Орган местного самоуправления подготавливает и направляет в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации заключение о возможности и целесообразности включения земельного участка в границы населенного пункта, а также о возможности установления или изменения вида разрешенного использования земельного участка в случае, если это указано в заявлении заинтересованного лица (п. 1 ч. 5 ст. 4.1).
Таким образом, из указанных норм следует, что в порядке ст. 4.1 Федерального закона № 191-ФЗ рассматривается как заявление заинтересованного лица, содержащее только просьбу о включении земельного участка в границы населенного пункта (то есть об изменении категории земельного участка) так и заявление, содержащее помимо этого просьбу об установлении или изменении вида разрешенного использования земельного участка.
Также из системного анализа ст. 4.1 Федерального закон № 191-ФЗ следует, что порядок рассмотрения этих двух видов заявлений является общим. Какого-либо особого порядка для заявления, в котором содержится просьба только об изменении категории земли (включении земельного участка в границы населенного пункта) без изменении вида его разрешенного использования, закон не содержит.
Утверждение представителя Правительства Московской области, в этой связи, о том, что во всех положениях ст. 4.1 Федерального закона № 191-ФЗ, где речь идет о публичных слушаниях, проводимых органами местного самоуправления, заявление заинтересованного лица именуется заявлением "о включении земельного участка в границы населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка" не соответствует действительности.
Так, в ч. 13 ст. 4.1 Федерального закона № 191-ФЗ указано, что орган местного самоуправления направляет в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации поступившее заявление о включении земельного участка в границу населенного пункта либо об исключении земельного участка из границы населенного пункта, прилагаемые к нему документы, заключение, указанное в пункте 1 части 5 настоящей статьи, а также заключение о результатах публичных слушаний, за исключением случаев, указанных в пункте 2 части 5 настоящей статьи.
Таким образом, данная норма, не содержащая никаких ссылок на заявление об одновременном изменении вида разрешенного использования, подтверждает, что для этих двух видов заявления существует общий порядок их рассмотрения. Об этом свидетельствует также и положения ч. 19 и ч. 20 ст. 4.1 Федерального закона № 191-ФЗ, содержащие основания отказа в принятии решения о включении земельного участка в границу населенного пункта либо об исключении земельного участка из границы населенного пункта, без упоминания об изменении вида разрешенного использования земельного участка.
Доводы представителя Правительства Московской области в обоснование своей позиции о том, что в соответствии с действующим законодательством, в том числе с нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации на публичные слушания органами местного самоуправления выносятся только вопросы изменения вида разрешенного использования являются необоснованными.
В силу положений ч. 1 ст. 84 Земельного кодекса РФ изменением границ населенных пунктов является изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.
Согласно же ч. 17, 18 ст. 24, 28 Градостроительного кодекса РФ в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по проектам генеральных планов, в том числе по внесению изменений в генеральный план (за исключением изменений, предусматривающих изменение границ населенных пунктов в целях жилищного строительства или определения зон рекреационного назначения), с участием жителей поселений, городских округов проводятся в обязательном порядке.
Право граждан на участие в градостроительной деятельности посредством участия в публичных слушаниях при решения вопроса о включении земельного участка в границы населенного пункта (фактического изменения границ населенного пункта) не для целей жилищного строительства или рекреационного использования, гарантировано и в переходный период, в случае отсутствия генерального плана поселения, что и отражено в статье 4.1 Федерального закона № 191-ФЗ.
Утверждение представителя СПКК "Л" в судебном заседании о том, что целью включения более 430 гектар сельхозугодий в границы д. Глухово являлось, после отказа от целей жилищного строительства на данных землях, их рекреационное использование, в связи с чем проведения публичных слушаний не требовалось, является несостоятельным, поскольку упоминания об этом не содержат ни первоначальные, ни дополнительные заявления собственника и заключения органа местного самоуправления. В то же время в тексте дополнительных заявления и заключения ясно обозначено, что целью включения сельхозугодий в границы населенного пункта без изменения вида их разрешенного использования является реализация в полном объеме функционального использования данной земли, то есть продолжение сельхозпроизводства в границах д. Глухово.
Ссылка представителей Правительства Московской области и СПКК "Л" на положение закона (п. 2 ч. 20 ст. 4.1 Федерального закона № 191-ФЗ), в соответствии с которым результаты публичных слушаний не являются безусловным основанием для отказа органом исполнительной власти субъекта РФ в принятии решения о включении земельного участка в границы населенного пункта, не может быть принята судом во внимание, поскольку данное обстоятельство не освобождает соответствующие органы от выполнения требований закона об обязательном проведении публичных слушаний и учета их результатов при решении данного вопроса.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые постановления Правительства Московской области были приняты с нарушением требований закона об обязательном проведении публичных слушаний и учете их результатов при решении вопроса о включении земельных участков в границы населенного пункта, чем было нарушено право заявителей на участие в осуществлении градостроительной деятельности.
Судом также установлено, что при принятии оспариваемых постановлений Правительства Московской области были нарушены также требования областного законодательства.
Согласно ч. 3 ст. 4.1 Федерального закона № 191-ФЗ закона субъектов Российской Федерации может быть установлен порядок подготовки и принятия решений о включении земельных участков в границы населенных пунктов либо об исключении земельных участков из границ населенных пунктов и об установлении или об изменении видов разрешенного использования земельных участков с учетом требований настоящего Федерального закона.
Таким законом в Московской области является Закон от 7 июня 1996 года № 23/96-ОЗ (с последующими изменениями и дополнениями) "О регулировании земельных отношений в Московской области".
Согласно п. 6.2 ст. 5 названного Закона Московской области предусмотрено, что решение о включении земельных участков в границы населенных пунктов либо об исключении земельных участков из границ населенных пунктов и об установлении или об изменении видов разрешенного использования земельных участков принимается с учетом мнения органов местного самоуправления муниципальных районов.
До принятия решения о включении земельных участков в границы населенных пунктов и об установлении или об изменении видов разрешенного использования земельных участков уполномоченный орган Московской области в течение пяти рабочих дней с даты поступления заявлений направляет информацию о поступившем заявлении в органы местного самоуправления муниципального района. В случае непоступления в течение пятнадцати дней с даты направления указанной информации мнения (в письменной форме) органов местного самоуправления муниципальных районов о целесообразности включения земельных участков в границы населенных пунктов и об установлении или об изменении видов разрешенного использования земельных участков, заявление считается согласованным.
Данная норма областного закона проверялась Московским областным судом на предмет соответствия ее федеральному законодательству и признана не противоречащей ему решением Московского областного суда от 23 апреля 2008 года. Определением Верховного Суда РФ от 23 июля 2008 решение Московского областного суда от 23 апреля 2008 года в указанной части оставлено без изменения.
В подтверждение выполнения названного требования областного закона представителем Правительства Московской области суду была представлена копия письма Министерства имущественных отношений Московской области от 4 апреля 2012 года, адресованного главе Красногорского муниципального района с просьбой предоставить мнение органов местного самоуправления района о целесообразности включения трех земельных участков, принадлежащих СПКК "Л" в границы д. Глухово в целях жилищного строительства (т. 5 л.д. 88).
Данных о том, что названное письмо было отправлено адресату и получено им суду не представлено. В судебном заседании представитель администрации Красногорского муниципального района отрицала получение районом каких-либо писем из Министерства имущественных отношений Московской области по данному вопросу. Указанное обстоятельство подтверждается также содержанием имеющихся в материалах дела писем главы района и его заместителя, адресованных заявителям (т. 1 л.д. 4, т. 3 л.д. 134).
Кроме того, как усматривается из текста указанного письма Министерства имущественных отношений Московской области, главе района было предложено выразить мнение о включении земельных участков в границы населенного пункта в целях жилищного строительства, как это было указано в первоначальном заявлении СПКК "Л", в то время как оспариваемые постановления были приняты на основании дополнительного заявления собственника уже не предусматривающего подобной цели.
Доказательств, свидетельствующих об учете мнения органов местного самоуправления Красногорского муниципального района при решении вопроса о включении указанных земельных участков в границы д. Глухово в целях указанных в дополнительном заявлении собственника земли, суду также не представлено.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что требование п. 6.2 ст. 5 Закона Московской области "О регулировании земельных отношений в Московской области" при принятии оспариваемых постановлений Правительства Московской области выполнено не было.
Помимо этого судом установлено, что при принятии оспариваемых постановлений Правительством Московской области не была определена действительная цель включения 430 гектар сельхозугодий в границы населенного пункта без изменения вида их разрешенного использования.
Так, в судебном заседании представитель СПКК "Л" пояснил суду, что для его доверителя целью включения столь значительного количества сельхозугодий в границы населенного пункта являлось многократное увеличение земельного налога, позволяющее значительно пополнить бюджет сельского поселения Ильинское. В ходе судебного заседания представитель уточнил свою позицию и пояснил, что целью включения земельных участков в границы деревни являлось также рекреационное использование данной земли. При этом в предыдущем судебном заседании представитель настаивал на целях жилищного строительства в совокупности с сельхозпроизводством (т. 5 л.д. 65, 174, 175...).
Представитель же главы сельского поселения Ильинское Красногорского муниципального района Московской области в судебном заседании пояснил, что при даче окончательного заключения о возможности и целесообразности включения земельных участков в границы д. Глухово данный орган местного самоуправления исходил из комплексного освоения земель в целях жилищного строительства (т. 5 л.д. 177-178).
В свою очередь, представитель Правительства Московской области в судебном заседании утверждала, что при принятии оспариваемых постановлений Правительство имело в виду только дальнейшее развитие сельхозпроизводства в границах деревни Глухово (т. 5 л.д. 66, 164-165,175).
Таким образом, собственник земельных участков, орган местного самоуправления и Правительство Московской области при решении вопроса о включении сельхозугодий в границы населенного пункта исходили из совершенно различных целей, что также, по мнению суда, свидетельствует о незаконности и необоснованности оспариваемых постановлений.
Доводы представителя Правительства Московской области о том, что Правительство при принятии оспариваемых постановлений не обязано было устанавливать, для какой именно реальной цели СПКК "Л" просит включить свои сельхозугодия в границы населенного пункта без изменения вида разрешенного использования, что влечет для него как сельхозпроизводителя многократное увеличение налогового бремени, суд находит несостоятельными.
Данная позиция противоречит положениям закона в соответствии с которыми результат рассмотрения исполнительным органом государственной власти субъекта РФ вопроса о включении земельного участка в границы населенного пункта ставится в зависимость от предусмотренной нормативными актами возможности использования земельного участка в соответствии с заявленными целями (п. 1, 2 ч. 19 ст. 4.1 Федерального закона № 191-ФЗ).
Следовательно, при очевидной немотивированности (как в данном случае) заявления собственника земельного участка и заключения органа местного самоуправления по вопросу включения земельного участка в границы населенного пункта, исполнительный орган государственный власти субъекта Российской Федерации обязан установить действительную цель такого включения и, исходя из данной цели и требований закона, принять соответствующее решение.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые постановления Правительства Московской области от 4 мая 2012 года № 664/17, 665/17, 666/17 приняты с нарушением требований федерального и областного законодательства, а также прав заявителей, в связи с чем заявления К.Л.Ш., У.Б.А., Р.Г.Л. и других подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194-198, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
заявления К.Л.Ш., Ш.А.Б., Г.В.Б., Л.Н.А., С.З.А., Л.В.Н., К.А.И., О.И.Н., П.М.А., Б.Е.В., Т.Н.В., П.Р.И., П.Л.Ф., А.П.Н., А.Л.А., П.С.В., С.В.П., Л.А.Н., О.Е.И., О.М.И., П.И.С. и заявление У.Б.А. и Р.Г.Л. удовлетворить.
Признать недействующими со дня принятия постановление Правительства Московской области от 4 мая 2012 года № 664/17 "О включении земельного участка в границы д. Глухово сельского поселения Ильинское Красногорского муниципального района (кадастровый номер 50:11:0050505:38)", постановление Правительства Московской области № 665/17 "О включении земельного участка в границы д. Глухово сельского поселения Ильинское Красногорского муниципального района (кадастровый номер 50:11:0050505:39)", постановление Правительства Московской области № 666/17 "О включении земельного участка в границы д. Глухово сельского поселения Ильинское Красногорского муниципального района (кадастровый номер 50:11:0050505:40).
На решение может быть подана апелляционная жалоба и принесено апелляционное представление прокурором в Верховный Суд Российской Федерации через Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья
М.Г. Власова
------------------------------------------------------------------